Как создать сайт с нуля? Пошаговая инструкция и стоимость работ
Создание веб-ресурса – это комплекс мероприятий, объединяющих в себе разработку дизайна, информационное наполнение, применение веб- и маркетинговых технологий, направленных на удовлетворение потребностей посетителей и владельцев будущего сайта. Данный процесс – продукт совместной работы идейного вдохновителя проекта и команды узкопрофильных специалистов.
Возможно ли создать и поддерживать сайт самостоятельно? Конечно! Однако потребуется обладать немалым талантом и опытом, чтобы совместить в себе навыки дизайнера, верстальщика, веб-аналитика и sozdanie-saita-специалиста, копирайтера и редактора, программиста, системного администратора, интернет-маркетолога и сделать из задумки успешный бизнес-инструмент, приносящий доход. Кроме этого потребуется много свободного времени.
Чтобы избежать распространенных ошибок, необходимо усвоить постулаты: «один в поле не воин» и «невозможно быть профессионалом во всем», а также оценить объем знаний и навыков, необходимых для практического воплощения задумки.
Шаг 1. Выбор разработчика сайта
Определиться с веб-разработчиком на деле не так просто. Например, в каталоге «CMS Magazine» содержится около 6 500 студий, занимающихся созданием сайтов, из них более 2 000 располагается в Москве и Московской области, порядка 1 000 – в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, сотнями они исчисляются в городах-миллионниках.
Портал «Рейтинг Рунета» предлагает следующий алгоритм, который поможет выбрать веб-разработчика сайта:
- Четкая формулировка целей и задач проекта.
- Формирование предварительного списка из 10-15 компаний. Основными критериями отбора должны служить: портфолио (не менее 10 качественных сайтов), опыт профессиональной деятельности (от 3-х лет присутствия на рынке), отзывы в Сети, к которым следует относиться с известной долей скепсиса. Целесообразно также включить в критерии выбора дополнительные позиции: системы управления сайтом (CMS), с которыми предпочитает работать агентство (подробно об этом ниже); детализация стоимости услуг и ресурсов, задействованных в разработке; условия гарантийного обслуживания и постпроектной поддержки, так называемый follow-up; состав рабочей и итоговой документации.Это следует знать!
Многие ошибочно полагают, что, руководствуясь выдачей поисковых систем, можно увидеть лучших веб-разработчиков. Однако это совсем не так: большинство крупных и авторитетных веб-агентств не занимается продвижением собственного сайта в сети – точно так же, как роллс-ройс не рекламирует себя в телеэфире. Такие компании и без этого имеют серьезный пул клиентов и широко известны в профессиональных кругах. - Запрос коммерческих предложений с просьбой дать ответ в пределах 10 дней. В дальнейшем не будет лишним посетить офис (а у нормальной фирмы он должен быть). Обратите внимание на коллектив, общую атмосферу, комфорт общения с сотрудниками, их заинтересованность в проекте, креативность, поскольку создание и продвижение сайта – это долгосрочное сотрудничество и психологическая совместимость здесь очень важна.
- Окончательный выбор партнера. В процессе изучения предложений вы наверняка выясните, от каких работ можно безболезненно отказаться, а какие вы изначально не учли. Если ваш бюджет слишком мал для реализации задуманного, попробуйте договориться о снижении стоимости работ с исполнителями или обратитесь к более скромным вариантам – услугам фрилансеров.
При выборе разработчика веб-ресурса приоритеты у крупных компаний и небольших фирм различаются: первым важнее надежность и безопасность, устойчивость сайта при больших нагрузках, вторые основное внимание уделяют срокам создания и стоимости работ. Поэтому сложно представить некий универсальный список параметров, по которому следует искать того разработчика, который наилучшим образом устроит именно вас.
