Привлечение клиентов: способы, каналы, инструменты и методы
Где искать клиентов? Этот вечный вопрос преследует далеко не первое поколение предприятий, независимо от их размера и направления деятельности. Однозначного ответа на него не существует, и причина здесь не в засекреченности информации. Правда в том, что этот ответ меняется с течением времени. Поэтому первое правило успешной компании — знать о современных методах привлечения новых клиентов и правильно применять их на практике.
Содержание статьи:
Прямые продажи на «холодном» рынке как ключевой канал привлечения клиентов
Если компания имеет широкую базу «горячих» клиентов, заинтересованных в покупке предлагаемых товаров или услуг, — это прекрасно. Но даже в таком случае рано или поздно настанет момент, когда необходимо задуматься о расширении клиентского потока. И тогда многие выбирают успевший стать классическим метод «холодных» продаж — прямое предложение продукции людям или компаниям, которые на данный момент в ней не заинтересованы. Одним из наиболее применяемых методов «холодных» продаж является обзвон определенной базы, хотя существуют и другие, но в современных условиях менее продуктивные — непосредственный «обход» квартир или компаний и «уличные» продажи.
Эффективность такого маркетингового приема для привлечения клиентов зависит от многих факторов. Но если брать усредненные показатели, то один менеджер, совершающий примерно 50–60 звонков в день, может рассчитывать на то, что лишь 5%[1] потенциальных клиентов согласятся на встречу или обсуждение сотрудничества. А непосредственно до сделки дело доходит еще реже. В среднем менеджер на «холодных» звонках может обеспечить около 1 продажи на 100 звонков[2].
Иногда значительное влияние имеет скорость принятия решения, например, в сфере B2B клиент не всегда может оперативно сменить поставщика, поэтому результат работы с «холодным» рынком проявляется не сразу.
Проблемы могут возникнуть на этапе поиска специалистов по «холодным» продажам. Такую работу часто поручают стажерам или людям без опыта. Но если сотрудник не способен в первые секунды заинтересовать потенциального клиента, то работа превращается в пустую трату времени. Имеет значение и психологическая устойчивость: получая множество отказов каждый день, утратить мотивацию очень легко. Поэтому обязанность обзвона клиентов можно доверить только профессионалу, которого не так-то просто найти. Можно поручить это занятие аутсорсинговым компаниям, но и здесь возможны проблемы — вряд ли сотрудники кол-центров «по найму» смогут оперативно ответить на вопрос заинтересовавшегося в продукте человека.
Стоимость такого привлечения клиентов зависит от метода — если вы используете аутсорс, то в среднем за 500 звонков придется заплатить около 15 000 рублей. Если нанимать отдельного специалиста, то его зарплата будет составлять примерно 50 000–80 000 рублей ежемесячно.
Достоинства метода «холодных» продаж:
- возможность расширить клиентскую базу;
- исследование рынка;
- составление базы.
Недостатки:
- возможно формирование негативного отношения к компании;
- множество отказов;
- в ряде случаев рентабельность решения может быть сомнительна.
Эффективность напрямую зависит от категории необходимости товара. Например, если речь идет о продаже продуктов кафе и ресторанам, то есть о первой категории необходимости, то из 10 звонков можно получить два крупных заказа. А если о продаже компьютеров, которые относятся к числу товаров из категории второй необходимости, то продажа состоится в одном случае из 200–300 попыток[3].
Сетевой маркетинг
За яркими примерами применения этой маркетинговой стратегии далеко ходить не надо — всем известны косметические фирмы, деятельность которых основана именно на сетевой концепции реализации товаров. Она подразумевает создание своеобразной сети из агентов, в задачи которых входит не только распространение продукции, но и привлечение новых сотрудников, что поощряется дополнительными бонусами и прибавкой к доходу.
Эффективность сетевого маркетинга обусловлена несколькими факторами:
- зарплаты необходимы лишь основному «костяку» высшего менеджмента;
- не нужно выплачивать аренду за торговые площади;
- товар попадает к потребителю, минуя рекламные каналы, так сказать, из рук в руки.
Если говорить о «серых» схемах организации подобного бизнеса, которые получили популярность в России, то значительная часть прибыли приходит именно от тех, кто вдохновился идеей простого заработка и какое-то время стабильно закупает товар или посещает платные тренинги. При этом компания не всегда помогает своим агентам продавать, не уделяя внимание рекламным акциям и повышению лояльности к своему бренду.
«Белые» схемы рассчитаны на долгое существование. Здесь, на первых порах подключая профессиональных менеджеров, необходимо начинать продвижение своей сети в массы, а затем — прилагать максимум усилий для поддержки собственных дистрибьюторов. Например, запустить сайт с подробным описанием продукции, проводить бесплатные семинары и тренинги, создать грамотную схему мотивации и т.д. То есть не пренебрегать и другими элементами маркетинга, помимо сетевого. Однако такой подход несколько снижает прибыльность бизнеса.
Одним из самых ярких примеров успешной компании, которая добилась огромных оборотов благодаря сетевому маркетингу, является Amway. Продукция фирмы — витамины и БАДы, косметика, чистящие средства. То есть идеальный набор продуктов, которые покупатели часто приобретают спонтанно, без предварительно принятого решения. Оборот компании в 2016 году составил около 8,8 млрд долларов, а наибольший доход с показателем в 49% от общей доли принесли товары категории «Здоровье»[4].
Привлечение новых клиентов средствами грамотного маркетинга
Правильная маркетинговая стратегия — это понятие настолько широкое, что рассказать о ней в пределах одной статьи было бы весьма затруднительно. Но на сегодняшний день существует универсальный инструмент продаж, который подходит для активного привлечения внимания клиентов к любому товару или услуге. Как нетрудно догадаться, речь идет о пространстве Всемирной паутины.
