Выбираем подход к организации работы дата-центра: корпоративный или хостинговый ЦОД?
Центры обработки данных в современном «цифровом» мире – не привилегия огромных корпораций, а насущная потребность почти для любого бизнеса. Однако не все компании могут позволить себе оборудование собственного ЦОДа. В таких случаях можно обратиться к фирме, предоставляющей ресурсы дата-центра в аренду.
Ответ на вызовы времени
Дата-центр, или центр обработки данных (ЦОД), – это специализированное помещение, в котором размещено высоконадежное серверное оборудование, системы хранения и передачи данных, дополнительные инженерные системы, поддерживающие режим постоянного функционирования.
Предшественниками современных ЦОДов были вычислительные центры 60-70-х годов. Они потребляли много энергии и нуждались в постоянном охлаждении, чтобы оборудование не выходило из строя из-за перегревов. Поэтому еще тогда, на заре компьютерной индустрии, появились важные для этой сферы подходы к консолидации ресурсов и обеспечению бесперебойной работы.
Позже, в 80-90-е годы настала эпоха персональных компьютеров. Здесь преобладала тенденция к рассредоточению техники и снижению эксплуатационных требований, ведь ПК не нуждались в обеспечении специальной среды. Но этот период продлился недолго, поскольку компьютеры стали объединять в сети, вновь создав массовую потребность в серверных помещениях.
«Бум» дата-центров в современном смысле приходится на вторую половину 90-х годов – время взлета доткомов, нуждавшихся в устойчивой бесперебойной работе серверов и в высокоскоростном Интернете. Именно в этот период стали формироваться подходы к оптимизации строительства и эксплуатации дата-центров и активно развиваться соответствующие технологии.
В России пионерами в открытии центров обработки данных стали ведущие банки и сотовые операторы, затем к ним подключились интернет-компании, торговые сети, энергетика.
Из наиболее перспективных направлений развития дата-центров можно выделить решающий проблему масштабируемости модульный подход устройства ЦОД, технологии программно-конфигурируемых сетей, «облачные вычисления» (cloud computing), а также онлайн-управление нагрузками и параметрами среды (Manage Service).
Стоит сказать, что несмотря на кризисную ситуацию в экономике спрос на вычислительные мощности остается высоким и эксперты ждут в 2015-м году существенный рост рынка, который сохранится на этом уровне в ближайшие годы. В немалой степени это обусловлено тем, что ЦОД – это штучный высокозатратный объект, его строительство может длиться несколько лет. За год в России появляется всего несколько крупных центров обработки данных, информация о которых тут же попадает на страницы отраслевых СМИ.
Возможности аутсорсинга ЦОДов
Основные услуги операторов дата-центров состоят в предоставлении клиентам собственных серверных мощностей либо размещении на своей площадке серверов клиента. Сегодня услуги дата-центров наиболее востребованы компаниями, использующими сложные бизнес-приложения, требующие высокой степени отказоустойчивости. В первую очередь это ИT-сфера и энергетика. Активно арендуют вычислительные мощности банки, государственные структуры (например, МВД, МЧС и ФНС), телеком и ритейл. Существенна и доля потребления со стороны производственных предприятий, транспортников и дистрибьюторов. Отдельный сегмент – компании, находящиеся в стадии роста и стартапы, так как им нет смысла выстраивать инфраструктуру и закупать оборудование на проект, который может «не взлететь».
Подходы к выбору оборудования для создания ИТ-инфраструктуры могут существенно отличаться для различных направлений бизнеса. Например, контент-провайдерам или ритейлу важна максимальная доступность своих сервисов со стороны пользователей, а для банков еще и все аспекты физической и информационной безопасности. Есть определенная зависимость и от размеров компаний. Малый бизнес активнее других использует облачные сервисы и выделенные зоны. Компании среднего уровня чаще заказывают услуги выделенного сервера и виртуального хостинга. Крупный бизнес заинтересован в колокейшн (collocation), аренде стоек и обеспечении максимального уровня безопасности данных.
