Исследовательские агентства России: кому можно доверить сбор информации о бизнесе и потребителях?

Маркетинговое исследование — это сбор, систематизация и анализ данных о рынке, конкурентах, ценах и потребителях, которые позволяют руководству компании осуществлять тактическое и стратегическое планирование, организацию внутренних бизнес-процессов и рекламную деятельность.

Маркетинговые исследования (МИ) можно назвать направлением классических социологических исследований или их ответвлением, обслуживающим сферу бизнеса. «Обычная» социология — как во всем мире, так и в России и странах бывшего Советского Союза — в качестве самостоятельной исследовательской сферы существует более 70 лет. Естественно, в советскую эпоху (с плановой экономикой) МИ не являлись востребованными: они проводились институтами по заказам министерств (как в фильме «Служебный роман» для легкой промышленности), и только с переходом к рыночной экономике значимость исследований в нашей стране была оценена по достоинству.

Но даже сегодня данная отрасль полноценно сформирована не во всех государствах: на регулярной системной основе маркетинговые исследования проводятся в странах с развитой экономикой, где непрерывное повышение эффективности бизнеса — условие его выживания. Примером могут служить США, Япония, Китай, Германия, Великобритания, Франция, Италия. Рынок России тоже активно развивается, особенно в послекоронавирусное время.

Первые профильные исследовательские агентства в России появились на рубеже 1980–1990 годов. Они занимались преимущественно изучением общественного мнения. В те времена образовался ВЦИОМ, специализирующийся в основном на государственных заказах. Маркетинговые исследовательские агентства полного цикла в нашей стране стали массово открываться ближе к середине 1990-х годов. Поначалу их клиентами были иностранные организации, заинтересованные в выходе на российский рынок, но уже через несколько лет потребность в таких услугах возросла и среди отечественных предприятий. Расцвет отрасли пришелся на начало XXI века и продолжается до сих пор, хотя культура подтверждения управленческих решений и запуска стартапов при помощи данных исследований до сих пор формируется и пока что не сравнится с другими странами, например с Китаем, США, Японией, Германией. Спрос на услуги исследовательских агентств создают частные компании, особенно стартаперы, а также банки и инвесторы, которым требуется аргументация управленческих решений и бизнес-планов, основанная на детальных цифрах и свежих статистических данных. Такие данные собирают исследовательские агентства России.

Маркетинговые исследования

Представителей бизнеса иногда посещают мысли о том, чтобы провести МИ собственными усилиями, однако, как правило, это трудоемко: нужны кадровые ресурсы, охват территории, сложившаяся система аналитики и, главное, опыт в исследованиях и экспертиза. Поэтому нетрудно прийти к выводу, что выгоднее заказать маркетинговые исследования на стороне, ведь цена ошибки или неверной интерпретации данных при отсутствии профессионального подхода очень высока. В то же время готовые исследования зачастую не могут помочь компаниям и предпринимателям получить детальную картину рынка, хотя и дают о нем общее представление.

В этой статье мы расскажем о самых известных исследовательских агентствах России и СНГ и их работе, помогающей развивать бизнес и прогнозировать востребованность новых проектов.

Как работают исследовательские агентства

Несмотря на разную историю, опыт и ассортимент услуг, агентства, выполняющие маркетинговые исследования, объединяют общие принципы ведения деятельности и обоснованность методик: на сайтах компаний обычно представлены кейсы и методы, показывающие прозрачность процесса сбора данных. Особенностью хорошего исследовательского агентства также является наличие собственных серверов и платформ, поскольку при проведении опросов целевой аудитории неизбежно стоит задача защиты информации и хранения персональных данных.

Стоит отметить, что специализации на отраслях у топа исследовательских агентств обычно нет. Дело в том, что, как и рынок консалтинга, исследовательский рынок довольно узкий, поэтому его представители работают во всех отраслях хозяйственной деятельности. Отличий в технологии сбора данных тоже, как правило, нет — используются стандартные методики и математические модели, которые давно доказали свою эффективность и применяются не только в России, но и во всем мире.

Функции маркетинговых исследований

Куда можно обратиться: условный рейтинг агентств

Несмотря на то что рынок маркетинговых исследовательских агентств невелик, заказчику все же есть из чего выбрать. Давайте коротко остановимся на лучших, по мнению редакции, исследовательских агентствах в нашей стране и разберемся, почему они заслуживают доверия.

Happy Inc.

Относительно молодая компания, которая несколько лет назад выросла из консалтингового агентства. Тем не менее, по выражению организаторов, в Happy Inc. объединен 30-летний консалтинговый опыт и современные технологии обработки и «упаковки» информации и digital-продуктов. Компания является разработчиком собственного программного обеспечения и занимается его внедрением для решения различных бизнес-задач клиентов. С 2018 года более 250 компаний численностью от 50 до 280 000 человек перешли на продукты исследовательского агентства Happy Inc., которое предоставляет четыре основных вида услуг:

  • исследование вовлеченности и лояльности сотрудников (Happy job);
  • исследование качества внутреннего сервиса (Happy service);
  • исследование лояльности клиентов (Happy client);
  • автоматизация любых корпоративных опросов (Happy survey).