Шаг 2. Составление технического задания на создание и продвижение сайта
Реализацию любого проекта предваряет планирование – постановка целей и задач, а также определение путей их решения. Чтобы передать все или часть функций сторонним специалистам, необходимо разработать и согласовать техническое задание (ТЗ), которое будет служить руководством к дальнейшим действиям. Оно обычно включает такие положения как:
- Глоссарий терминов и определений, которые используются ниже по тексту технического задания. Он необходим, чтобы заказчик и исполнитель одинаково интерпретировали используемые понятия.
- Описание предмета разработки, назначение веб-сайта, цели его создания, задачи разработки и окупаемость.
- Комплекс требований к реализации проекта в отношении:
- структуры веб-сайта и графического представления главной и внутренних страниц;
- разработки дизайна и порядка утверждения его концепции;
- системы динамического управления контентом сайта (CMS) и ее функционала (количества и качества модулей), а также численности и уровня квалификации администраторов;
- системы разграничения прав доступа;
- информационного обеспечения и наполнения сайта контентом;
- условий программного и аппаратного обеспечения серверной и клиентской частей;
- лингвистического обеспечения (возможностей адекватного переключения между заданными языками с любой страницы сайта);
- эргономики и эстетики (оптимизации под определенные разрешения без полос прокруток и пустых полей, «юзабилити» интерфейса административной части и пр.);
- стабильности работы при заданных нагрузках, безопасности;
- условий сдачи-приемки завершенного проекта, включая: соблюдение сроков поэтапного графика работ; форматы и объем передачи материалов информационного наполнения исполнителю; порядок предоставления дистрибутива и переноса сайта на программно-аппаратную платформу, ранее оговоренную с заказчиком; период тестирования и доводки продукта на ресурсах хостинг-провайдера; период бесплатного исправления допущенных программистами багов после приемки проекта.
- Права и обязанности обеих сторон, в том числе возможность и допустимые пределы изменений/дополнений ТЗ в процессе работы над сайтом, направленных на устранение спорных моментов и улучшение качества будущего продукта. Чем более глубоко ТЗ описывает все аспекты создания сайта, тем меньше возникнет разногласий и точнее будет определена конечная стоимость проекта.
Уровень правового нигилизма и веры в «честное слово» в нашей стране поражает: согласно совместному исследованию Proactivity Group и «Рейтинг Рунета» почти пятая часть всех сайтов создается без подписания договора и столько же – без составления ТЗ, четверть веб-ресурсов – с формальным договором, необходимым исключительно для оплаты. Только немногим более половины всех проектов ведутся согласно развернутому детализированному договору с дополнениями в виде технического задания и др. документов.
Шаг. 3. Выбор доменного имени
Понятия «доменное имя» и «хостинг» неразрывно связаны между собой. Имя домена – это адрес сайта, где располагается веб-ресурс, куда обращаются его пользователи за информацией. Хостинг – физическое размещение сайта на сервере в дата-центре провайдера услуги, его местожительство.
Сегодня доменные имена, служащие для идентификации автономных административных областей в иерархии Интернета, получили очень широкое развитие – по состоянию на начало 2015 года в мире зарегистрировано свыше 288 млн имен более чем в 200 географических и в постоянно появляющихся «инновационных» специализированных зонах. Так, существуют домены в национальной географической зоне первого (верхнего) уровня, такие как .ru, .рф, .su, региональные имена сайтов второго уровня – например, msk.ru (Москва), vrn.ru (Воронеж), или указывающие на тип организации, вроде .edu (образование), .gov (правительство).
Какой уровень и предназначение из них целесообразно выбрать для вашего сайта? Все зависит от коммерческой составляющей: предполагаемого географического масштаба ведения бизнеса, прогнозируемой рентабельности, целей, задач и ориентиров. В целом, считается, что чем короче и логичнее выбрано имя, тем лучше для его популяризации. Короткие, запоминающиеся или «раскрученные» имена можно купить на соответствующих аукционах, то есть на вторичном рынке, если их получение невозможно в открытом доступе у официальных регистраторов.
