Анализ сайта как фактор продвижения
веб-ресурса. Задачи, методы и стоимость аудита
Для многих современных компаний собственный сайт в Интернете — основная площадка для привлечения клиентов и организации продаж. Ресурс можно развивать в течение долгих лет, но результаты при этом будут меньше желаемых. Почему упала посещаемость сайта? Отчего продажи ниже, чем у конкурентов? Чем объяснить падение позиций в поисковых системах? Именно на эти вопросы помогает ответить проведенный аудит сайта.
Почему веб-аналитика необходима? Цели и задачи аудита
Анализ сайта является своего рода «диагностикой» и позволяет выявить проблемы в работе ресурса. Это касается всех аспектов:
- технические ошибки;
- недостатки дизайна;
- иные факторы, мешающие индексации и продвижению;
- низкая конверсия;
- неэффективная реклама и многое другое.
В результате вы получаете полные сведения о том, что мешает вашему сайту занимать первые строчки поисковой выдачи, почему клиенты уходят к конкурентам, какие пути развития оптимальны для ресурса, а от каких стоит отказаться.
Помните фразу известного американского бизнесмена: «Я точно знаю, что половина моего рекламного бюджета тратится впустую, но не знаю какая»? Аудит сайта позволяет разобраться и с этим вопросом: вы будете точно знать, сколько посетителей приходит к вам из определенного источника, совершают ли они целевые действия и окупается ли реклама в конечном итоге.
Своеобразными «симптомами», с которыми обязательно нужно обратиться к веб-аналитику, являются:
- падение позиций по одному или нескольким запросам;
- низкая конверсия или ее ухудшение;
- попадание в фильтр поисковой системы;
- сайт не приносит ожидаемой прибыли и/или не окупает вложений.
В остальных случаях аудит сайта необходимо проводить один-два раза в год, чтобы своевременно отслеживать изменения в поведении пользователей и поисковых роботов, вовремя устранять все недочеты и стабильно поддерживать высокие позиции в выдаче.
Методы анализа сайта
Чтобы провести аудит, необходимо рассмотреть ресурс сразу со всех позиций — пользователя, покупателя, поискового робота. Для этого и существуют различные методики, каждая из которых выявляет определенный спектр ошибок и проблем. Важно помнить, что методы анализа должны применяться в совокупности, иначе полученная картина будет неполной или вовсе недостоверной.
Анализ качественных показателей
Этот метод является самым доступным для масс и легко применимым. Каждый, кто хоть немного знаком с основами SEO, слышал и про основные показатели сайтов — так называемые пузомерки — тИЦ и PR. Ниже мы подробнее рассмотрим их влияние на ранжирование и способы проверки. Помимо этих параметров, базовыми являются: возраст домена, количество страниц в индексе, число внутренних и внешних ссылок.
Многие плагины и приложения позволяют узнать все перечисленные показатели, как для своего ресурса, так и для анализа сайта конкурентов. Впрочем, полученные данные малоинформативны без учета других параметров.
Сравнительная характеристика статистических данных
С помощью популярных инструментов статистики, например «Яндекс.Метрика», Google Analytics, вы можете получить подробную информацию о посещаемости и поведении пользователей. На основании данных вы сможете:
- выявить источники трафика;
- оценить эффективность рекламы;
- определить самые популярные запросы и страницы;
- проанализировать процент «отказа»;
- понять особенность своей целевой аудитории.
Моделирование поведенческих факторов
Вам кажется, что найти нужную информацию или совершить покупку на вашем сайте проще простого? Далеко не всегда это оказывается правдой. Анализ юзабилити сайта сторонним экспертом позволяет обнаружить самые неожиданные проблемы, которые мешают пользователям совершать целевые действия: слишком мелкий шрифт, неверное расположение иконок и блоков, наличие отвлекающих баннеров, сложный процесс регистрации.
Результатом должен стать рост конверсии, снижение количества кратковременных переходов. Из-за улучшения поведенческих факторов возможно и повышение позиций в поисковой выдаче.
