Как создать интернет-магазин бесплатно, или Бюджетные варианты организации онлайн-продаж

Пространство современного Рунета наполнено виртуальными магазинами. Купить удаленно можно все: от книг, одежды и бытовой техники до дорогого автомобиля или редкого музейного экспоната. Рынок электронной коммерции растет высокими темпами, а самые успешные его участники ежегодно достигают миллионных оборотов. Статистика указывает на рост величины среднего чека онлайн-покупки, активное вовлечение покупателей не только из крупных городов, но и небольших населенных пунктов, а также широкое разнообразие форм оплаты и доставки.

Создать свой интернет-магазин с нуля сегодня можно самому и совершенно бесплатно — существует множество сервисов, которые подскажут, как это сделать в короткий срок и с максимальным эффектом. Идея может показаться заманчивой, однако в вопросах организации виртуальной торговли есть свои подводные камни. Рассмотрим подробнее плюсы и минусы бесплатного интернет-магазина, этапы его организации и возможные альтернативы.

Можно ли создать интернет-магазин бесплатно и в каких случаях это целесообразно

При обдумывании идеи, как сделать интернет-магазин самостоятельно и бесплатно, важно сразу понять, что избежать затрат полностью не получится. Как минимум придется оформлять регистрацию ИП, вносить социальные сборы и налоги, оплачивать труд менеджеров по продажам, поддерживать ассортимент, логистику. Поэтому под «бесплатным» виртуальным магазином подразумевается отсутствие расходов на его разработку и наполнение. Самый простой путь — это воспользоваться специальными онлайн-конструкторами, которые предоставляют простые и удобные инструменты для быстрого создания сайта. Пользователь может выбрать один из нескольких шаблонов и нужные ему компоненты и модули. Он также получает бесплатный домен и хостинг. Создать интернет-магазин самостоятельно можно за несколько часов, в то время как профессиональная работа над сайтом занимает недели и даже месяцы.

При всей привлекательности данная идея едва ли окажется успешной с коммерческой точки зрения. Вновь созданный магазин, скорее всего, будет иметь ограниченные функциональные возможности. Ограничения могут быть разного рода вплоть до невозможности выкладки полного ассортимента, а это означает автоматическое снижение продаж и прибыли. Бесплатные интернет-магазины, как правило, не имеют оригинального дизайна, что не только ухудшает восприятие со стороны потребителя, но и создает трудности в продвижении. Масла в огонь подливает и сторонняя реклама, которая обязательно присутствует на таком ресурсе. Бесплатное доменное имя имеет в лучшем случае третий уровень, что едва ли «понравится» поисковым системам. В довершение может оказаться, что бесплатной является только демоверсия сервиса. Для дальнейшей работы будет предложено приобрести выбранный пакет услуг за деньги.

К сведению
Известный способ сэкономить — это использовать бесплатное коробочное решение. В сети представлен большой выбор CMS с открытым исходным кодом, рассчитанных и на интернет-магазины в том числе. Например, Opencart, Wordpress osCommerce, Joomla, PHPShop и др. Разработка проекта будет стоить недорого ($70-80), за сам движок платить не нужно. Недостатки: отсутствие техподдержки, невысокая функциональность. Не исключены проблемы с безопасностью. Вариант «бесплатный движок + платный шаблон» — это хорошее решение для тестовых проектов.

Создание магазина на основе бесплатных шаблонов имеет смысл только для владельцев микробизнеса: продавцов домашнего handmade, частных услуг, например, парикмахера, массажиста или мастера по маникюру, а также тех, кто не имеет далеко идущих планов. Если с первого дня необходим качественный и функциональный продукт, способный развиваться и работать долгие годы, подходить к его разработке необходимо индивидуально.

Возможности онлайн-магазина, созданного «своими руками»

Детальному изучению возможностей и характеристик наиболее популярных конструкторов посвящено совместное исследование CMS Magazine и ADN Digital Studio. Аналитики отобрали 40 готовых шаблонов и сравнили их по ряду параметров. Результаты во многом составляют картину, которую получает пользователь, желающий создать свой интернет-магазин бесплатно и быстро. Основным критерием отбора была пригодность для работы с e-commerce, то есть возможность создавать каталоги и поддержка платежных систем. В отбор вошли такие платформы, как 1minute.website, AdvantShop, AllTrades, CartEnergy, Ecwid, InSales, Mozello и др. Оценке подлежали следующие параметры:

