5 слагаемых эффективной презентации компании
Пожалуй, каждая компания стремится к динамично растущей прибыли, хочет, чтобы количество ее клиентов приближалось к численности населения планеты. Один из важнейших шагов на пути к этой цели — позиционирование, или предоставление аудитории информации о выгодах работы с конкретным предприятием, профессионализме команды, завоеванных наградах, ведущих позициях в отраслевых рейтингах и т.д. На основе полученных данных клиенты делают выводы о надежности делового партнера, принимают решение о коммерческом сотрудничестве.
В позиционировании бренда полезен и даже незаменим такой маркетинговый инструмент, как презентация. Этим емким и широко известным термином (от лат. praesento — «представление») называется способ донесения до аудитории графической, текстовой, аудио- или видеоинформации.
Самая затратная форма — событийная презентация. Это мероприятие с приглашением гостей для демонстрации продукта или услуги определенного бренда. Вспомните, как СМИ периодически извещают нас о подобных презентациях гаджетов, автомобилей, книг, музыкальных альбомов и т.д. Менее статусная и масштабная — презентация компании перед небольшой аудиторией или отдельным клиентом. Обычно она является частью деловых переговоров или процесса продажи. Чтобы презентация оказалась успешной и привела к подписанию контракта, зачастую используются элементы мультимедиа, дополняющие информацию от спикеров. Это могут быть, например, видеоролики или серии слайдов.
Презентация компании начинается с правильного позиционирования
Визуальные презентации должны с первых минут привлечь внимание аудитории и удерживать его на протяжении всего рассказа. Основная идея подается сочно, выразительно и, главное, с учетом интересов и потребностей клиентов. Презентация призвана убедить покупателя, что ваши преимущества перед конкурентами обернутся для него прямыми финансовыми выгодами, а предлагаемые вами товары и услуги оптимально подходят его потребностям и решают стоящие перед клиентом задачи. При подготовке к позиционированию важно представить себя на месте клиента и оценить предложение его глазами.
Правильный текст — правильный результат
Слово было и остается важным инструментом убеждения и призыва к действию как в личном, так и в деловом общении. Поэтому важно тщательно составлять и редактировать тексты презентаций, через которые вы доносите важную информацию для клиентов.
Минимальный набор требований к текстовому контенту: грамматическая и стилистическая грамотность, последовательность и логичность в изложении, выверенность цифр и фактов, отсутствие канцеляризмов и жаргона, которые непонятны вашим клиентам. Кроме того, важно, чтобы текст был лаконичным, не «замусоренным» лишними словами и оборотами. Желательно сократить его до емких выжимок-тезисов, нескольких предложений[1].
И, наконец, отдельно стоит прорабатывать текстовые сообщения, несущие в себе продающую функцию. В продающие слайды нужно органично вписывать УТП (уникальное торговое предложение), складывающееся из конкурентных преимуществ продвигаемого товара, указания цены (или размера скидки) и побуждения к заключению сделки. Стоит избегать клише, стереотипных «баянных» фраз, которые целевая аудитория слышит каждый день и давно перестала на них реагировать. Главная задача — выгодно отличиться в море однообразных предложений. И здесь поможет лишь оригинальный, продуманный и прочувствованный текст. Не пожалейте времени на несколько вариантов слоганов, играйте глаголами, подбирайте самую эффективную речевую формулу (ту, от которой вам самим захотелось бы стать клиентом компании)[2].
Забери свой сноуборд! Купи до 15 ноября годовую карту горнолыжного курорта и получи новую снегодоску!
Такси «Ракета» приедет за 10 минут. Не уложимся в тайминг — довезем вас бесплатно!
Думайте о бюджете. Оплачивайте только результат. Стоимость привлечения одного клиента с помощью технологии DynaAds будет ниже в сравнении с вашими лучшими каналами.
Особого внимания заслуживает структурирование текста: разбивка на абзацы, составление нумерованных списков, усиление слов жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием, набор заглавными буквами или контрастным цветом.
Запоминающийся дизайн и грамотное оформление презентации: нет — шаблонам, да — творчеству
Огромное значение в эффективности презентации имеет верстка и дизайнерское оформление.
Как и в тексте, здесь не место готовым шаблонам. Нужно ставить соответствующую задачу дизайнеру или вдохновляться, чтобы творить макеты самостоятельно.