Одной из самых любопытных для начинающих аналитиков является, пожалуй, функция «Вебвизор». Она позволяет просматривать действия пользователей на своем сайте в режиме видео, при этом администратор наблюдает все движения мышки, клики, набранный в формах текст. Эта уникальная возможность увидеть ресурс глазами посетителя появилась у пользователей «Яндекс.Метрики» с 2011 года. С ее появлением аналитика вышла на совершенно иной уровень — изучение психологии посетителей сайта теперь происходит не только на основании тысяч цифр, но и с помощью прямого наблюдения за отдельными пользователями.
Симплекс-метод
Используется при анализе контента сайта для оценки соответствия страниц ключевым запросам. Позволяет оценить частоту ключевиков в тексте, количество ссылок на данный раздел, транслируемый вес, общую релевантность. Метод позволяет улучшить позиции сайта в выдаче и поведенческие факторы: после оптимизации пользователи попадают на страницы, которые полностью соответствуют их поисковым запросам.
Имитация поведения поисковых систем
Если глазами человека сайт выглядит как сочетание графической и текстовой информации, то поисковый робот воспринимает ресурсы совершенно иначе — как код. Поэтому незаметная для владельцев и пользователей ошибка может привести к печальным последствиям — потере позиций, неправильной индексации.
Метод имитации поведения поисковых роботов позволяет обнаружить ошибки в коде, дубли страниц и внести соответствующие правки.
Ключевые характеристики и инструменты анализа сайта
Давайте рассмотрим, какие характеристики можно выявить при проведении аудита ресурса, что они дают и какими способами можно получить эти данные.
Авторитетность в поисковых системах: анализ тИЦ, PR, Aleха Rank сайта
Тематический индекс цитирования (тИЦ) присваивается сайту поисковой системой «Яндекс». Значение всегда кратно 10, и чем больше цифра, тем больше уровень доверия поисковика к вашему сайту. Показатель практически не влияет на ранжирование и важен в основном для улучшения позиций в «Я.Каталоге». Чем больше количество страниц, ссылающихся на ваш ресурс, тем выше тИЦ. Основное влияние имеют тематические ссылки, то есть с сайтов той же направленности.
PageRank (PR) сайта – схожий показатель, присваиваемый системой Google, имеет значение от 0 до 10. В отличие от тИЦ, рассчитывается отдельно для каждой страницы, а не для всего ресурса в целом. Имеет непосредственное влияние на позиции в выдаче поисковой системы Google. Величина прямо пропорциональна количеству ссылок на страницу с ресурсов с высоким PR.
Aleха Rank — своеобразный рейтинг всех существующих сайтов Интернета. Система присваивает ресурсу позицию в зависимости от количества посетителей и числа просмотренных страниц. Параметр в основном значим для зарубежных сайтов и для тех, кто продает ссылки. Чем меньше значение — тем выше место в рейтинге.
Проверить PR и тИЦ сайта, а также многие другие показатели помогут различные плагины, например Seoquake, и программы, такие как FastTrust.
Индексация сайта
Количество страниц, проиндексированных «Яндексом» или Google, может не соответствовать фактическому объему сайта. Это случается из-за различных ошибок в коде или сознательного закрытия вебмастером части материалов от роботов. В этом случае некоторые разделы вашего ресурса не будут доступны пользователям.
Узнать, какие страницы сайта попали в индекс, можно с помощью инструментов «Яндекс.Вебмастер» и Google Tools — для каждой соответствующей поисковой системы. Сервисы позволяют дополнительно настроить некоторые параметры индексации.
Анализ позиций сайта в поисковых системах
Занимаемые в поисковой выдаче места — важный показатель для оценки всей проделанной над сайтом работы. Анализ позиций сайта позволяет понять, по каким ключевым необходимо дальнейшее продвижение, определить основных конкурентов для дальнейшего изучения.
Узнать о том, на каком месте находится ваш ресурс по заданному списку запросов, можно с помощью программ Semonitor, PositionMeter. Следует помнить, что после введения «Яндексом» персонализированного поиска, позиции не являются стабильным показателем, а могут меняться для каждого из пользователей.
Анализ посещаемости сайта
Количество посетителей на сайте, безусловно, важный вопрос, но его значение зачастую преувеличено. В отрыве от других данных (показателей конверсии, количества «отказов» и т.п.) он не несет столь важной информации.