Можно дать еще несколько общих рекомендаций по выбору доменного имени:
- Имя домена должно быть не только уникальным (иначе его не оформить у официального регистратора), но и не схожим с названиями сайтов конкурентов.
- Старайтесь выбрать имя, которое напрямую соотносится с тематикой вашего сайта и часто присутствует в поисковых запросах.
- Выбирайте имя, которое предусматривает однозначное его написание при транскрипции с русского языка. Пример неудачного названия – крикет, cricket, criket, cricet, kricet, kriket, также, не используйте цифры для замены букв;
- Защищайтесь от возможных конкурентов, регистрируя имя в различных доменных зонах одновременно, например в .ru, .рф, .com, .org, .net или .biz.
Шаг. 4. Выбор поставщика хостинга
Хостинг – это пакет услуг, обычно включающий предоставление:
- всего сервера или части его ресурсов для размещения на нем веб-портала (баз данных, файлового хранилища, почты, DNS);
- оговоренных вычислительных мощностей (месячного трафика; сайтов, размещенных в одной учетной записи; объема дискового пространства; одновременных процессов на пользователя; пропускной способности каналов, влияющей на загрузку информации; времени исполнения, выделяемого каждому процессу пользователя и т.д.);
- необходимого ПО (операционной системы, служб и сервисов, функциональных возможностей – поддержки общих интерфейсов шлюза, баз данных и прочего).
Принято различать несколько видов хостинга по типу предоставляемых ресурсов:
- Виртуальный хостинг (Shared Hosting) – самый недорогой и простой пакет услуг, удачно подходящий для небольших проектов.
- Виртуальный выделенный сервер (Virtual Private/Dedicated Server, VPS/VDS) – такой пакет услуг расширяет ваши возможности в плане настроек и подходит для сайтов с повышенной посещаемостью.
- Выделенный сервер (Dedicated Server) – здесь речь идет об аренде физического сервера, принадлежащего хостинг-провайдеру, целиком. Данный тип услуг рассчитан на крупные проекты.
- Колокация (Colocation) – пакет услуг, обычно включающий предоставление места в стойке дата-центра провайдера для размещения собственного сервера.
- Облачный хостинг (Cloud VPS, Cloud Hosting) – это относительно молодая услуга, по многим параметрам превосходящая традиционный виртуальный хостинг, хотя пока и более дорогая. Ее суть в том, что ваш сайт размещается в виртуальном объединении множества серверов, установленных в дата-центре провайдера. Это позволяет в очень большом диапазоне и практически мгновенно регулировать вычислительные мощности, динамически распределяя системные ресурсы между сайтами и виртуальными серверами, а значит – обеспечивая бесперебойную работу портала при абсолютно любых нагрузках. Определенной проблемой является невозможность или сложность прогнозирования будущего потребления оплачиваемых ресурсов.
По условиям предоставления пакета услуг различают бесплатный, или условно-бесплатный хостинг, и платный хостинг. Первый вариант может подойти только для новичков и проектов «для души», он серьезно ограничивает почти все ваши права, а на страницах сайта, скорее всего, будет реклама, размещаемая владельцем хостинга. Поэтому серьезный проект должен строиться на платных условиях предоставления услуг.
Интернет-обозреватель Web Hosting Analytics в тройку лучших (по соотношению цена-качество) мировых лидеров Linux/Unix-хостинга включил американские компании justhost.com, hostmonster.com, hostgator.com. В топе Windows-хостинга также располагаются провайдеры из США – ixwebhosting.com, lunarpages.com, godaddy.com. По состоянию на начало 2015 года непревзойденными гигантами международного хостинга названы WildWestDomains.com (36 439 531 доменов), NetworkSolutions.com (3 194 031) и Enom.com (2 953 592). Пятерку крупнейших отечественных хостинг-провайдеров с долей российского рынка свыше 10% составляют ГК.masterhost, RU-CENTER, «Хостинг-Центр РБК», SpaceWeb, AGAVA.