  1. Домен и хостинг. Практически все платформы разрешают использовать собственный, купленный ранее домен. Возможность переноса сайта на сторонний хостинг в большинстве случаев запрещена. Некоторые (например, Eshoper) позволяют сделать это после полного выкупа сайта.
  2. Создание магазина и добавление товаров. Эксперты оценивали возможность добавления товаров (вручную), редактирования полей, настраивания интерфейса «под себя». Практически все платформы получили отрицательные оценки. Более-менее широкими возможностями обладают Tilda, Diafan.Cloud, AdvantShop, Eshoper, InSales, «Мерчиум», Wix. Эти же платформы предлагают шаблоны, соответствующие современным представлениям о дизайне интернет-магазинов.
  3. Продажи и способы оплаты. Примерно половина платформ позволяют создать личный кабинет пользователя, вывести товарные рекомендации («С этим товаром выбирают», «Вам понравится» и т.д.), предоставляют возможность оформлять скидки и дарить купоны. Выбор способов оплаты достаточно широк: банковские карты, Webmoney, «Яндекс.Деньги». Почти всех их поддерживают платежные агрегаторы Robokassa, «Яндекс.Касса» и RBK Money.
  4. Продвижение и аналитика. Большинство платформ обладают собственными инструментами аналитики, системами построения отчетов, наиболее «продвинутые» платформы (AdvantShop, AllTrades, Eshoper, InSales, Webassyst, uCoz, InSales, Tilda, LPgenerator и др.) позволяют редактировать заголовки, описания, ключевые слова, метатеги, добавлять robots.txt, XML-карту сайта и т.д. то есть, выполнять SEO-оптимизацию.
  5. Цена. Разброс велик и зависит от тарифного плана: от полностью бесплатного размещения (All2cart, Gugx, Shopdepot.ru) до 10 тыс. руб./мес. (AdvantShop — 7990 руб./мес., InSales — 9990 руб./мес., «Мерчиум» — 2890 руб./мес., Tilda — до 1250 руб./мес.) Плата может взиматься посуточно или зависеть от объемов продаж. Например, Pokupo — 1,5% от оборота. При этом полный список функций доступен исключительно в платной версии. И только наиболее дорогие тарифы не имеют ограничений по количеству добавляемых товаров.

Таким образом, очевидна взаимосвязь: чем полнее функционал, тем выше цена за ежемесячное пользование. Это еще раз подтверждает утверждение о том, что самостоятельно и бесплатно создать можно только самый простой интернет-магазин, предназначенный для тестового пользования. В дальнейшем для реализации расширенных решений придется обратиться к тарифам, предполагающим внесение платы, или приобретать дополнительные модули.

Плюсы и минусы бесплатного решения

Очевидно, что главный плюс бесплатного решения — это максимальная экономия. Вы можете сделать сами все так, как нравится вам, не оплачивая труд привлеченных специалистов. Также сможете корректировать настройки и после запуска проекта. Но следует быть готовым к очевидным минусам:

  • слабый уровень исполнения — даже самый продуманный конструктор не заменить опытом профессиональных разработчиков;
  • шаблонность дизайна и сложности с продвижением;
  • нестабильность работы и низкий уровень безопасности.

В результате, вместо сосредоточения на бизнес-процессах и факторах роста прибыли, предприниматель занимается работой, в которой разбирается слабо. Гораздо предпочтительнее поручить работу профессиональным исполнителям либо отказаться от идеи собственного сайта вообще и воспользоваться функциональными платформами, которые за умеренную плату дают возможность организовать торговлю на территории всей страны без хлопот по разработке и настройке.

Как создать интернет-магазин самому: пошаговая инструкция

Создание уникального интернет-магазина можно представить в виде схемы, которая включает в себя следующие шаги:

  1. Выбор идеи. Она должны быть интересной, максимально оригинальной и востребованной.
  2. Создание товарного запаса: поиск поставщиков с максимально выгодными условиями, расчет вероятной цены реализации, уровня рентабельности, прибыли, определение позиции относительно конкурентов.
  3. Регистрация ИП или компании другой организационно-правовой формы. Выбор системы налогообложения.
  4. Выбор домена, движка для сайта, разработка оригинального дизайна или приобретение готового продукта. Домен — это адрес магазина в сети. Хорошо, если он будет коротким и запоминающимся. Название может отражать категорию продаваемых товаров или услуг.
  5. Создание и размещение контента. Тексты на сайте должны быть уникальными, фотографии — оригинальными. Подготовить контент можно самостоятельно либо прибегнуть к услугам профессиональных копирайтеров и фотографов. Последних можно найти на специализированных профессиональных биржах — Text.ru, Txt.ru — для поиска копирайтеров, Illustrators.ru, Fotogazon.ru или Фотовидеозаявка.рф — для поиска фотографов. Хороший способ привлечь внимание — это организовать на сайте бесплатный блог или раздел с полезными советами, касающимися предлагаемой продукции, выкладывать новости, описывать особенности применения и т.д.
  6. Разработка схем оплаты. Для того чтобы работать с клиентами по всей стране, необходимо подключить возможность приема денег с банковских карт и электронных платежных систем. Наиболее эффективный способ — подключить агрегатор платежей. Это сервис, который позволит работать сразу с несколькими формами оплаты (например, Robokassa) и который предоставляет пользователю возможность оплачивать услуги только удобным для себя образом. Для подключения потребуется заключить один договор.
  7. Проработка механизма доставки. Оптимально — это предложить клиентам варианты на выбор: «Почта России», EMS, СПСР и другие сервисы. Оплата может быть фиксированной или зависеть от веса/стоимости покупки. Можно установить сумму заказа, при которой доставка будет бесплатной — это подтолкнет покупателя к большему объему покупок.
  8. Привлечение клиентов. Способов много: контекстная реклама, SEO-оптимизация, электронная рассылка, продвижение через отзывы и рекомендации в социальных сетях.
Важно!
Согласно данным StatCounter, в конце 2016 года доля пользователей мобильных устройств превысила количество тех, кто выходит в интернет со стационарного компьютера (51,3% и 48,7% соответственно). Любой современный интернет-ресурс (в том числе магазин) должен быть адаптивным или иметь мобильное приложение. Это поможет привлечь и удержать огромное количество посетителей.