По словам руководства компании, последняя услуга позволяет сократить затраты минимум в два раза по сравнению с традиционными провайдерами или конструкторами опросов. Ко всем услугам прилагается персональная техническая поддержка 24/7. Среди клиентов компании много известных брендов — МТС, «Лит.Рес», «Магнит», «ВКонтакте», «Циан», «Уралсиб», «Спортмастер» и другие. В отзывах клиенты отмечают оперативную обратную связь, качественную визуализацию опросов и понятные итоговые отчеты.

BCGroup

Независимое исследовательское агентство. Присутствует на рынке с 2006 года и занимает ведущее место во всех крупных городах России, включая, естественно, и Москву. Цифры говорят сами за себя: в среднем BCGroup реализует до 200 проектов в год, работая преимущественно со средним и крупным бизнесом.

В 2020 году был запущен DIY-инструмент для малых предприятий, предпринимателей и стартапов, который позволяет проводить опросы самостоятельно с небольшим бюджетом. Рассчитать стоимость анкетирования можно при помощи калькулятора на сайте агентства.

Российское исследовательское агентство предлагает клиентам услуги по расчету емкости и долей рынка, тестированию продукции и рекламы, исследованию целевой аудитории, оценке узнаваемости и здоровья бренда, оценке удовлетворенности клиентов, конкурентному анализу и многие другие.

У компании много постоянных клиентов — от стартапов до аэропортов Шереметьево и Домодедово, ритейлеров и фармдистрибьюторов, ИТ-разработчиков и государственных предприятий. К услугам BCGroup прибегали Сбербанк, Ростсельмаш, «Лукойл», New York Pizza, «Макфа», hh.ru. Клиенты отмечают оптимальное соотношение цены и качества услуг, а также безукоризненное соблюдение дедлайнов.

Survey Monkey

Компания работает с 1999 года и позиционирует себя как «самая популярная в мире система проведения опросов» — на сайте организации указана внушительная цифра в 20 миллионов ответов в день. При этом деятельность агентства ограничивается только проведением опросов, адаптированных под разные запросы и потребности заказчика. По сути, исследовательское агентство Survey Monkey — это большая электронная платформа, которая помогает структурировать и анализировать полученную информацию. С помощью Survey Monkey можно оценить не только рынок и клиентов своей компании, но и сотрудников, чтобы узнать их мотивацию, вовлеченность и степень удовлетворенности работой.

Платформа Survey Monkey легко интегрируется с операционными системами смартфонов и различными социальными сетями. Создать свой опрос на платформе способен любой желающий. Услугами Survey Monkey пользовались компании Box, Cisco и Johnson & Johnson. Пользователи отмечают доступный интерфейс, но не всегда бывают довольны тарифами и скоростью работы сайта.

FDF Group

Организация работает в России, Казахстане и на Украине вот уже 15 лет и специализируется на количественных маркетинговых исследованиях. Как указано на сайте, занимается опросами через собственный колл-центр и в среднем проводит до 10 000 интервью в день, предлагая клиентам исследования через онлайн-панели, наблюдения и уличные F2F-опросы. На сайте организации есть удобный калькулятор стоимости исследования. Агентство занимается разработкой комплексных решений различных бизнес-задач: от сегментации потребителей и оценки эффективности рекламных кампаний до тестирований продукта и анализа локации и поведения покупателя. Помимо этого, по желанию клиента фирма может просто собрать и структурировать интересующую его информацию.

Исследовательское агентство FDF Group работает с разными сегментами бизнеса. Среди клиентов — гипермаркеты Metro и Globus, сотовый оператор «МегаФон», гипермаркет «М.Видео», сеть магазинов «Детский мир», банк «Возрождение» и другие. В интернете об этой компании немало отзывов, в том числе от простых пользователей, которых сотрудники FDF Group, по их словам, беспокоят телефонными опросами.

Radar

Компания была основана в 2007 году выпускниками факультета социологии НИУ ВШЭ (ГУ ВШЭ). Специализируется на исследованиях здоровья и капитала бренда, рекламы, лояльности клиентов и имиджа компании в интернете. В арсенале методов сбора данных телефонные опросы, онлайн и личные интервью, работа в фокус-группах, глубинные интервью, тайные покупатели, сопровождаемые покупки и мониторинги социальных медиа. Среди инструментов — матрицы, карты восприятия, индексы и прочие.

Компания Radar готова предоставить клиентам более восьми видов анализа информации. Принципы организации — глубокая аналитика, технологичность и визуализация данных. Среди клиентов преимущественно крупный и средний бизнес: Альфа-Банк, «Ростелеком», Росгосстрах, Samsung, «Шоколадница».


Маркетинговые исследования всегда проводятся с конкретными целями — поднять продажи, обнаружить слабые места внутри компании, определиться с перспективами развития бизнеса. Чтобы результат проведенной работы не привел к разочарованию, задачи должны быть четко сформулированы подрядчику.