Карта Тартарии (так называли в Европе Сибирь и Дальний Восток), 1606 г.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛИ
«Достойно, право, изумления, что такая горстка людей овладела таким громадным пространством земли, — писал о русских первопроходцах в конце XVII века их современник, дипломат и путешественник Якоб Рейтенфельс, — Что же, поистине, еще более удивительно, так это то, что и живущие далее племена подчинились царю не потому, что были покорены военною силою, но по убеждениям купцов и исключительно в надежде на выгоду в будущем от торговых сношений с московитами»
Маршруты первопроходцев и исследователей Джугджура. Графика: Рушан Каюмов. (кликните для увеличения)
Не меньше изумляют и фантастически короткие сроки, в которые были открыты гигантские просторы севера азиатской части континента: в 1581 году войско Ермака только перешагнуло за Урал, а уже в 1639-м году отряд Ивана Москвитина вышел к Охотскому морю. Даже просто по прямой с Запада на Восток это расстояние составляет более пяти тысяч километров дикой непроходимой тайги! И это расстояние преодолели менее, чем за 60 лет!
Расширяясь все больше вглубь Сибири, Россия стала крупнейшим поставщиком мехов в Европу. «Мягкая рухлядь», так тогда называли пушнину, стала для русских, по меткому выражению Р. Фишера, «дрожжами» экономики.
Понятно, что мягкой рухляди требовалось все больше, и это заставляло расширять территорию, облагаемую налогом. Для этого русские люди и забирались все дальше на Восток…
ИВАН МОСКВИТИН
(годы рождения и смерти неизвестны)
Бюст Ивана Москвитина
Первым русским, преодолевшим Хребет Джугджур и ступившим на берег Тихого океана стал Иван Москвитин. О его жизни остались крайне скудные сведения.
Вот что сообщал в своей «скаске» или, говоря современным языком, отчете об экспедиции казак москвитинского отряда Нехорошка Колобов: «…с Алдана реки из Бутальского острожку посылал на государеву службу томской атаман Дмитрей Копылов томских служилых людей Ивашка Юрьева сына Москвитина да их казаков, с ним тритцать человек, на большое море-окиян, по тунгусскому языку на Ламу.
…А шли они Алданом вниз до Май реки восьмеры сутки, а Маею рекою вверх шли до волоку семь недель, а из Май реки малою речкою до прямого волоку в стружках шли шесть дён, а волоком шли день ходу и вышли на реку на Улью, на вершину, да тою Ульею рекою шли вниз стругом, плыли восьмеры сутки и на той же Улье-реке, зделав лодью, плыли до моря, до устья той Ульи-реки, где она впала в море, пятеры сутки. И тут…, на усть-реки, поставили зимовье с острожком».
Съемки фильма «Иван Москвитин. Путь к океану» на реке Улье. Фото: Александр Свешников.
Поскольку надвигалась зима, казаки поставили на устье Ульи острог, а часть отряда Москвитин тем временем отправил на речной посудине по Ламе на север, исследовать побережье. Как водится, для сбора ясака. И «приискания новых землиц», конечно.
Уже через три дня они добрались до большой реки. «Охота» — так русское ухо услышало эвенкское слово «акат», что в переводе означает просто «река». Осенью 1639 года казаки разведали более 500 верст побережья к северу от Ульи до Тауйской губы.
На съемочной площадке фильма «Иван Москвитин. Путь к океану» на реке Улье. Фото: Александр Свешников.
Восемь лет спустя здесь будет поставлен Охотский острог — второе русское поселение на тихоокеанском побережье после Ульинского острога, — предшественник современного Охотска. В будущем и саму Ламу станут называть Охотским морем. Зимой 1639 года Москвитин для более основательного исследования побережья Ламы заложил в устье Ульи плотбище, на котором к весне казаки построили два 16-метровых («по осьми сажен») морских коча — парусно-гребных судна поморского типа для хождения по северным морям. Эти кораблики являются прародителями Российского Тихоокеанского флота.
Весной 1640-го года Москвитин прошел вдоль берега Охотского моря до Удской губы, побывал в устье реки Уды и, обойдя Шантарские острова, попал в Сахалинский залив. Он готов был идти и дальше к Амуру, но на одной из стоянок сбежал проводник. Не успев до холодов вернуться в Ульинский острог, отряд стал на зимовку в устье реки Алдомы.
Только следующей весной (1641 года) Москвитин двинулся в обратный путь. Он вновь перевалил через хребет Джугджур и уже к середине лета вернулся в Якутский острог с большим количеством «мягкой рухледи» (соболиных шкурок) и обширными сведениями о новых землях и народах, их населяющих.
Акварельная иллюстрация Клавдия Лебедева, 1863 г.
Коч первопроходцев (чертеж на доске).
ВАСИЛИЙ ПОЯРКОВ
(годы рождения и смерти неизвестны)
Василий Поярков.
В 1645 году русские казаки совершили новый поход к Ламскому морю под руководством Василия Даниловича Пояркова. Он происходил из служивых людей города Кашина. В 1630 году попал на службу в Сибирь, и дослужился до начальника воеводской канцелярии Якутска или, как тогда это называлось, «письменного головы».
