Эвенк-оленевод Николай Карамзин. Фото: Евгений Сазонов.

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ

Освоение Приохотья человеком началось еще в эпоху мезолита. Двигаясь за стадами диких животных, древние охотники прикочевали на Дальний Восток и, в частности, сюда — на отроги Джугджура
В III-I тысячелетии до н. э. на территории Аяно-Майского района уже существовала местная первобытная культура. Охота и рыболовство были традиционными занятиями и основным источником пропитания малых народов, проживающих здесь. В процессе эволюции к этим занятиям добавились оленеводство и упряжное собаководство.
К моменту появления в крае в первой половине XVII в. русских экспедиций у аборигенов сохранялись признаки первобытного строя, — они жили родовой общиной.
Коренными жителями этих мест в основном являются тунгусы (эвенки).
Джугджур на карте 1788 года​.
Так представляли себе европейцы в средние века коренных обитателей Сибири и Дальнего Востока (Тартарии). Гравюра голландца Николааса Витсена.
Вот как описывал Нехорошка Колобов в своей «скаске» тунгусов, встреченных отрядом первопроходца Ивана Москвитина на Улье:
«А по той де реки по Ульи и живут те тунгусы 4 роды: килары, долганы, горбыканы, бояшенцы… А бой у них лучной, у стрел копейца и рогатины все костяные, а железных мало, и лес и дрова секут и юрты рубят каменными и костяными топорки…»
От эвенков русские землепроходцы заимствовали географические названия по всей Сибири и Дальнему Востоку: Джугджур («дюгдюр» — высокая безлесая гора), Алдан («алдун» — каменистые берега), Енисей («ионесси» — большая вода), Лена («елю-енэ» — большая река), Олекма («олоохунай» — беличья), Могоча (золотое дно), Чита (глина).
К слову, и столетия спустя, в первой половине ХХ века советские географы, геологи, топографы ходили в сложные экспедиции на тот же Джугджур в сопровождении опытных проводников-эвенков. Легендарным стало имя спутника писателя Григория Федосеева — охотника Улукиткана (1871−1963), героя нескольких романов писателя, не раз спасавшего ему жизнь. Улукиткан прекрасно знал тайгу, ее животный и растительный мир и был незаменимым проводником в экспедициях топографа Федосеева.

ЭВЕНЫ

Эвены — сибирский тунгусо-маньчжурский народ. Обитают преимущественно на Дальнем Востоке. Прежде их часто называли «ламуты» (от эвенкийского «лама» — «море», «озеро», «большая вода») и «орочены» (от «орон» — «домашний олень», т. е. «оленные люди»). Эвенский язык входит в тунгусо-маньчжурскую языковую группу.
Эвены и эвенки очень близкие народы по языку, быту и культуре. Их основными традиционными занятиями также были охота на пушного и мясного зверя, рыболовство и кочевое оленеводство.
Джугджур на карте 1788 года​.
Стойбище эвенов. Архивное фото.
У эвенов Охотского побережья выделялись три зональные группы хозяйств: горно-таежная, не связанная с приморской территорией (оленеводческая), промежуточная, к которой относились около 70% эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, состоящая из эвенских безоленных хозяйств (исключительно промысловая).
Джугджур на карте 1788 года​.
Шаман в тунгусском одеянии. Рис XVII века.
До того, как в тайгу пришла авиация, олени были единственным транспортным средством в условиях безграничных расстояний и такого же бездорожья. «Как верблюда считали кораблем пустыни, так и олень является кораблем Севера… Если вы поехали на оленях, то вас ничто в пути не остановит, и в положенное время будете в пункте назначения, чего, к сожалению, никогда не скажешь про авиацию», — писал Владимир Клипель в своей книге очерков «Улыбка Джугджура».
Хозяйственный цикл эвенов делился на шесть периодов, четыре из которых соответствовали основным временам года и два дополнительных (предвесенний и предзимний), имевших важное значение для оленеводческого хозяйства. Каждый из этих периодов определял приоритеты и сочетание видов хозяйственной деятельности, способов кочевания и организации поселений. Счет велся по месяцам, с использованием двух видов календарей. Один, традиционный, разбивался «по частям тела». У охотских эвенов год начинался с сентября, который назывался месяцем «подымающейся тыльной поверхности кисти руки» (левой) и заканчивался августом, месяцем «подымающейся кисти руки, сложенной в кулак» (правой). Другой календарь (православный) появился позже: на деревянной дощечке метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники. В нем же указывались и семейные даты.
Джугджур на карте 1788 года​.
Нарты. Литография из атласа иллюстраций к «Путешествию по Восточной Сибири И. Булычова, Императорского Русского географического общества действительного члена», 1856 г.

ЯКУТЫ

Третий народ, который традиционно расселялся в окрестностях Джугджура — это якуты (самоназвание «саха», устаревшие названия — «уранхай», «олонхо»). Здесь они совсем малочисленны, хотя, вообще, якуты являются самым крупным из коренных народов Сибири.
Джугджур на карте 1788 года​.
Якуты. Из атласа иллюстраций к «Путешествию по Восточной Сибири И. Булычова, Императорского
Русского географического общества действительного члена», 1856 г.
Вот как их описывает Иван Гончаров в книге «Фрегат Паллада»:
«Якуты — народ с широкими скулами, с маленькими глазами, таким же носом; бороду выщипывает; смуглый и с черными волосами. Они, должно быть, южного происхождения и родня каким-нибудь маньчжурам. Все они христиане, у всех медные кресты; все молятся; но говорят про них, что они не соблюдают постановлений церкви, то есть постов… Якуты ласковы и внимательны: они нас буквально на руках снимают с седел и сажают на них».
Как пишет историк Михаил Кречмар, якуты, строго говоря, тюрки-курыканы, которые в Х веке по каким-то причинам двинулись на север и достигли оазиса в среднем течении Лены к середине ХVI века, откуда расселились еще дальше. К этому же времени сложилась скотоводческая и сельскохозяйственная культура этого народа и начал формироваться первичный феодальный строй.
Главными занятиями якутов, как у эвенков и эвенов, были охота, рыбная ловля и скотоводство (разведение якутских пород коров и лошадей, приспособленных к суровому северному климату). Позднее — со второй половины XIX века — якуты стали заниматься и земледелием.
Made on
Tilda