Эффективность интернет-методов напрямую зависит от правильно выбранной стратегии, которая должна быть основана на анализе целевой аудитории, деятельности конкурентов и целях компании. После того как эти данные получены, необходимо составить четкий план использования продвигающих инструментов:
- Landing Page (посадочная страница). Сайт, состоящий, по сути, из одной страницы, — это своего рода презентация товара или услуги, который имеет определенную цель. Чаще всего целью является совершение какого-либо действия — покупка или регистрация.
- Контекстная реклама. Эффективный способ привлечения клиентов для широкого круга компаний. Тем не менее — не для всех. Это связано с дороговизной сервисов «Яндекс.Директ» и Google Adwords, ведь цена кликов по некоторым запросам может достигать нескольких тысяч рублей. И следует помнить, что количество пользователей, блокирующих рекламные объявления в браузерах, растет с каждым годом — по данным исследований в 2015 году их число достигло 198 млн человек[5].
- SEO-оптимизация сайта. Под этим понятием понимают «подгонку» контента сайта под требования поисковых систем для повышения мест выдачи. Однако и здесь есть подводные камни — требования поисковиков постоянно меняются, к тому же даже неукоснительное следование им не гарантирует результата.
- Контент-маркетинг. Суть этого относительно нового метода привлечения клиентов проста — предоставляя покупателю полезную информацию, компания формирует лояльное отношение к себе. Размещение на собственном сайте объективных материалов, которые помогают клиенту решить проблему, а не просто проинформировать о товаре или услуге — это прекрасный способ поиска и привлечения новых целевых клиентов.
Одна из основных проблем, с которой неизбежно сталкиваются предприниматели при осуществлении интернет-стратегии продвижения, заключается в поиске специалистов. Большинство из них являются профессионалами в узких областях, поэтому для каждого из каналов, а иногда — даже их отдельных аспектов, необходимо находить отдельных людей и выстраивать их взаимодействие. Решением проблемы становится обращение в агентства по привлечению клиентов, осуществляющие полный спектр услуг маркетинга по продвижению своего сайта и бренда в Сети.
Достоинства интернет-маркетинга не вызывают сомнений:
- Клиенты «живут» в интернете. В 2015 году рост процента онлайн-заказов увеличился на 16%, в 2016 — на 23%, а в первом полугодии 2017 — на 23–28%[6].
- Возможности тонкого таргетинга.
- Интерактивность, обратная связь от клиента.
- Веб-аналитика, трекинг.
- Отсутствие географических границ.
Однако есть и недостатки:
- С распространением интернет-мошенничества, пользователи все реже доверяют прежде эффективным рекламным слоганам.
- Относительно быстрая смена действенных методов привлечения новых клиентов.
- Высокая конкуренция.
На данный момент одним из самых перспективных способов для привлечения клиентов в интернете является нативная реклама. В отличие от насыщенных ключевиками SEO-текстов и прямолинейной рекламы интересные информационные или развлекательные материалы воспринимаются потенциальным покупателем как полезный контент. Зачастую это брендированные статьи на страницах популярных интернет-изданий. Такая реклама мягко формирует мнение клиента о продукте, не вызывая раздражения. В условиях пресыщения навязчивыми рекламными слоганами и постепенного развития баннерной слепоты покупатель предпочитает доверять экспертному мнению, почерпнутому из статей на информационных порталах или даже из блогов.
Знаменитая компания Netflix (онлайн-кинотеатр) стала заказчиком одной из статей в The New York Times — результатом работы стал информационный материал о жизни женщин-заключенных. Здесь были собраны мнения экспертов, в том числе и автора мемуаров «Оранжевый — новый черный» Пайпер Керман, по которым телекомпанией был снят одноименный сериал[7]. Упоминание этого продукта послужило поводом для повышения интереса к нему.
Участие в государственных торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Госзаказ — это большая удача для бизнеса. Ведь для того чтобы заполучить такого надежного клиента, как государство, да еще и на длительный срок, не нужно тратить средства на рекламу или его поиск.
Принять участие в аукционе могут не только компании, но и индивидуальные предприниматели. Сейчас довольно популярным методом получения госзаказа являются электронные торги. Чтобы стать участником, необходимо предоставить определенные документы — выписку из ЕГРЮЛ, учредительные документы и т.д. Также нужно приобрести электронную подпись. Это необходимо для аккредитации на сайте проведения торгов.
Но этот метод подразумевает определенные сложности — для того чтобы принять участие в торгах, потенциальный поставщик должен «обеспечить» свою заявку денежными средствами. В среднем «замороженная» до окончания торгов сумма составляет 1–5% от цены сделки. Не у каждой компании есть такая сумма, поэтому необходимо позаботиться о наличии банковской гарантии. Это в совокупности со сложностями в подготовке и сборе необходимых бумаг отпугивает многих от государственных тендеров.
Кстати, товаром, интересующим государственные компании, может быть практически все, что угодно. Например, в конце прошлого года ФГБУ «Комбинат питания №7» Управления делами президента России заказал чуть менее 3000 пачек сигарет. А Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации не так давно закупало услуги массажа — каждый из 4 тендеров стоил примерно 1 200 000 рублей[8].
Как мы видим, способов привлечения клиентов в свою компанию достаточно много. Но не всегда бывает просто подобрать оптимальный вариант для конкретного типа бизнеса — приходится действовать методом проб и ошибок, что зачастую обходится довольно дорого. Чтобы избежать ненужных трат, можно обратиться к применению универсальных методов интернет-маркетинга — для достижения успеха в этой отрасли достаточно правильно выбрать компанию, предоставляющую такие услуги.