Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию
В 2015 году был-таки принят долгожданный закон, установивший требования к разработке документов по стандартизации. Одними из них являются технические условия, или ТУ. Так какие же именно требования закон предъявляет к данному типу документации и к его разработке? Обязательна ли регистрация ТУ и кто теперь отвечает за эту процедуру? Обо всем этом — в статье.
Что такое технические условия и для чего они нужны
Вступивший в силу в 2016 году Федеральный закон от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» относит технические условия (ТУ) к виду стандартов организации и трактует их как документ, разработанный и утвержденный изготовителем/исполнителем для обеспечения качества производимой продукции, работ или услуг. Разрабатывая этот документ самостоятельно, организация должна учитывать результаты проведенных испытаний и измерений, положения межгосударственных и национальных стандартов, опыт реализации процессов, использования технологий и оборудования в ходе производства продукции/оказания услуг/выполнения работ.
Сегодня выделяют следующие виды ТУ:
- общие (на группу однотипных товаров);
- специальные, ориентированные на одно изделие, вещество или материал;
- ТУ на составные части изделия.
Технические условия как стандарт организации способствуют реализации единой государственной политики в сфере стандартизации. В частности, ФЗ №162-ФЗ среди целей стандартизации выделяет улучшение качества и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Для производителей ТУ выполняют следующие функции:
- определяют все основные звенья производственной цепи;
- являются эталоном при выяснении соответствия продукции или услуги заданным параметрам;
- гарантируют единообразие результатов работы;
- позволяют защитить собственные интересы перед третьими лицами в судебных и досудебных спорах.
Технические условия содержат максимальное количество информации, которая позволяет отличить определенный продукт или услугу от сходных с ним образцов. Это помогает потребителю сделать компетентный выбор в пользу определенного товара и использовать его безопасно и с максимальной эффективностью.
Для того чтобы ТУ позволяли достичь всех вышеуказанных целей, изготовитель продукции или исполнитель услуг обязан соблюдать принципы стандартизации, в частности, комплексность, системность и открытость разработки. Содействуют ему в этом технические регламенты и государственные стандарты. Они ориентированы на приведение ТУ одной группы товаров (услуг) к единому образцу. В качестве примера можно назвать «ГОСТ 2.114-2016. Единая система конструкторской документации. Технические условия».
Детально прописывая в технических условиях формы и методы контроля за соблюдением требований производства, хранения и доставки, юридическое лицо может предотвратить споры о результатах контроля безопасности и качества товара в арбитражном процессе.
Ссылка на ТУ в гражданско-правовых договорах рекомендуется ведущими юристами-практиками. Например, в договоре поставки желательно детально описывать качество продукта, его упаковку, способ транспортировки, ссылаясь на документы организации-изготовителя, в том числе на ТУ. [1]
Нарушение технических регламентов, проектной документации, а также обязательных требований документов в сфере стандартизации влечет административную или уголовную ответственность. Надзор в этой сфере осуществляет также и Росстандарт.
Важно!
В России товары, которые могут повлиять на безопасность людей, подлежат проверке на соответствие национальным стандартам с оформлением обязательного сертификата. Продукция, для которой предусмотрена обязательная сертификация, описана в специальной номенклатуре: перечень данных товаров пересматривается один раз в год и утверждается постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года №982 [2] .
Требования к содержанию и оформлению ТУ
Рассмотрим порядок разработки ТУ на примере требований, определенных в ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению», который действует с 1 января 2018 года. Согласно данному документу, потребность в ТУ возникает при отсутствии стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р) или при их наличии, но при желании производителя уточнить и дополнить существующие требования. Указанный выше ГОСТ содержит требования к построению, изложению и оформлению ТУ.
Документом предусмотрена такая структура ТУ: титульный лист, основная часть, приложения и лист изменений. Основная часть должна содержать:
- сферу применения ТУ;
- правила соблюдения качества и безопасности продукции;
- порядок маркировки и упаковки товара;
- методы контроля;
- порядок хранения и доставки продукции.
ГОСТ дает исчерпывающее представление о внешнем виде и наполнении ТУ. Для простоты восприятия разработчик использует доступные примеры.
Это надо знать!
Согласно ГОСТ Р 51740-2016, в ТУ следует по возможности использовать исключительно русскоязычные термины. Иностранные слова и конструкции допускаются только при отсутствии аналогов в русском языке. Нельзя к тому же злоупотреблять математическими знаками, если их смысл можно передать текстом. Вместо знака «–» необходимо писать слово «минус», а вместо «0» — «диаметр». Употреблять знаки «<», «>» и «=» без числовых значений запрещается.
В целях защиты интересов юридических лиц и граждан положения технических условий не должны допускать разного толкования. Четкость и точность смысла обеспечиваются соблюдением требований к изложению текста документа. Запрещаются любые обозначения, определения и сокращения, которые могут ввести специалиста или потребителя в заблуждение. Чтобы соблюдалась логическая последовательность, предлагается использовать разделы, пункты, подразделы и подпункты. Для наглядности рекомендуется применение таблиц.