Популярность и размер хостеров не обязательно означает, что они предоставляют неизбежно лучший сервис. Иногда относительно новые игроки на рынке хостинга превосходят «гуру» своей более современной ресурсной базой. Поэтому здесь нельзя сделать однозначного вывода – какой хостер лучше. Но следует заранее определиться с бюджетом и набором требуемых услуг. Кстати, некоторые провайдеры бесплатно предоставляют доменное имя на 1-2 года или даже пожизненно.
Общие рекомендации по выбору хостинг-провайдера таковы:
- обратите внимание на то, сколько этот представитель отрасли работает на рынке;
- изучите технические характеристики, которые наилучшим образом соответствуют вашей системе управления сайтом, требуемой функциональности и бюджету;
- изучите ценовую политику, сравнивая различные хостинги по одному и тому же набору технических характеристик, а также по способам оплаты услуг, возможностям вывода неизрасходованных средств, наличию скидок и бонусов;
- при помощи специальных сервисов/сайтов узнайте, какое количество клиентов он обслуживает и есть ли среди них известные;
- кроме количества самих клиентов важно знать их прирост: если за последние кварталы или годы он отрицательный, то лучше не рисковать.
Шаг 5. Выбор CMS
Системы управления контентом сайта (Content Management System – CMS) делятся на две большие группы: бесплатные и платные (коробочные). Компания iTrack, занимающаяся составлением рейтингов CMS в Рунете с 2009 года, выделяет также узкоспециализированные системы управления содержимым сайта, например, ориентированные на работу интернет-магазинов. Согласно данным iTrack по состоянию на конец 2014 года после опроса специальным роботом около 5 млн доменов зоны .RU в полный совокупный рейтинг вошли 57 заметных CMS-бренда, из них 23 бесплатные системы, 18 платных тиражных и 16 узкоспециализированных CMS. «Верхушка» общего рейтинга выглядит так:
№ | Бренд | Доля на рынке | Количество сайтов |
1. | WordPress* | 30,47% | 349 900 |
2. | Joomla! | 25,59% | 293 800 |
3. | 1С-Битрикс | 7,83% | 89 800 |
4. | MODx | 4,77% | 54 700 |
5. | Drupal | 4,70% | 53 900 |
6. | DataLife Engine | 4,46% | 51 200 |
7. | uCoz | 3,61% | 41 500 |
8. | Setup.ru | 3,15% | 36 100 |
9. | OpenCart | 2,67% | 30 600 |
10. | WebAsyst Shop-Script | 1,64% | 18 800 |
*Курсивом выделены бесплатные CMS |
В ТОП-10 бесплатных платформ вошли следующие продукты:
№ | Бренд | Доля на рынке | Количество сайтов |
1. | WordPress | 37,82% | 349 900 |
2. | Joomla! | 31,76% | 293 800 |
3. | MODx | 5,92% | 54 700 |
4. | Drupal | 5,83% | 53 900 |
5. | DataLife Engine | 5,54% | 51 200 |
6. | uCoz | 4,49% | 41 500 |
7. | Setup.ru | 3,91% | 36 100 |
8. | Nethouse | 1,11% | 10 200 |
9. | Wix | 0,87% | 8 000 |
10. | InstantCMS | 0,69% | 6 400 |
ТОП-10 платного ПО составляют системы:
№ | Бренд | Доля на рынке | Количество сайтов |
1. | 1С-Битрикс | 60,52% | 89 800 |
2. | UMI.CMS | 9,51% | 14 100 |
3. | NetCat | 9,21% | 13 600 |
4. | HostCMS | 7,17% | 10 600 |
5. | Simpla | 3,06% | 4 500 |
6. | Amiro.CMS | 2,36% | 3 500 |
7. | diafan.CMS | 1,84% | 2 700 |
8. | SiteEdit | 1,67% | 2 400 |
9. | ImageCMS | 1,05% | 1 500 |
10. | UralCMS | 1,04% | 1 500 |
Следует отметить, что между качеством и популярностью CMS также не существует очевидной связи. На выбор системы управления сайтом влияют узнаваемость бренда, финансовые возможности заказчиков, профессиональный уровень разработчиков сайта, различные психологические и технические аспекты, сфера предназначения портала. Конечно, «халява» внесла свой вклад в популяризацию бесплатных систем управления контентом сайта – 87% приходится именно на них, 13% – на платные тиражные.
