Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки
Какими должны быть ключевые показатели эффективности информационных технологий (ИТ) и что можно сделать для улучшения этих характеристик? Этим вопросом в условиях экономического кризиса все чаще приходится задаваться руководителям предприятий и ИТ-директорам, поскольку оборудование и программное обеспечение требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются.
В 2013 г. по итогам конференции издательского дома «Открытые системы» было признано, что ИТ-менеджмент в России стал полноправным инструментом решения бизнес-задач. Это соответствует мировой тенденции, отмеченной в исследовании The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey. Согласно ему 70% опрошенных руководителей продемонстрировали глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировало уделять большее внимание этому направлению.
Многих пугает, что управление постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия – сложный процесс, требующий специальных знаний, технологий, привлечения сертифицированных специалистов. Однако пренебрежение этой стороной развития бизнеса грозит следующими неприятными последствиями:
- использование нелицензионного ПО ведет к критическим сбоям в работе и проблемам с правоохранительными органами;
- потеря и утечка важной для компании информации;
- неоправданно высокие расходы на IT-обеспечение;
- снижение эффективности бизнес-процессов за счет недостаточной IT-поддержки;
- снижение скорости и качества коммуникаций с деловыми партнерами и клиентами.
Что такое IT-активы и почему ими нужно управлять?
С позиций управления к IT-активам следует отнести:
- инфраструктуру (аппаратное обеспечение);
- лицензионное ПО (программное обеспечение);
- контракты с поставщиками;
- финансы.
Каждой организации требуется решить, как управлять активами соответственно своим потребностям и предполагаемой отдаче. В круг задач управления ИТ-активами входят:
- Инвентаризация (важны ее комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
- Непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку ПО и АО, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
- Анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам, выставление счетов;
- Создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
- Оптимизация процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).
Весь процесс управления ИТ-активами может и должен быть автоматизирован, для чего существуют различные модульные решения. Выбор зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.
Мировой опыт по этой тематике в настоящее время собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.
- ISO/IEC 20000 – международный стандарт, определяющий требования к компании, оказывающей IT-услуги. Используется в работе любых высокотехнологичных организаций: системных интеграторов, банков, страховых компаний, интернет-провайдеров, разработчиков программного обеспечения.
- ISO/IEC 19770 – стандарт, позволяющий выстроить бизнес-процессы на предприятии таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО.
- COBIT – стандарты, которыми определяются задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определение IT-процессов и требования к ним, описаны возможные инструменты реализации последних.
- ITIL – британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. В настоящее время она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению ИТ-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM, Microsoft.
Изучение теоретической базы по данному вопросу в настоящее время доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» крупных технических вузов. К сожалению, сегодня такими знаниями владеет далеко не каждый IT-директор предприятия, а тем более – генеральный директор. И все же, претворять передовые идеи управления ИТ в жизнь необходимо. Это – гарантия эффективности ИТ-инфраструктуры всего предприятия.
Преимущества внедрения процессов управления ИТ-активами и процессами
Итак, профессиональное управление ИТ-активами позволит вам достичь следующих результатов:
- повышение эффективности управления бюджетом;
- качественное стратегическое планирование;
- соответствие регулирующим требованиям;
- возмещение затрат и определение путей их снижения.
Так или иначе пытаются решить проблемы управления ИТ-активами все компании. Некоторым удается это осуществить самостоятельно. Однако если речь идет о крупном холдинге, помощь профессионалов необходима.
Оценка рынка услуг по менеджменту в сфере информационных технологий
Хотя в целом перспективы российского рынка IT-услуг на 2015 г. выглядят удручающе – по данным IDC, долларовый сегмент снизится на 10% – менеджмент в сфере информационных технологий будет пользоваться все таким же высоким спросом. IDC сообщает, что спрос на управление IT-активами не падал даже в кризисном 2008 г.