Особое внимание в ГОСТе уделено оформлению ТУ. Разработчик рекомендует использовать электронный вид, сквозную постраничную нумерацию, закладывает определенные параметры шрифта, начертания, полей, а также отдельный порядок оформления листа регистрации изменений.
К сведению
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», а также в целях реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» список товаров, на которые необходимо оформить сертификат пожарной безопасности (пожарный сертификат), утверждается постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года №241.
Порядок согласования и регистрации технических условий
Закон о стандартизации исключает обязательность согласования ТУ с государственными органами. Статья 21 данного закона определяет, что порядок утверждения, учета, изменения, отмены и применения технических условий устанавливается юридическим лицом или предпринимателем самостоятельно. Однако ТУ на отдельные виды пищевых продуктов согласовывают, утверждают и регистрируют в соответствии с порядком, установленным законодательными актами Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации [3] .
По собственной инициативе для получения компетентного заключения компания может обратиться в уполномоченные организации за проведением экспертизы проекта ТУ. Эти положения детализируются в отраслевых ГОСТах. По общему правилу теперь экспертиза проекта ТУ проводится на добровольной основе по инициативе разработчика или заказчика аттестованными экспертами по стандартизации и специалистами федеральных центров по стандартизации и метрологии (ЦСМ).
На заметку!
В отдельных регионах производители добровольно тестируют свою продукцию в государственной испытательной лаборатории для подтверждения того, что товар изготовлен по стандарту национальной системы сертификации (НСС). Это дает им преимущество перед остальными производителями, поскольку после прохождения подобной проверки товар получает региональный знак качества, который наносится в виде логотипа на упаковку. Подобным образом поступают, например, в Нижегородской области, где данный логотип, известный как «Нижегородская марка качества», имеют уже около 400 объектов местного производства [4] .
Что касается уполномоченных организаций, упомянутых в законе, то таковыми являются технические комитеты (ТК) по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Экспертизу проекта ТУ в соответствующем комитете проводит секретариат ТК или независимый эксперт, входящий в его состав. Эта процедура осуществляется на договорной основе между заказчиком и исполнителем. Как правило, для проведения экспертизы необходима лишь заявка и документ, подлежащий оценке. Потребность в иных документах определяется в рабочем порядке.
Получение экспертного заключения фактически завершает процесс согласования ТУ. Если же держатель подлинника не посчитал необходимым обращаться в компетентный орган для экспертизы проекта, то заключительной стадией является подписание ТУ руководителем согласующей организации. Далее следует заверить ТУ у руководителя, держателя подлинника и проставить соответствующий гриф утверждения.
Что касается регистрации ТУ, то законом о стандартизации кардинальных изменений существующего порядка не предусмотрено. Как и раньше, эта процедура является добровольной, однако, как подтверждает практика, крайне необходимой для осуществления принципа доступности информации о потребительских характеристиках продукции, а также о производителе и держателе ТУ.
Сегодня основную информацию о зарегистрированных ТУ можно получить из АБД «Продукция России». Эта база создана и поддерживается ФГУП «Стандартинформ». Информация для ее наполнения черпается из специальных форм — каталожных листов продукции (КЛП), предоставляемых предприятиями-изготовителями.
Для того чтобы внести сведения о ТУ в эту базу, представителю организации необходимо подать информацию о документе в региональные ЦСМ Росстандарта, заполнив каталожные листы.
В Москве и Московской области регистрацию КЛП осуществляет ФГУП «Стандартинформ». Чтобы правильно заполнить формы, необходимо руководствоваться Правилами по стандартизации ПР 50-718-99. Они актуальны для всех предприятий-изготовителей товарной продукции народнохозяйственного назначения.
Регистрация КЛП состоит из нескольких этапов:
- заполнение форм;
- подготовка сопутствующих документов;
- направление форм на регистрацию;
- оплата услуг;
- получение КЛП и ТУ со штампом и отчетных бухгалтерских бумаг заказчиком.
Срок оказания услуги регистрации, согласно сведениям ФГУП «Стандартинформ», составляет в общем порядке десять дней, а в срочном — один. Последний вариант предполагает отправку документов на регистрацию по электронной почте. ФГУП оказывает и услуги, сопутствующие регистрации КЛП: консультационная и информационная помощь, а также заполнение КЛП. Эти услуги являются платными. Так, заполнение одного листа в общем порядке обойдется предприятию в сумму порядка 600 рублей, а консультационная помощь — примерно в 1900 рублей.
Таким образом, процесс разработки и регистрации ТУ представляет собой совокупность последовательных действий. Для этого требуется не только профессиональный подход, но и четкое понимание того, как именно осуществляется прохождение установленных процедур.