Раскрутка сайта как искусство. Методы, тренды, секреты
В век информационных технологий раскрученный и качественный сайт – это залог успеха бизнеса в целом. Осознавая это, большинство компаний с энтузиазмом приступает к совершенствованию своих онлайн-площадок. Однако зачастую процесс оказывается не таким простым, как виделось на начальных этапах. И это подтверждает суровая статистика: лишь единицы сайтов можно назвать успешными. Выясняется, что красивой верстки, запоминающегося электронного адреса, интересного контента и рекламы на площадках-партнерах недостаточно. Но что же тогда является достаточным условием достижения желанного результата? Как утверждают опытные специалисты, закон в этой области не писан. Процесс продвижения онлайн-ресурса сродни искусству, и каждый мастер имеет свои секреты и инструменты продвижения. О них мы и поговорим в этой статье.
Основные принципы раскрутки сайта и план работ
Раскрутка, или продвижение сайта, – это ряд мероприятий, направленных на увеличение посещаемости ресурса целевыми пользователями, а также на повышение рейтингов онлайн-площадки у поисковых машин. И здесь речь идет не только о механически отлаженном процессе и применении перечня конкретных методов и правил, а о полноценном творческом процессе.
Интернет-маркетологов часто сравнивают со «свободными художниками», ведь не смотря на то, что в этой области существует определенный набор методов и закономерностей, во многом успех кампании по продвижению зависит от способностей специалиста, его профессионального «чутья» и таланта. Причем единого решения в области интернет-маркетинга в принципе не может быть. Процесс раскрутки сайта – уравнение с огромным количеством переменных. Каждый сайт – это новые стратегия и инструменты.
Перечень работ по популяризации сайта обширен: сюда входит как внутренняя оптимизация (составление семантического ядра, дизайн, желательно адаптивный и т.д.), так и «внешняя» раскрутка (обмен ссылками, контекстная реклама, настройка сервисов поисковых систем и т.д.). Чтобы самостоятельно организовать весь процесс, нужно знать тонкости множества механизмов – правила программирования, верстки, формирования контента, размещения и подачи информации, SEO-продвижения, проведения PR-кампаний. Именно поэтому владельцы сайтов редко возлагают этот процесс на свои плечи, предпочитая довериться профессионалам. Если удалось найти талантливого специалиста, то все затраты будут восполнены с лихвой. Ведь успех вашего сайта – это одна из главных составляющих успеха бизнеса в целом.
Методы продвижения сайта
Какими же методами пользуются профессионалы для успешного продвижения сайта в сети? Их достаточно много, но крайне востребованы из них лишь немногие. Причем при выборе инструментов раскрутки следует помнить, что здесь не работает принцип «чем больше, тем лучше». Некоторые методы попросту несовместимы, тогда как другие – показывают отличный результат «групповой» работы. Выбор грамотной стратегии рекламной кампании – уже половина успеха.
Итак, рассмотрим наиболее востребованные методы раскрутки сайта:
Поисковый маркетинг (SEM)
Search engine marketing (SEM), в среде специалистов именуемый «комплексной работой по раскрутке сайта», включает в себя ряд мероприятий, проводимых для привлечения целевых посетителей на сайт. Обычно включает два ключевых направления:
- Раскрутка сайтов в поисковиках (SEO). Призвана сделать сайт более релевантным, то есть соответствующим целевым запросам и требованиям к оформлению и наполнению сайта, которые предъявляют поисковые машины. В SEO входит как внешняя, так и внутренняя оптимизация сайта – от проработки контента на предмет ключевых слов и внутренней перелинковки страниц до отладки системы обмена ссылками.
- Размещение материалов на сторонних ресурсах. Бесплатное или платное размещение короткой информационной или информационно-рекламной статьи со ссылкой на ресурс. Обычно публикуются на крупных порталах, посвященных той же тематике, что и сайт-рекламодатель. По последним наблюдениям специалистов SEO – эффективный метод привлечения трафика.
Раскрутка сайтов в соцсетях (SMM/SMO)
Молодое, но довольно популярное направление. SMO позволяет популяризировать сайт в социальных сетях посредством ссылок на ресурс в сообществах и от конкретных пользователей, ведением паблика или группы в соцсести, за счет «установки» различных виджетов для коммуникации с посетителем. Сюда же входит и раскрутка сайтов посредством блогов. В данном случае работают принципы PR – топовые блогеры делятся ссылкой на сайт или описанием услуг компании в своих постах, чем привлекают аудиторию. Одним из вариантом метода является создание блогов-сателлитов, ссылающиеся на ресурс. Однако такой «черный PR» в конечном итоге может негативно сказаться на релевантности сайта.
Регистрация в каталогах
Размещение информации о сайте на крупной площадке, содержащей информацию о ресурсах различной тематики. Несмотря на то, что каталоги практически не привлекают «живого» трафика, попасть в один из крупных справочников (например, «Яндекс.Каталог») является вопросом престижа, так как сайт автоматически становится более трастовым.
E-mail-маркетинг
Популярный вследствие малозатратности и тесного контакта с целевой аудиторией метод. Заключается в наборе базы существующих и потенциальных клиентов и рассылке им писем с предложением товаров и услуг сайта и ссылкой на ресурс.
Некоторые из этих методов можно использовать самостоятельно, некоторые требуют участия квалифицированных SEO-специалистов.