В «Наказной памяти, составленной воеводой Головиным письменному голове Василию Пояркову…», говорится: «…Стольник и Воевода, Петр Петрович Головин, велел итить из Якутского острогу Письмяному Голове Василью Даниловичу Пояркову на Зию и Шилку реку, для Государева Царева и Великаго Князя, Михаила Федоровича, всея Русии, ясачнаго сбору и прииску вновь нсясачных людей, и для серебряной и медной и свинцовой руды, и хлеба… И ему, Василью, итить из Якутцково острогу вниз по Лене реке до Усть Алдана, и Алданом рекою вверх до Буталсково острожку… И пловучи по Зие реке, прося у Бога милости, Государевым делом промышлять, смотря по тамошной мере как лутче, и иноземцов ласково и разговором призывать, и под Государеву Царскую высокую руку их приводить, и ясак сбирать, смотря по людем, как можно…
Казаки в лодке. Художник: Василий Суриков.
Поярков спустился по Зее и Амуру, достиг Амурского лимана и пошел на север вдоль побережья Охотского моря. Опасное плавание продолжалось три месяца, группа чудом пережила несколько штормов. К сентябрю путешественники дошли до устья Ульи, где зазимовали в построенном за шесть лет до этого зимовье Москвитина. С наступлением весны, оставив 17 казаков во главе с Ермилом Васильевым в острожке, отряд на лыжах и нартах пошел по суше до Маи, где построил лодки и сплавился до Алдана, а затем — до Лены и достиг, наконец, Якутска. Неизведанных территорий было открыто мало, однако был дан новый толчок к исследованию Дальнего Востока, в частности — движения русских на Амур. Цена за это была заплачена высокая — две трети отряда навсегда остались в этих землях.
Памятная монета, посвященная экспедиции Пояркова.
ВИТУС БЕРИНГ
(1681-1741)
Витус Беринг.
Витус Ионассен Беринг — мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор, руководивший Первой (1725−1730) и Второй (1733−1741) Камчатскими экспедициями. Их идейным вдохновителем был император Петр I, который уделял огромное внимание изучению географии России и в первую очередь — составлению «генеральных карт».От Санкт-Петербурга экспедиция добралась до Якутска, дошла до Алдана и по Мае поднялась до устья Юдомы, где стоит до сих пор одноименная деревенька, исстари служившая перевалочной базой первопроходцев и золотоискателей. Дальше по Юдоме, а затем по суше группа вышла на побережье Охотского моря, повторив путь многих других экспедиций (этот путь имеет название «Юдомский крест»). Построив к лету 1728 года бот «Святой Гавриил», Беринг отправился в плавание, в ходе которого были нанесены на карту многие географические объекты.
Алексей Чириков и Витус Беринг на берегу Авачинской бухты на фоне ботов «Святой Петр» и «Святой Павел». Художник И. Пшеничный.
Это была первая российская морская научная экспедиция. На карту нанесли 3500 км нового побережья, завершив тем самым открытие северо-восточного побережья Азии (картой Беринга долгое время пользовались все западноевропейские картографы). Через три года Берингу было поручено организовать Вторую Камчатскую экспедицию. Осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Петр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки, где и перезимовали в гавани, названной Петропавловской в честь кораблей экспедиции. Здесь же было заложено поселение, с которого начал свою историю город Петропавловск-Камчатский. В июле 1741 года «Святой Пётр» под командованием 60-летнего Беринга и «Святой Павел» под командованием Чирикова достигли северо-западных берегов Америки. На обратном пути «Святой Петр» потерпел крушение на одном из островов, позже названном именем Беринга. Здесь командор нашел вечный покой. …
Памятная монета, посвященная 250-летию открытия Русской Америки.
Карта, составленная Берингом после Первой Камчатской экспедиции.
АЛЕКСАНДР МИДДЕНДОРФ
(1815-1894)
Александр Миддендорф.
Александр Федорович Миддендорф был путешественником, географом, зоологом, ботаником, натуралистом, врачом, основоположником мерзлотоведения. Во время своей экспедиции в Северную Сибирь и на Дальний Восток в 1842−1845 годах он открыл плато Путорана, стал первым исследователем полуострова Таймыр, Северо-Сибирской низменности, Амурско-Зейской равнины, Станового хребта, частично — хребта Джугджур, нижней части бассейна Амура, южного побережья Охотского моря, Удско-Тугурского Приохотья, Шантарских островов. Отчёт Миддендорфа об экспедиции был для своего времени наиболее полным описанием Сибири и Дальнего Востока. 1 июня 1844 года отряд Миддендорфа перевалил Становой хребет и через восемь дней подошел к острожку на реке Уда. Здесь путешественники за 12 дней построили «байдару», 12-весельную лодку, обтянутую кожей и сплавились на ней к морю.
Пытаясь пройти на утлых суденышках к Шантарским островам, ученый и его спутники едва не погибли во льдах. «Урок был грозно поучителен», — вспоминал об этом Александр Миддендорф. Но они не оставили попыток и 4 августа высадились на берегу острова Большой Шантар.