В соответствии с мировой тенденцией, основным внутренним заказчиком IT-сервисов в компаниях будет чаще выступать генеральный директор, чем IT-директор.
Рейтинг ИТ-компаний России
Какую ИТ-компанию выбрать для решения вопросов управления IT-активами? Ведь речь идет о всестороннем владении информационными технологиями, партнерских отношениях с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, конфиденциальности и защите информации. На рынке давно и хорошо известны следующие компании.
КРОК
Компания существует с 1992 г. По данным IDC, к настоящему времени КРОК лидирует на российском IT-рынке в сегменте предоставления услуг по созданию IT-инфраструктур (системной интеграции) с долей 16,1% рынка. Количество сотрудников КРОК превышает 2 200 человек, более 75% из них – технические специалисты, имеющие в совокупности 4 400 профессиональных сертификатов. Постоянное сотрудничество с более чем 200 производителями АО и ПО позволяет создавать комплексные решения, в которых сочетаются инфраструктурная часть и автоматизация бизнес-процессов. В компании работают Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell, где клиентам предоставляется возможность опробовать новейшие технологии применимо к своим бизнес-задачам. Ежегодно компания реализует 2 000 проектов для корпоративных заказчиков. Среди клиентов – «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие крупные компании. В 2013 г. оборот составлял 27 млрд руб.
IBS
Год основания компании – 1992. В группе компаний IBS работает более 10 000 человек по всему миру. Этот IT-гигант неизменно присутствует в первой пятерке различных отраслевых рейтингов. Сотрудничает с западными и российскими поставщиками АО и ПО. В компании работает Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С. IBS предлагает широкий спектр услуг в области информационных технологий, в том числе разработку и внедрение ПО, бизнес-приложений, консалтинговые услуги в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг, Среди клиентов – «Росатом», «Газпром», Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и другие Консолидированный оборот в 2014 г. составил $903.6 млн.
«Техносерв»
Компания основана в 1992 г. Представительства расположены во многих городах России и стран СНГ. Среди ключевых направлений работы – хранение и обработка данных, построение и мониторинг ИТ-инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности, ИТ-аутсорсинг и др. Заказчиками являются «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и др. По итогам 2013 г. вошла в ТОП-3 рейтингов РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги» российских IT-компаний. Более 2 000 сотрудников. Оборот в 2013 г. составил 40,16 млрд руб.
NVision
Работает на IT-рынке с 2001 г. Оказывает широкий круг ИТ-услуг: консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, построение и обслуживание ИТ-инфраструктур и др. Офисы компании представлены в России (20 представительств), странах СНГ и Европы (4 представительства). Среди партнеров – более 100 крупнейших мировых поставщиков АО и ПО. В компании работает более 3 500 человек, которые обслуживают 250 крупных заказчиков («ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и др.). Ежегодно реализуется более 5 000 проектов. В 2013 г. выручка «Энвижн Груп» составила 39,4 млрд руб. В рейтинге ИД «Коммерсант» 2014 г. компания заняла 2-е место по предоставлению ИТ-услуг.
«Астерос»
Группа компаний основана в 1998 г. В ее состав входят «Астерос», «КАБЕСТ», «Астерос Консалтинг» и «Астерос Лабс». Представительства расположены в России и странах СНГ. Среди основных направлений работ – построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности, в том числе информационной, инженерных сетей, разработка и внедрение бизнес-приложений, ИТ-аутсорсинг. Клиентами группы являются «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России, ФТС РФ и др. В «Астерос» более 1 700 специалистов. В 2013 г. «Астерос» вошла в рейтинг «Эксперт-400» – список крупнейших компаний России. Оборот в том же году составил 19,7 млрд руб.
Каждая из представленных в данной статье компаний заслуживает внимания и детального рассмотрения. Однако обоснованный выбор можно сделать, лишь обратившись к каждому из поставщиков услуг и проанализировав предложенные ими решения актуальных для вас задач.