Чтобы видеть посещаемость сайта, достаточно установить на свой ресурс специальные счетчики — HotLog, Liveinternet, а также воспользоваться сервисом «Яндекс.Метрика».
Регистрация сайта в поисковых каталогах
Влияние наличия регистрации в поисковых каталогах на продвижение сайта в целом весьма спорно. Тем не менее большинство веб-мастеров предпочитает включать свой ресурс хотя бы в самые крупные из них — «Яндекс.Каталог», DMOZ. Главным образом, это вопрос престижа и показатель высокого качества сайта. Регистрация в сервисе «Яндекса», помимо этого, положительно влияет на тИЦ.
Проверить наличие своего сайта в поисковых каталогах можно через сервис PR-CY.
Анализ скорость загрузки страниц сайта
Многие пользователи отказываются от посещения ресурса, если скорость загрузки его страниц слишком низкая. Чтобы избежать этой проблемы, необходимо регулярно проверять данный параметр. Проверка возможна с помощью различных онлайн-сервисов, таких как Seogadget.
Анализ сайтов конкурентов
Изучение конкурирующих ресурсов — один из самых полезных методов для понимания проблем и недостатков собственного портала. Как правило, анализ сайтов конкурентов производится сразу по всем вышеперечисленным параметрам. Результаты сопоставляются с аналогичными показателями собственного ресурса. На основании полученных данных опытный аналитик может составить стратегию развития сайта и дать рекомендации по устранению проблем.
Сравнение двух ресурсов производится с использованием целого набора программ, которые упомянуты выше. Базовые данные для анализа можно получить на таких онлайн-сервисах, как PR-CY.
SEO-анализ сайта
Помимо информационной составляющей сайта, важно и соответствие контента всем требованиям SEO — уникальность, умеренность использования ключевых слов, правильное расположение заголовков, теги и описания к картинкам. Орфографическая грамотность тоже имеет значение, например, поисковая система «Яндекс» снижает позиции сайта с большим количеством ошибок.
Для анализа текстовой составляющей можно использовать программу Advego Plagiatus, позволяющую проверить текст на совпадения, рерайт, орфографию, частоту употребления слов.
Стоимость аудита сайта
Анализ сайта можно провести самостоятельно или обратиться в SEO-компанию. Плюсы и минусы первого варианта:
+ низкие денежные затраты;
+ глубокое понимание специалистом тематики;
- требует огромных познаний в SEO, аналитике, техническом устройстве сайта, психологии потребителя;
- большие временные затраты;
- субъективность восприятия;
- из-за недостатка опыта часть данных будет интерпретировано неверно.
При найме штатного веб-аналитика качество работ будет выше, но их стоимость, скорее всего, значительно превысит цену обращения в стороннюю компанию.
Заказ проведения аудита в SEO-фирмах тоже имеет свои достоинства и недостатки:
+ над проектом работает сразу несколько специалистов разных профилей;
+ опыт работы аналитиков обычно включает в себя множество проектов и тематик;
+ объективное восприятие;
+ большой арсенал используемых инструментов, в том числе и платных сервисов;
+ сроки выполнения работ существенно меньше;
- затраты выше, чем на самостоятельный анализ;
- возможны сложности с поиском компании-исполнителя.
Итак, если вы решили провести аудит своими силами, стоимость работ может быть и нулевой. Разумеется, если вы обладаете всеми необходимыми навыками и способны обойтись бесплатными сервисами.
Цена анализа сайта в интернет-маркетинговых компаниях начинается от 20-ти тысяч рублей и возрастает в зависимости от глубины изучаемой информации, профессионализма персонала и опыта фирмы. Имеет значение и уровень сайта заказчика — аудит крупных порталов требует гораздо больше времени для исследования.
Первое правило веб-аналитики гласит: «Веб-аналитика сопряжена с издержками, но ее неприменение гарантирует еще большие издержки». Качественно проведенный анализ сайта приносит больше прибыли, чем затрат: позволяет отказаться от неэффективных методов продвижения, найти новые источники трафика, поднять позиции в выдаче и, в результате, увеличить доход. Заниматься ли аудитом самостоятельно — решать вам. Метод проб и ошибок, на первый взгляд, позволяет сэкономить некоторую сумму, но возможные последствия неверной оценки данных могут обойтись куда дороже.