Немного теории в помощь:
- Стремитесь к гармоничному сочетанию цветов
К примеру, совмещение в одном слайде коричневого с бордовым или темно-синего с горчичным создают эффект мутного и тусклого экрана. Буквы кажутся грязными, имеющими пятна[3]. Приемы и советы по сочетанию цветов можно найти в том числе на сайтах о дизайне[4]. - Ограничьтесь пятью цветами
Большое количество оттенков в дизайне презентации мешает восприятию изложенного. На одном слайде используйте не более двух–трех цветов, включая цвет фона. Во всей презентации — не более пяти[5].
- Используйте правильные шрифты
Если компания имеет разработанный брендбук, где разработчики предусмотрели шрифты для текстовых сообщений, то этот пункт можно пропустить. Для остальных совет таков: отдохните от Times New Roman, Calibri и Arial, присмотритесь к Helvetica, Open Sans или Roboto. Попробовав создать хоть одну презентацию на основе приведенных или сходных шрифтов, вы, возможно, сочтете их более отвечающими задачам бизнеса[6]. - Правильно выравнивайте строки
Желание заполнить текстом все поле и растянуть строки по ширине в корне ошибочно. Одно из незыблемых правил верстки предписывает выравнивание текста по левому краю. Так он лучше читается и воспринимается зрителями.
- Используйте инфографику
Активно используйте графические иконки с легко узнаваемым содержанием, заменяющим слова или целые предложения (например, трубка телефона — вместо слов «позвоните по номеру», почтовый конверт — вместо «напишите нам» и т.д.).Человеческий мозг с древнейших времен привык оперировать схемами и простыми графическими символами. Дайте ему возможность отдохнуть от чтения: замените слово на картинку там, где это уместно. - Дозируйте визуальные эффекты
Не стремитесь показать в одной бизнес презентации владение всеми инструментами и эффектами Power Point. Не сочетайте одновременно подсвечивание, тени, отражение, градиенты и т.д. Они не несут полезной нагрузки, а только отвлекают внимание от главной идеи.
Мультимедийность и мультиформатность: вишенка на торте
Можно и нужно дополнять презентации мультимедийными элементами. Но здесь тоже важно не переусердствовать с видеоконтентом, аудиосопровождением, 3D-эффектами. Каждый прием должен быть оправдан и уместен.
С помощью видео можно проиллюстрировать отзывы реальных клиентов, а также продемонстрировать продукт или услугу в действии. Спокойная музыка может быть приятным дополнением к выступлению спикера, динамичная — задавать активный ритм переговорам и т.д.
3D и flash-изображения также могут нагляднее представить товар, добавить выразительности продающим слайдам.
Завершающим этапом создания презентации должна стать мультиформатность, или адаптация под разные форматы носителей информации: компьютерных мониторов, проекторов, планшетов и экранов мобильных телефонов. Важно устроить «прогон» — просмотреть слайды на разных гаджетах, чтобы быть уверенным, что изображение не выглядит деформированным, вытянутым или обрезанным по краям. Распечатка нескольких бумажных копий также не будет лишней.
Команда специалистов: пятый элемент успешной бизнес-презентации
Создание презентации предприятия можно сравнить со съемками кино. Здесь также работает коллектив творческих и технических специалистов, от слаженной работы которых зависит впечатление, произведенное на клиента.
Как и в киноиндустрии, эти труженики остаются за кадром. Самое время рассказать об этих творцах позиционирования. Функции сценариста лежат на копирайтере, создающем структуру и текстовое содержание презентации. За монтаж отвечает дизайнер, разрабатывающий макет презентации и компонующий каждый кадр-слайд. Он же подбирает цветовые сочетания, шрифты и верстает тексты и фото. Дизайнер широкого профиля также способен взять на себя вопросы мультимедийности. Помощники в адаптации к форматам и проверке электронной презентации — специалисты IT-департамента.
Общие консультационные услуги оказывают опытные маркетологи и менеджеры по продажам, умеющие работать с возражениями и на практике многократно проверившие, какие слова магически действуют на покупателя.
Презентация — полезнейший инструмент продвижения. Грамотное использование заложенных в ней возможностей способно обернуться внушительными дивидендами. «Это выглядит по-настоящему впечатляюще!» — те слова, которые нужно стремиться услышать от клиентов в промежутке между просмотром презентации и подписанием договора.