Для анализа собственного сайта даже профессионалы SEO-маркетинга предпочитают привлекать коллег. По словам специалистов, субъективность в оценке «своего» ресурса зачастую мешает определить недостатки и пробелы оптимизации.
Секреты раскрутки сайта: стратегии успеха
Конечно, главные секреты раскрутки чаще всего не становятся достоянием заинтересованной общественности, так как их тщательно охраняют их же разработчики, но есть некоторые малоизвестные и нераспространенные методы, применение которых может существенно снизить издержки на раскрутку. Вот некоторые советы от гуру SEO:
«Возьмите несколько проектов и испробуйте то, что работает. Изучение алгоритмов не портит человека (плохо невежество, а не знание). Не позволяйте другим людям влиять на то, что вы хотите испробовать, когда они выдвигают вам свои предположения, основанные на своих собственных бизнес-моделях, как если бы они были нравственными нормами».
Aaron Wall, основатель seobook.com
Что это значит? Лишь то, о чем говорилось выше: нужно анализировать какие методы работают именно для вашего сайта, какие нет, и сочетать эффективные инструменты для продвижения: например, с помощью счетчиков посещения или систем типа «Яндекс.Метрика» или Google Analytics отследить, откуда приходят посетители на сайт, сколько времени они проводят на различных страницах и, в соответствии с результатами, отказаться от неработающих инструментов или попытаться наладить их эффективность.
«Никогда не прекращайте учиться. Правила игры в SEO постоянно меняются, и вы вынуждены быть готовыми тестировать новые вещи, чтобы выяснить, каким образом добиться рейтинга, удовлетворяющего клиента. 2012 год пролил свет на то, что ситуация в области поиска меняется... Вы можете проследить эту тенденцию на примере обновлений алгоритмов Google».
Neil Patel, соучредитель kissmetrics.com
Сейчас изменения алгоритмов поисковых систем не являются тайной, что существенно облегчает процесс раскрутки сайтов через поисковики. Но тем не менее, выясняя все принципы ранжирования, зачастую приходится действовать методом проб и ошибок. Поэтому всегда изучайте сайты конкурентов, ищите официальную информацию об изменениях алгоритмов и пробуйте новые методы.
«Будьте любопытны в отношении всего. Если вы видите рейтинг сайта и не знаете, почему он у него такой, покопайте. Выясните. Вы научитесь большему, если будете любопытствовать о том, что видите в списке выдачи, а не просто читать статьи и смотреть видео о SEO-оптимизации. Вы можете многое узнать из них, но «копание», труд и исследования научат вас большему в кратчайшие сроки».
John Doherty, SEO-консультант distilled.net
Действительно, анализ сайтов конкурентов – один из лучших способов понять, в чем проблемы вашего ресурса и выбрать наиболее эффективные методы продвижения. Можно поручить это специалистам: профессионально проведенный SEO-аудит позволит получить статистику по ряду ресурсов и сравнительные данные с пояснениями.
Комплексная раскрутка сайта: цена вопроса
Стоимости раскрутки сайта – характеристика непостоянная. Она зависит от множества факторов: текущих позиций в выдаче, популярности запросов, по которым нужно продвигать ресурс (чем более конкурентны запросы – тем выше цена), набора методов раскрутки (естественно, пакет услуг будет практически всегда дороже, чем одна) и многих других нюансов. Поэтому ответ на вопрос о том, сколько стоит раскрутка именно вашего сайта, чаще всего можно узнать лишь по факту.
Стоимость даже одного вида услуги может существенно колебаться, в зависимости от испольнителя работ: в авторитетном агентстве маркетинга или у никому не известного специалиста-одиночки. Так, например, простое ведение группы в соцсетях будет стоить от 10 000 рублей в месяц, а продвижение на социальном сервисе – от 25 000 рублей соответственно. Размещение пресс-релизов на известных площадках обойдется в сумму от 20 000 рублей, регистрация в «Яндекс.Каталог» 15 000 рублей. Стоимость раскрутки сайта в топ-блогах можно ориентировочно вычислить, умножив число подписчиков автора на 2, то есть у блогера с 10 000 фоловеров реклама вашего сайта будет стоить около 20 000 рублей. Комплексное продвижение, включающее в себя аудит сайта, работы по внутренней и внешней SEO-оптимизации, обойдется владельцу сайта в 40 000 рублей и более.
Контекстная реклама, по утверждениям профессионалов SEО, – то, во что можно вложить несколько тысяч рублей и получить результат. Но и потерять до сотен тысяч здесь легко, если ваш запрос особенно конкурентен или вы неправильно настроили таргетинг. Сэкономить на контекстном продвижении можно, точно определив нужные характеристики пользователей и размещая объявления не через посредников, а напрямую через сервисы (особенно при наличии опыта). Также можно сократить издержки, бесплатно зарегистрировав сайт в каталоге, но это привилегия только ресурсов с той тематикой, которая не слишком популярна. Самым верным способом экономии будет профессионально проведенный анализ и определение актуальных инструментов раскрутки для вашего сайта.
Итак, мы разобрали методы и способы продвижения сайтов в Интернете, как популярные, так и менее известные. Но какой набор инструментов и методик окажется эффективным именно для вашего сайта: будет ли это комплексное продвижение или окажется достаточно e-mail-рассылки, определить можно лишь опытным путем. Поэтому, чтобы не потерять весь рекламный бюджет и получить приток клиентов, возможно, стоит обратиться в специализированную фирму, занимающуюся интернет-продвижением.