Также стоит сказать, что не существует универсальных CMS, будь то бесплатные, платные платформы или студийные разработки, создаваемые «под ключ» для конкретного портала. Последние идеально подгоняются под специфику сайта и его администраторов, однако в случае переноса ресурса на другую платформу возникает необходимость полного перепрограммирования портала.
Еще один момент – это скорость, производительность и стабильность CMS: обычно более стабильные и производительные, а значит «тяжелые» платформы, например, «1С-Битрикс», при прочих равных условиях иногда грешат недостатком скорости загрузки главной страницы. Но на поверку оказывается, что проблема скорости в данном случае состоит в выборе медленного хостинга, в неграмотной оптимизации сайта, в отсутствии модулей-ускорителей движков системы и т.д. Не лишне отметить, для многих корпоративных заказчиков важно, чтобы CMS легко интегрировались в корпоративную сеть и другие платформы – это касается преимущественно крупных проектов, но не обязательно. Так, пресловутый «1С-Битрикс» можно «на лету» интегрировать не только во внутренние сетевые коммуникации, но и под конкретные задачи, например – для ведения бухгалтерии, управленческого и складского учета – в систему «1С-Предприятие». В целях ведения бизнеса иногда это играет решающую роль.
Платные CMS в отличие от бесплатных повышают рейтинг вашего сайта в поисковых системах.
Шаг 6. Создание семантического ядра
Семантическое ядро представляет собой набор взаимосвязанных, наиболее релевантных (адекватных) запросов, набираемых пользователями в поисковых системах и соответствующих тематике и сущности проекта (сайта). Выражаясь по-другому, это сердце любого веб-ресурса.
Вкратце создание «семантического ядра» включает действия:
- Транслитерация и синонимизация ключевых слов, приведение их ошибочного написания.
- Выстраивание смысловой иерархии: детализация более широких по смыслу ключевых значений, указание их составных частей, и наоборот, расширение ключевых значений в направлении, например, от «какую CMS выбрать» до «как создать сайт».
- Анализ расширения одного сеанса ассоциированных запросов пользователя, предположим, от «купить мебель» через «кухонный гарнитур» до «кредитование».
- Использование специальных программных инструментов, таких ка Inserp, SemRush и многих других.
- Очищение семантического ядра от «спама»: лишних, мешающих, размывающих суть ключевых слов на основе ранжирования высокочастотных и низкочастотных запросов.
- Синтез нового, оптимизированного семантического ядра после предыдущих действий.
Шаг 7. Регистрация сайта в поисковых системах и тематических каталогах
Эта, казалось бы, простая процедура имеет свои подводные камни: неправильно зарегистрированный сайт, с некорректным описанием или другими нарушениями правил, может попасть в «черный список» поисковых систем. Размещая сайт в каталогах, необходимо уделить внимание не только каталогам общей тематики, но и специализированным. При размещении в каталогах необходимо предоставить логотип, контактные данные, несколько фотографий и ссылку на сайт. Это важная часть работы по вашему продвижению, поскольку информация в каталогах будет работать на вас даже в случаях, когда ваш сайт временно не функционирует.
