Использование и правовая защита товарных знаков: следуем букве закона
Узнаваемый товарный знак и его грамотное использование — неотъемлемые составляющие успешного бизнеса. Именно товарный знак позволяет выделить товары или услуги среди конкурирующих продуктов, а его рыночное продвижение существенно повышает стоимость компании. Однако незарегистрированная торговая марка может создать и существенные проблемы своим владельцам. В связи с этим правовая защита товарных знаков является крайне важной для интересов бизнеса. Расскажем об этом подробнее.
Содержание статьи:
- Основные виды товарных знаков
- Так ли важна правовая защита товарного знака?
- Что дает исключительное право на использование товарного знака?
- Ответственность за незаконное использование товарного знака
- Что делать, если кто-то раньше вас зарегистрировал торговую марку?
- Примеры судебных дел по товарным знакам
- Источники информации
Что такое товарный знак?
Товарный знак (ТЗ), согласно определению статьи 1477 ГК РФ, — это некое конкретное обозначение, выраженное в словесной, графической или иной форме и служащее для индивидуализации товаров. Если персонализировать нужно услуги, используется другой термин — «знак обслуживания», к нему применяются те же нормы, что и к товарному знаку.
Понятия «торговый знак» и «торговая марка» являются синонимами обозначенного выше термина, однако юридического веса не имеют. Что касается термина «бренд», то он является скорее маркетинговым и имеет более широкую трактовку, чем товарный знак.
Основные виды товарных знаков
- Словесный — это обозначение, состоящее только из букв, слов или словосочетаний, изображенных с помощью специального шрифта в цветном или черно-белом варианте и не имеющее графических элементов. Например, Coca-Cola, Samsung, Apple, «Аэрофлот», «ТНТ» и прочие. К данной категории относятся также слоганы и лозунги: Connecting People бренда Nokia, «Все для клиента» («Мегафон»), «Просто. Удобно. Для тебя» (Билайн») и т. д.
- Изобразительный — любое графическое изображение (эмблема). Пример — надкушенное яблоко Apple, четыре металлических кольца AUDI, трехлучевая звезда Mercedes-Benz и т. д. Часто компании регистрируют не только изображения, но и цветовые комбинации, претендуя на их единоличное использование. Это особенно популярно у автозаправок и футбольных клубов.
- Комбинированный — включает текстовые и графические элементы. Именно данный вид в теории дизайна называют логотипом.
- Объемный — представляет собой трехмерные фигуры и объекты, которые могут полностью или частично воспроизводить изображение товара или его упаковки, а также форму, не связанную с продуктом. Примеры — особенная форма флаконов у косметических брендов, специфическая упаковка кофе, по которой можно узнать продукт и т. д.
- Звуковой . В России также можно зарегистрировать в качестве товарного знака комбинацию звуков, представленную в виде нотной записи (чаще всего его используют мобильные операторы и радиостанции).
Это интересно!
В некоторых странах правовой защите подлежат запахи и их сочетания, что особенно актуально для парфюмерных брендов. В 2012 году в России впервые была зарегистрирована марка с запахом «натуральной кожи».
Так ли важна правовая защита товарного знака?
Многие предприниматели, организуя бизнес, производя товары и вкладываясь в продвижение бренда, совершенно не задумываются о регистрации товарного знака. В будущем такая беспечность может сыграть злую шутку, если недобросовестный конкурент начнет использовать уже раскрученный бренд для маркировки своей продукции. В этом случае компания не будет иметь практически никакой правовой защиты против подобных манипуляций и возможности повлиять на недобросовестную организацию. Ситуация может быть еще печальнее, если расторопный конкурент успеет первым зарегистрировать чужое обозначение, — после этого его использование другими компаниями станет невозможным. Тогда все деньги, потраченные на рекламу не зарегистрированного вовремя обозначения, будут выброшены на ветер.
Таким образом, регистрация товарного знака должна стать обязательным шагом продвижения товара или услуги.
Что дает исключительное право на использование товарного знака?
Какие возможности открываются перед компанией, получившей исключительное право использовать товарный знак?