Скорее всего, в ближайшие годы ключевую роль продолжат играть крупные корпоративные клиенты, для которых наиболее актуальны главные преимущества ЦОД:
- высокий уровень защиты данных;
- надежность оборудования, круглосуточная поддержка;
- снижение затрат на использование ИT-инфраструктуры;
- централизованное управление информсистемами;
- гибкость и масштабируемость.
Одной из современных тенденций является не только постоянное повышение требований к надежности и производительности вычислительных мощностей, но растущие объемы хранимой информации. Эксперты отмечают, что объем данных, используемых для нужд бизнеса, каждый год увеличивается на 60%. Соответственно увеличиваются и финансовые ресурсы на хранение информации, сегодня они уже занимают вторую строчку статьей расходов в структуре ИT-бюджетов.
Но наибольший приоритет по-прежнему сохраняют вопросы стабильной и безотказной работы систем. По данным Meta Group, в случае аварий и простоев оборудования средние издержки составляют 330 тысяч долларов США в час. А для ЦОДов, обслуживающих банки или крупные финансовые институты, час простоя может стоить миллионы долларов, а сутки – и вовсе привести к банкротству.
Типы центров обработки данных
Существует два основных типа ЦОДов:
- Корпоративный дата-центр, удовлетворяющий потребности одной компании или холдинга. Он отвечает за обработку и хранение данных организации, а также является для нее центром доступа к телефонии и сети Интернет. Здесь, как правило, размещаются веб-серверы хранения данных и другое оборудование.
- Хостинговый центр обработки данных, обслуживающий большое количество не связанных друг с другом клиентов. Владелец продает сервисы (например, веб-хостинг, виртуальные частные сети, а иногда и место в стойке) различным заказчикам. Здесь используется похожее оборудование и сетевая инфраструктура, но обеспечиваются дополнительные меры информационной безопасности.
Кроме того, бывают дата-центры смешанного типа: с «разнесенными» основной и резервной площадками.
Также ЦОДы разделяют по степени их надежности, для определения которой международной организацией Uptime Institute разработан соответствующий стандарт. Согласно ему предусмотрено четыре уровня ЦОДов (TIER I-IV). Первый уровень указывает на наименьшую надежность, но зато самый дешевый. Четвертый – самый надежный, но и самый дорогой в реализации.
Различия между уровнями базируются на характеристиках инженерных систем и их обслуживания: вентиляции, электроснабжения, безопасности. Ключевым показателем надежности дата-центра выступает среднее время его простоя за год. Для Tier I оно составляет 28,8 часа, для Tier IV – всего 26 минут. Сертифицированный ЦОД обязательно соответствует этим цифрам.
В России больше распространены первые два уровня, но оптимальным по соотношению «цена-качество» является третий. На момент написания статьи в нашей стране ему соответствовали лишь три ЦОДа: два из них реализованы специалистами компании КРОК (аутсорсинговый ЦОД «Компрессор» и ЦОД «МегаФона» в Самаре), один – компанией DataSpace.
Свой или чужой?
Построение собственного дата-центра – затратный и ответственный проект, который требует серьезных инвестиций и высоких компетенций. Поэтому еще до начала этапа проектирования нужно определиться, создавать его в рамках компании или прибегнуть к аутсорсингу.
Собственный ЦОД актуален, если возможный ущерб от компрометации или потери данных выше расходов на его строительство и содержание. При этом сотрудники компании не должны питать иллюзий относительно сроков реализации. Строительство нового ЦОДа и даже реконструкция существующего в среднем занимает около двух лет.
Такой вариант, в первую очередь, подходит для государственных учреждений и крупных банков, поскольку они несут высокую ответственность за обрабатываемые данные. Однако и в этом случае придется привлекать специализированных подрядчиков, так как при проектировании дата-центра важно учесть сотни факторов, многие из которых неочевидны вплоть до запуска ЦОДа в эксплуатацию. Специфика обслуживания современных инженерных систем серьезно отличается от систем жизнеобеспечения обычных зданий, что требует дополнительных расходов. Например, еще на этапе проектирования важно обеспечить надежное резервирование всех ключевых систем центра (вентиляции, электроснабжения, охранно-пожарной сигнализации, систем пожаротушения), иначе любые ремонтные работы коммунальных служб или даже природные явления могут привести к простою ЦОДа.
