Особенности налоговых правонарушений
Обязанность по уплате налогов предусмотрена российским законодательством и для граждан, и для юридических лиц. Для тех, кто забывает сделать это в установленный срок или вовсе игнорирует данное требование, предусмотрена ответственность, в том числе уголовная. Однако своевременная подача декларации и оплата выставленных налоговиками счетов не гарантируют отсутствие претензий со стороны фискальных органов. В статье мы расскажем об особенностях налоговых правонарушений.
Содержание статьи:
Как показывает практика, налогоплательщики, особенно предприниматели, ежедневно рискуют быть вызванными на ковер в ФНС, получить повестку в суд или увидеть на пороге своего офиса незваных гостей с внеплановой проверкой.
Виды налоговых правонарушений
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) понимает под налоговым правонарушением «виновно совершенное противоправное деяние, за которое предусмотрена ответственность»[1]
. Виды налоговых правонарушений перечислены в 16 главе НК РФ. К их числу относятся:- нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);
- непредоставление налоговой декларации (ст. 119);
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120);
- неуплата или неполная уплата сумм налогов и сборов (ст. 122);
- нарушение порядка и сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями (ст. 129.14).
И это еще не весь список.
Как можно заметить, налоговые правонарушения РФ — это не только сокрытие части доходов от фискальных органов и неоплата выставленных ими счетов. В перечень противоправных деяний входит некорректное исполнение правил, связанных с передачей той или иной информации налоговикам, ведение бизнеса без регистрации, несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест... Важно знать, что к налоговым правонарушениям относятся действия и бездействия, которые могут быть даже не связаны с умыслом, а являться следствием беспечности или непрофессионализма.
Выявление налоговых правонарушений
В России установлена ответственность за налоговые правонарушения и законом предусмотрен ряд процедур, направленных на выявление таких деяний.
- Предпроверочный анализ. Это комплекс мероприятий, которые помогают составить портрет организации. Чтобы сформировать представление о субъекте предпринимательства, фискальные органы изучают налоговые документы и другие отчеты, выписки, акты и справки, связанные с организацией. В процессе сбора информации налоговики могут обращаться к правоохранителям, сотрудникам загса, таможенникам, представителям иных служб и ведомств. Если по результатам анализа у проверяющих появляются вопросы, они могут вызвать налогоплательщика для дачи пояснений.
- Камеральная налоговая проверка. Процедура, помогающая обнаружить признаки налогового правонарушения в деятельности компании, проводится по факту получения каждой новой декларации, когда уполномоченные лица проверяют ее корректность и своевременность подачи. По сути, это стандартное мероприятие, в рамках которого сотрудники ФНС изучают поступившие к ним отчеты о доходах, расходах и льготах.
- Выездная налоговая проверка. А это уже совсем другое дело — при такой проверке налоговые инспекторы могут нанести визит без предупреждения[2] . И не только компании, но и физическим лицам (ст. 89 НК РФ).
Главный недостаток выездных проверок для налогоплательщиков заключается в том, что о них неизвестно заранее. Порядок выявления налоговых правонарушений не предусматривает информирования физического или юридического лица о дате и времени приезда ревизоров. Однако всегда есть шанс заранее понять, будут ли налоговики проявлять к вам интерес. Поскольку в своей работе сотрудники ФНС руководствуются законами, изучение нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, попадаете ли вы в «группу риска» — перечень субъектов предпринимательства, к которым скоро наведаются налоговые инспекторы.
У кого высок риск на проведение выездной налоговой проверки?
Наибольший шанс увидеть проверяющих на своем пороге — у индивидуальных предпринимателей и фирм с низкой налоговой нагрузкой, приближающейся к 90% доли вычетов по НДС за минувший год, и ведущих деятельность с высокими налоговыми рисками (например, через нескольких контрагентов)[3]
. С точки зрения выявления налоговых правонарушений подозрительными сотрудникам ФНС также могут показаться организации, активно взаимодействующие с фирмами-однодневками или «забывающие» предоставлять в фискальные органы предусмотренные законодательством документы.В соответствии со статьей 89 НК РФ для проведения выездной проверки недостаточно наличия оснований и желания госслужащих изучить документы той или иной компании. Процедура может быть запущена только после оформления представителями ФНС решения, в котором указан налогоплательщик, налоги (сборы, страховые взносы) и периоды, подлежащие проверке, а также главные действующие лица мероприятия — ревизоры.
Что происходит после принятия решения о выездной налоговой проверке?
Начнем с того, что выездная проверка необязательно предполагает визит инспекторов в офис предпринимателя. Сегодня проверяющие нередко запрашивают у налогоплательщика какие-либо документы и досконально их изучают. Также они могут проводить допросы свидетелей, привлекая в том числе уволенных сотрудников компании. В числе прочих мероприятий, разрешенных в рамках проверки:
- инвентаризация;
- опрос;
- выемка;
- экспертиза;
- привлечение переводчика.