Это основные шаги, позволяющие сделать свой интернет-магазин с нуля бесплатно или относительно недорого. Что касается времени организации, при не очень большой номенклатуре товаров весь цикл займет от 3 до 6 месяцев.

Альтернативные варианты

Альтернативой собственному интернет-сайту может стать продажа товаров и услуг через социальные сети или специализированные сайты-агрегаторы. Рассмотрим кратко оба варианта.

Продажа через соцсети

Наиболее удачными с этой точки зрения являются «народные» ресурсы: «ВКонтакте», Instagram, Facebook. Интернет-магазин может иметь вид тематической группы или отдельной страницы, на которой вместо данных пользователя располагается информация о товарах: описание, фотографии, цены, отзывы.

Преимущества:

  • Простой вход. Создать страницу или группу можно бесплатно и без навыков программирования.
  • Несколько активных каналов связи с аудиторией. Пользователи могут писать личные сообщения, оставлять комментарии, делать репосты.
  • Простота распространения. Первыми «посетителями» группы или страницы, как правило, становятся «друзья» создателя, которые охотно делятся обновлениями с другими друзьями. Таким образом удается быстро охватить широкую аудиторию.

Недостатки:

  • Легкость входа рождает высокую конкуренцию. При этом ограниченность функционала не позволяет сильно выделяться среди конкурентов.
  • Аудитория ограничена пользователями соцсети. Продвигать паблик в офлайне сложнее, чем обычный сайт.
  • Нет возможности принимать платежи удаленно — только наличные деньги. Можно предложить клиентам отправлять переводы на банковскую карту организатора группы, однако это негативно отразится на уровне доверия к магазину.
  • Полная зависимость от социальной сети. Падение популярности сети означает снижение числа покупателей в группе. Если страницу заблокируют, клиенты будут потеряны.
  • Нет возможности анализировать поведение посетителей, в то время как наличие сайта позволяет многое узнать об аудитории и применить эти знания в маркетинговой стратегии.

Продажа через социальные сети может иметь место на раннем этапе для тестирования спроса. Группа также может быть еще одним каналом связи с аудиторией в дополнение к продающему сайту (но не вместо).

Продажа через сайты-агрегаторы товаров и услуг

Сайт-агрегатор — это ресурс, на котором собрана информация о конкретных предложениях товара или услуги. Категория любая: одежда, украшения, бытовая техника и т.д. Агрегатор предлагает пользователю подборку товаров или услуг в соответствии с запросом. По каждой позиции представлено описание характеристик.

В Рунете работает несколько крупных площадок. Вот наиболее популярные из них:

  1. «Яндекс.Маркет». Ресурс объединяет около 15 тысяч интернет-магазинов, уровень посещаемости — до 1,5 млн человек ежедневно. Площадка дает возможность также продавать товары, не открывая сторонний виртуальный магазин. Комиссия — 2% от каждой сделки, есть форма платы за клики. Сервис доступен только для юридических лиц.
  2. «Rambler.Супермаркет». Принцип работы аналогичен сервису «Яндекса», однако аудитория меньше — около 120 тысяч человек в день. Плата за размещение начисляется по аукционной системе за клик. Старт — от 3 рублей.
  3. Robo.Market. Преимущество в том, что организовать продажу можно без открытия интернет-магазина и регистрации ИП. Клиенту доступны более 40 способов оплаты товара. Robo.Market работает по всей России как с физическими, так и с юридическими лицами. Хотя это и новая площадка, ее можно считать самой удобной и простой из всех перечисленных.

Работа через сайты-агрегаторы — быстрый способ начать продажу в интернете. Это выход для «молодых» магазинов и частных лиц, которые не хотят вкладываться в раскрутку и продвигать собственные площадки. На агрегатор приходят клиенты, которые уже готовы к покупке конкретного товара. Если у продавца имеется собственный сайт, разместив ссылку на агрегаторе, он получает объем целевого трафика при минимальных денежных затратах. Кроме того, такой ресурс повышает доверие потребителя — все продавцы, работающие на площадке, проходят проверку.


Подводя итог, можно выделить два главных правила удаленных продаж: найти выгодную нишу и правильно организовать процесс. При грамотном подходе сделать интернет-магазин онлайн можно бесплатно или с небольшими вложениями, при этом сразу выйти на аудиторию, готовую к покупке. Крайне важно в этом случае подобрать ресурс с оптимальным сочетанием функциональности и цены.