Yammer: расширяя горизонты коммуникации бизнес-пространства

На сегодняшний день Yammer — одна из самых популярных корпоративных социальных сетей. Сервис использует как его владелец — Microsoft, так и тысячи крупных корпораций по всему миру. Что такое Yammer, каким компаниям он подойдет, в чем преимущества и недостатки сервиса и нужен ли сервис, если у компании уже есть корпоративный портал?

Что такое Yammer: интранет vs корпоративная соцсеть

Yammer — это социальная сеть, по структуре очень напоминающая Twitter. С той лишь принципиальной разницей, что пользоваться Twitter может любой желающий, а Yammer является платформой для внутренних соцсетей, присоединиться к которым могут только сотрудники определенной компании.

В Yammer можно создавать каналы с полезной информацией и формировать базу знаний, обмениваться сообщениями, пересылать практически любые файлы, оперативно находить нужных людей внутри компании и обращаться к ним напрямую, делиться новостями, составлять опросы. Yammer существует как в web-версии, так и в виде мобильного приложения, поэтому сотрудник остается на связи, где бы он ни находился.

Интересный факт

Yammer приобретен Microsoft в 2012 году за 1,2 миллиарда долларов.

Будучи социальной сетью, Yammer значительно отличается от интранета — внутрикорпоративной сети, работающей по принципу интернета. Сервис решает совсем другие задачи. Интранет — это пространство, предназначенное для работников корпорации. Контент здесь может быть любым: учебными материалами, базами данных, необходимыми для работы, или внутренним сайтом, доступ к которому имеют только сотрудники. Корпоративный портал, включающий в себя сервисы для планирования и отслеживания задач, платформу для видеосвязи и базу знаний, также может являться частью интранета.

В отличие от всего вышеописанного, корпоративная социальная сеть существует не только для обмена данными, но и для формирования команды, общения, создания корпоративного духа и здоровой информационной среды. Через общение работники создают социальные связи и начинают воспринимать коллег не как «винтики» системы, а как людей. Корпоративный портал не предоставляет нам возможности познакомиться поближе, а внутренняя социальная сеть работает именно на укрепление отношений. Кроме того, быстрый обмен сообщениями значительно экономит время и затраты на связь, особенно если сотрудников много и они работают в разных филиалах и регионах.

Yammer действительно прост в использовании, так как напоминает знакомый многим Twitter. С его помощью можно делиться короткими новостями, ссылками, обмениваться сообщениями, обозначать свой статус.

До 2017 года установить Yammer могла любая компания, но затем Microsoft закрыл свободный доступ к этой сети, сделав ее частью онлайн-офиса Office 365. Он входит во все бизнес-тарифы и интегрируется с другими сервисами Office 365, но отдельная установка теперь невозможна. И, если ваша компания не пользуется этим решением Microsoft, внедрить Yammer не получится.

Возможности сервиса: кому и зачем нужен Yammer

Мы уже давно живем в социальных сетях, формируя виртуальный круг общения, знакомясь с новыми людьми, следим за новостями интересных нам компаний и сообществ. Грань между «реальным другом» и «виртуальным френдом» давно стерта — многие люди считают своими друзьями тех, кого никогда не видели вживую.

Корпоративные социальные сети помогают наладить связь между всеми сотрудниками, позволяют им познакомиться поближе, сформировать профессиональное сообщество единомышленников. Если в компании нет такого инструмента, работники сформируют его стихийно: добавят друг друга в друзья в Facebook или во «ВКонтакте», создадут групповые чаты. Но в этом случае руководство никак не сможет контролировать их общение и оперативно доносить новую информацию. Кроме того, значительная часть сотрудников неизбежно окажется «за бортом»: мы рады принять запрос от симпатичного нам коллеги, с которым ходим обедать, но не станем добавлять в друзья работника из другого отдела, которого едва знаем. Нельзя игнорировать и тот факт, что использование обычных соцсетей в рабочих целях небезопасно: никто не гарантирует того, что закрытая информация останется закрытой. Однако сотрудники все равно будут пользоваться ими, если не предоставить им альтернативы. Примерно треть российских компаний не приветствует использование соцсетей на работе, считая, что это отвлекает от дела. Но сейчас, когда у каждого есть смартфон, возможно, и не один, блокировка «ВКонтакте» на рабочих компьютерах практически лишена смысла. А четверо из десяти работников убеждены, что социальные сети помогают им быстрее и эффективнее связываться с коллегами.

Корпоративные социальные сети особенно полезны крупным компаниям, где сотрудников так много, что знать в лицо каждого, даже работая в одном здании, невозможно. Еще нужнее они организациям с множеством филиалов в разных часовых поясах и даже странах. В этом случае соцсети не только упрощают коммуникации, но и снижают расходы на связь: одно дело — десять минут говорить с коллегой, который трудится в Берлине, по телефону, и другое — выяснить все, что требуется, написав ему личное сообщение в соцсети.

И, безусловно, социальные сети абсолютно необходимы компаниям, где большая часть сотрудников работает не в офисе, а на дому или «в полях». Ситуация для нашего времени довольно обычная. Многие организации урезают расходы на офис, если сотрудники могут трудиться удаленно, нанимают фрилансеров и ищут подходящие кадры не только в родном городе, но и по всему миру. Так работают многие СМИ, IT-компании, дизайнерские бюро и другие предприятия. И если часть работников живет в России, часть — в Европе, а остальные — в Китае, США и Аргентине, корпоративная социальная сеть становится основным и самым удобным инструментом коммуникации — как по горизонтали, так и по вертикали.

Преимущества и недостатки

Yammer — вполне типичный продукт для облегчения коммуникаций внутри компании. И у него есть как плюсы, так и минусы.

Преимущества:

  • продукт бесплатный и входит в пакет Office 365 по умолчанию;
  • понятный и простой интерфейс и принцип работы;
  • широкое распространение.

Недостатки:

  • поскольку как самостоятельный сервис Yammer уже не используется, его не смогут внедрить компании, которые не приобрели Office 365. Более того, даже если у вас этот онлайн-офис установлен, а у партнера или клиента — нет, вы не сможете воспользоваться Yammer для связи с ним;
  • Yammer невозможно организовать на сервере компании, доступно только облачное размещение данных на зарубежных серверах;
  • невозможность кастомизации под нужды конкретного заказчика.

Yammer — одна из самых известных, но далеко не единственная социальная сеть для решения корпоративных задач. Существуют десятки решений, в том числе и от российских разработчиков, причем многие из них обладают большей частью преимуществ Yammer и лишены недостатков этой КСС. Поэтому не останавливайтесь на первом же найденном решении, потратьте немного времени на взвешенный выбор корпоративной соцсети, которая будет полностью соответствовать вашим потребностям.