Шаг 8. Разработка дизайна сайта
Требования к дизайну начинаются с формулирования пожеланий. Стили могут различаться по цветовой гамме – светлый/темный, трехцветный, многоцветный; по восприятию – яркий или нейтральный; по объему графики – стандартный, художественный или «чистый» стиль; по расположению контента – минимализм, 2 колонки, 3 колонки, сложная структура; по тематике – классика, журнальный, ретро, футуризм, гранж, «мультяшный» и пр.; по шрифтовому наполнению – насыщенный/разряженный, большой/малый кегль, шрифт с засечками или без них.
В общем случае для оптимального восприятия предпочтителен светлый фон, трехцветное, чистое наполнение, минимализм, шрифт без засечек – если речь идет не о промо-сайтах и сайтах-визитках, а о серьезных корпоративных или информационных ресурсах с частой посещаемостью. Такой тип дизайна мало «весит», а значит быстро «грузится» и легко адаптируется под мобильную версию.
Шаг 9. Верстка и наполнение сайта
Когда дизайн сайта, наконец, утвержден, и у вас есть набор красивых картинок, необходимо перевести их в html-коды. Этим занимаются специалисты-верстальщики. Лучше всего, чтобы дизайнер и верстальщик работали в тесном контакте, поскольку фантазия дизайнера не всегда согласуется с актуальными требованиями верстки сайтов.
Также очень важно понимать, что каждый, даже самый маленький текст на вашем веб-ресурсе – это имидж компании. Разумеется, в условиях непрерывно растущей конкуренции за внимание пользователя тексты для сайта должны создаваться профессионалами, которые учтут и последующую необходимость продвижения в поисковых системах, и имиджевую составляющую, и информативную.
Шаг 10. Программирование
На этом этапе «связываются» разработанный дизайн, верстка и система управления сайтом, «реализуется» логика сайта, прописываются основные алгоритмы взаимодействия пользователя с веб-ресурсом, а также взаимосвязь сайта с внешними ресурсами (программами, сервисами, другими сайтами и т.д.). Облегчить этот процесс можно путем использования так называемых готовых типовых модулей, однако это не всегда рационально. Зачастую все-таки требуется кастомизация.
Этот этап один из самых непростых для новичков в вопросе создания сайта. Все-таки овладеть языком программирования с нуля – вопрос не нескольких дней. Если же вы все-таки решили покорить и эту вершину, то рекомендуем вам настроиться на то, что ваш сайт еще не скоро увидит мир. Наиболее рациональным решением будет воспользоваться услугами программиста.
Шаг 11. Тестирование и отладка
Итак, программирование сайта завершено. Прежде, чем сообщать о его открытии, необходима проверка. Чем больше на нем разнообразных сервисов, тем больше времени потребуется. Тестирование должно проводиться в несколько этапов. Сначала ресурс проверяют специалисты подрядчика. Затем набирается фокус-группа потенциальных пользователей, которые должны составить собственное непредвзятое мнение о работе с сайтом. Последний этап тестирования – презентация сайта руководству заказчика. На этом этапе у подрядчика должны быть ответы на все возможные вопросы по сайту.
Сколько стоит создать сайт с нуля?
Первое, что делает будущий хозяин сайта, – забивает этот вопрос в поисковую строку и мгновенно расслабляется: ему обещают сайты стоимостью от $100, а в среднем суммы колеблются вокруг $1000. Но подобные рекламные обещания, как правило, далеки от реальности, какой бы простой ни казалась задача. Средние цены на разработку в настоящее время следующие:
- корпоративный портал или интернет-магазин – 200 тыс. руб. (в Москве) и 110 тыс. руб. (в регионе);
- промо-сайт или портал/сервис – соответственно 400 тыс. руб. и 200 тыс. руб.
Очень важно найти надежного подрядчика, который сделает вам сайт в заявленной ценовой категории, не завышая стоимость на пустом месте. Широко известен скандал с сайтом «Сколково», который оценивался подрядчиками в 3,1 млн руб., однако на деле стоил около 2 млн руб