Несмотря на то, что была достигнута конечная точка экспедиции, ученый решает отправить все собранные геологические и зоологические коллекции, гербарии и дневники в Якутск, а самому продолжить исследование побережья Охотского моря. Соорудив лодку из ивовых прутьев и воловьей кожи (названную им в воспоминаниях «ореховой скорлупой»), Миддендорф вдвоем с помощником отправляется дальше. Исследователи шли морем на юг вдоль берега, составляя карту и собирая коллекции. Добравшись к сентябрю 1844 года до устья Тугура, географы тронулись в обратный путь на оленях.
Вьючные лошади. Иллюстрация к «Путешествию по Восточной Сибири И. Булычова, Императорского Русского географического общества действительного члена», 1856 г.
Путешествие Миддендорфа длилось 841 день. За это время он прошел по труднодоступным тундрам и горам на лошадях, собаках, оленях, лодках и пешком около 30 000 километров. Секретарь Академии наук П. Н. Фус, оценивая успех Сибирской экспедиции, сказал, что Миддендорф возвратился из Сибири в столицу «в ореоле славы».
С подачи Миддендорфа возникает идея о необходимости основания Русского географического общества — организации, которая бы способствовала всем, «кто стремится узнать больше нового об империи Российской». Впоследствии Миддендорф стал вице-президентом общества и получил за заслуги высшую его награду — Константиновскую медаль.
ИВАН ГОНЧАРОВ
(1812-1891)
Иван Гончаров.
Иван Александрович Гончаров не был профессиональным путешественником или ученым, но он оставил лучшее литературное описание Северного Охотоморья и, в частности, хребта Джугджур. В эти места классик попал после двухлетней кругосветки на «Фрегате «Паллада». В завершении путешествия, высадившись в поселке Аян на берегу Охотского моря, Гончаров пересек Дальний Восток, всю Сибирь, европейскую часть России и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года. В 1858 году выходит книга «Фрегат «Паллада», став крупным литературным событием.
Причем наибольший интерес вызвало не столько описание экзотических стран, сколько окраин Российской империи, о которых петербургский свет мало что знал.
Здесь были и Джугджур, и Аяно-Майский тракт, и этнографические заметки, и исторические экскурсы, и личные ощущения автора.
Фрегат «Паллада» в Нагасаки. Рисунок японского художника.
Вот как, например, он описывал Джугджур: «Вскоре по сторонам пошли горы, одна другой круче, серее и недоступнее. Это как будто искусственно насыпанные пирамидальные кучи камней. По виду ни на одну нельзя влезть. Одни сероватые, другие зеленоватые, все вообще неприветливые, гордо поднимающие плечи в небо, не удостаивающие взглянуть вниз, а только сбрасывающие с себя каменья… Я все глядел по сторонам, стараясь угадать, которая же из гор грозный Джукджур: вон эта, что ли? Да нет, на эту я не хочу: у ней крут скат, и хоть бы кустик по бокам; на другой крупны очень каменья. Давно я видел одну гору, как стену прямую, с обледеневшей снежной глыбой, будто вставленным в перстне алмазом, на самой крутизне. „Ну, конечно, не эта“, — сказал я себе. „Где Джукджур?“ — спросил я якута. „Джукджур!“ — повторил он, указывая на эту самую гору с ледяной лысиной. „Как же на нее взобраться?“ — думал я…»
ГРИГОРИЙ ФЕДОСЕЕВ
(1899-1968)
Григорий Федосеев после удачной охоты. Архивное фото.
Григорий Анисимович Федосеев — геодезист, писатель-исследователь Охотоморья и первопроходец многих уголков Джугджура. Он был одним из тех, кто стирал белые пятна с карты этих мест, посвятив этому более 30 лет. Параллельно Федосеев занимался литературной деятельностью. Начинал с простых очерков и публикации дневниковых записей. Они предельно документальны, в них нет вымысла, а герои реальны — от характеров до имен, от Трофима Королева до Улукиткана — проводника-эвенка. Приключениям на Джугджуре, которые едва не стоили жизни самому Федосееву, посвящены несколько его повестей и рассказов. Небольшая повесть «На вершине Джугджура» была опубликована в журнале «Пионер» в 1953 году. Позже она стала составной частью романа «Смерть меня подождет» (1963 г.), посвященного и Джугджуру, и исследованию реки Мая. Немало литературно-документальных описаний этих мест и в книге «Тропою испытаний» (1951−1961).
Через перевал. Фото из архива Г. Федосеева.
Автор любил суровую дальневосточную природу и находил точные слова для ее описания. Его книги — словно учебники по географии, биологии, геологии и прочим наукам, поданные в увлекательной форме. Но более всего они — учебник жизни. Одна из вершин Станового хребта с координатами 55 36,9' северной широты, 131 15,3' восточной долготы и абсолютной высотой в 2007 метров, Постановлением Правительства Р Ф в 2004 году получила имя «гора Федосеева». Однако и на Джугджуре есть немало памятников писателю. Спокойно взирают на хребет пирамиды триангуляционных пунктов, установленные под руководством Григория Анисимовича.