Важно знать
Выездная проверка налогоплательщика по общему правилу занимает два месяца. При этом ее могут продлить до четырех или шести месяцев, если ФНС узнает о совершении налогового правонарушения, на территории, которую предстоит проверять, произошло ЧП (например, пожар или затопление), инспекция не получила необходимые документы от интересующего ее юридического или физического лица и в иных случаях.
Результатом этой процедуры является акт налоговой проверки[4]
. На его подготовку отводится два месяца со дня составления справки о проведении проверочных мероприятий. Требования к итоговому документу предполагают его трехчастность: в вводной содержится общая информация, в описательной фиксируются налоговые правонарушения юридических лиц или граждан, в итоговой — предложения о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения.Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка. Если налогоплательщик уклоняется от получения документа, ему отправляют акт заказным письмом. Датой вручения корреспонденции будет считаться шестой день с момента ее отправки.
Если, по мнению налогоплательщика, акт по итогам проверки нарушает его права или законные интересы, есть возможность его обжаловать[5]
.Ответственность за налоговые правонарушения
Привлечение за совершение налогового правонарушения к ответственности регулируется разделом VI Налогового кодекса. Единственное наказание, которое предусматривает НК РФ для налогоплательщика, — денежное взыскание. Например, за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе придется заплатить 10 000 рублей (ст. 116 НК РФ). Если же окажется, что нарушитель занимался бизнесом, вообще не вставая на учет, с него могут взыскать как минимум 40 000 рублей.
Штраф предусмотрен и за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Размер штрафа за налоговое правонарушение зависит от срока, в течение которого не исполнялись законные требования, и составляет 10 000 либо 30 000 рублей. Но если из-за некорректной отчетности или неправильного ведения бухгалтерского учета была занижена налоговая база, то денежное взыскание будет соответствовать 20% от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 рублей.
Кодекс налоговых правонарушений устанавливает для налогоплательщиков и налоговых агентов и куда более серьезные штрафы. Например, за непредоставление в установленный срок национальной или глобальной документации (ст. 129.11 НК РФ) придется отдать государству 1 млн рублей.
Ответственность лиц за совершение налоговых правонарушений в рамках одной и той же статьи НК РФ может варьироваться в зависимости от наличия умысла, периода, в течение которого нарушался закон, последствий проступка.
Нужно знать, что юридическая ответственность за налоговые правонарушения не ограничивается санкциями, прописанными в НК РФ. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) целая глава посвящена неправомерным действиям в области налогов, сборов, финансов и рынка ценных бумаг. Наказание по КоАП в виде штрафов предусмотрено для главного бухгалтера и генерального директора, проще говоря, должностных лиц налогоплательщика[6]
.Если дело доходит до уголовной ответственности, то расплачиваться за ошибочное или умышленное нарушение закона иногда приходится не только деньгами. Например, в статье 199 Уголовного кодекса РФ за уклонение от уплаты налогов предусмотрены как принудительные работы и лишение права заниматься определенной деятельностью, так и лишение свободы. При наличии отягчающих обстоятельств виновный рискует отправиться в колонию на срок до пяти лет[7]
.Чтобы свести к минимуму риски совершения налоговых правонарушений и избежать проблем с ФНС, компаниям и ИП следует интересоваться изменениями в законодательстве, сотрудничать только с высококвалифицированными бухгалтерами, грамотно вести учет финансовых операций, своевременно и в полном объеме подавать документы в налоговую. Если же вы понимаете, что фискальные органы уже проявляют к вам неподдельный интерес, стоит как можно раньше обратиться к юристам. Промедление может негативно сказаться на бизнесе: налоговики могут заблокировать расчетные счета компании или использовать другие инструменты, ставящие под вопрос ее дальнейшее существование, вплоть до требования признать организацию банкротом. Грамотная юридическая помощь способна в разы сократить сумму требований налоговиков или избежать банкротства.
Что нужно знать о сроке давности по налоговым правонарушениям?
Срок привлечения к ответственности за налоговое правонарушение по общему правилу ст. 113 НК РФ составляет три года. Он начинает исчисляться со дня совершения противозаконного деяния (или со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого оно было совершено)[8]
.Срок давности применительно к правонарушениям этой группы представляет собой временной отрезок, по истечении которого в отношении лица нельзя будет вынести решение о привлечении к ответственности.
Однако в налоговом законодательстве предусмотрена приостановка течения срока давности по правонарушениям. Это происходит, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно препятствует проведению мероприятий выездной налоговой проверки, например не дает инспекторам попасть в его офис или иное помещение. Срок давности может возобновиться, когда мешающие сотрудникам ФНС обстоятельства перестали действовать и вынесено решение о возобновлении проверки[9]
.Совершить налоговое правонарушение случайно или намеренно может как гражданин, так и организация. Грамотно выйти из такой ситуации позволяет поддержка экспертов в области налогового законодательства.