Стоимость строительства ЦОДа уровня TIER II площадью 1000 м² составляет 10-15 миллионов долларов, ЦОД TIER III обойдется еще дороже. Как прогнозируют эксперты, экономический кризис увеличит цены еще на 20-25%. Поэтому строительство корпоративных ЦОДов оправданно только при объемах от 100 стоек.
Плюсы:
- создание ЦОДа в полном соответствии с имеющимися потребностями;
- контроль реализации всех этапов проекта;
- все данные остаются в пределах организации.
Минусы:
- высокий бюджет;
- большие сроки реализации (около 2-х лет);
- риски, связанные с необходимостью высоких компетенций.
ЦОД на аутсорсинге
В последнее время аутсорсинг вычислительных мощностей уже стал одним из движущих факторов развития ИТ-рынка. В будущем перевес в сторону хостинговых дата-центров неизбежен. По этому пути пошел развитый западный рынок, и многие крупные отечественные компании тоже используют финансовые и операционные преимущества, которые дает переход на аренду ресурсов.
Время запуска ЦОДа на сторонней площадке намного меньше, чем на собственной, и составляет от двух до четырех месяцев. Немаловажен и фактор экономии. По оценкам аналитиков, она может доходить до 75%, так как отпадает необходимость в амортизации оборудования, содержании штата сотрудников.
В условиях экономического кризиса фактор экономии особенно важен, так как в этот период компании традиционно стремятся сокращать расходы на обеспечение работы ИT-подразделений. Как известно, крупнейшую часть расходов по обслуживанию ЦОДа составляют затраты на системы электропитания, кондиционирования, на архитектуру здания, и специализированные компании имеют возможности для существенной экономии по этим направлениям.
В модели аутсорсинга ресурсов оператор берет на себя все вопросы создания и обновления инфраструктуры, что позволяет ИT-подразделениям компании-заказчика сосредоточиться на развитии и совершенствовании корпоративных информационных систем. Размещение оборудования в условиях профессионального дата-центра дает среднему бизнесу доступ к информационным технологиям более высокого уровня, ранее доступным только крупным игрокам рынка.
Плюсы:
- быстрые сроки ввода в эксплуатацию (2-4 месяца);
- стоимость проекта ниже, чем при постройке собственного ЦОДа;
- высокое качество оборудования и инженерных систем;
- высокий уровень компетенций технического персонала;
- гибкие подходы к вопросам смены офиса компании как на этапе активного роста, так и при сокращении расходов в кризис;
- упрощенная схема связи информационных потоков территориально удаленных офисов.
Минусы:
- строгие требования служб безопасности некоторых компаний плохо согласуются с принципом передачи данных на стороннее обслуживание;
- возникновение дополнительных этапов при согласовании может существенно увеличить время принятия решений в сложных ситуациях.
Услуги аутсорсинга в России
Общий объем российского рынка ЦОДов составил в 2014-м году 11,7 млрд рублей, что на 20,4% больше, чем в 2013-м. По оценкам экспертов, темпы роста рынка в ближайшие 5 лет сохранятся на высоком уровне, порядка 20-23%. Важным драйвером его развития могут стать нововведения в законодательстве, запрещающие хранить персональные данные россиян на зарубежных серверах. Западные компании начинают арендовать места в российских дата-центрах.
Стоит также отметить, что с технической точки зрения сервисы и системы становятся все сложнее, что создает условия для становления аутсорсинга как основной модели построения ЦОДов. Согласно аналитическому обзору РБК, посвященному данной теме, аутсорсинг услуг дата-центров считается одним из наиболее перспективных направлений рынка ИT в России.