- Правообладатель может использовать данный знак в любых целях: для маркировки продукции, в рекламных материалах, на собственном web-сайте, в официальной документации, в доменном имени и т. д.
- Право на использование товарного знака можно предоставить третьим лицам или уступить его, заключив договор об отчуждении.
- Можно заложить свой товарный знак в банк, заключив договор залога.
- Компания-правообладатель получает возможность запрещать другим организациям и частным лицам использовать свой товарный знак в отношении однородных товаров и услуг.
Обратите внимание!
Правообладатель не может запретить использование товарного знака, если он упоминается или используется в нерекламных и/или личных целях. Контролю подлежит только использование торговой марки для введения товаров (услуг) в торговый оборот.
Стоит отметить, что право использования товарного знака носит территориальный характер, то есть действует только на территории страны, в которой знак был зарегистрирован. Кроме того, каждая торговая марка регистрируется в отношении товаров и услуг согласно Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). На данный момент в нее входит 34 класса товаров и 11 классов услуг [1]
. Регистрация товарного знака осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт промышленной собственности» (ФГБУ «ФИПС»), являющимся подразделением Роспатента. Процедура регистрации длится, как правило, 6–8 месяцев, а исключительное право предоставляется на 10 лет с возможностью продления срока неограниченное количество раз.Также существует процедура ускоренной регистрации, которая занимает два месяца.
Важно!
Перед подачей заявки в Роспатент желательно заранее удостовериться в возможности регистрации вашего товарного знака. Так как на данный момент в базе Роспатента содержатся данные более чем о 760 000 знаков, вероятность совпадения крайне высока. Проверка может быть в кратчайшие сроки выполнена патентным бюро, специалисты которого не только установят, свободен ли данный знак для регистрации, но и помогут грамотно оформить документацию, чтобы не потерять драгоценное время и деньги. Средняя длительность рассмотрения заявки в Роспатенте составляет около пяти месяцев [2]
.Ответственность за незаконное использование товарного знака
Согласно российскому законодательству, незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность. Даже если нарушение было случайным, это не избавляет нарушителя от ответственности и необходимости прекратить использование ТЗ. Продукция, на которой незаконно используется зарегистрированный товарный знак, является контрафактной. Согласно статье 1515 части IV ГК РФ, правообладатель вправе потребовать от нарушителя изъять из оборота или уничтожить все контрафактные упаковки и товары, удалить товарный знак со всей продукции, в том числе с документации, рекламных материалов и вывесок. При этом правообладатель может затребовать компенсацию:
- от 10 000 до 5 млн рублей. Размер определяется по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
- в двукратном размере от стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
- в двукратном размере от стоимости права использования товарного знака.
Кроме того, согласно статье 180 УК РФ, за незаконное использование товарного знака предусматривается ответственность, если нарушение совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Законом предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
- штраф до 300 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух лет;
- либо обязательные работы на срок от 480 часов;
- либо исправительные работы на срок до двух лет.
Нарушения, совершенные группой лиц по предварительному сговору, предусматривают штраф в размере от 200 000 до 400 000 рублей, принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок со штрафом в размере до 100 000 рублей.
Что делать, если кто-то раньше вас зарегистрировал торговую марку?
В бизнесе можно столкнуться с ситуацией, когда конкурент регистрирует на себя вашу марку или похожий товарный знак, чтобы затем убрать вашу компанию с рынка. В ответ для защиты своих интересов вы можете аннулировать его товарный знак. Существуют несколько вариантов сделать это:
- Подать возражение в Роспатент — охрану товарного знака прекратят (п.1 ст.1513 ГК РФ) ввиду введения потребителя в заблуждение (п. 3 ст.1483 ГК РФ).
- Обратиться в суд — указать факт наличия недобросовестной конкуренции в действиях правообладателя. Охрану товарного знака прекратят на основании судебного решения о злоупотреблении правом.
- Обратиться в ФАС — он признает регистрацию товарного знака недобросовестной конкуренцией (ст.14.4 ФЗ «О защите конкуренции»).
Примеры судебных дел по товарным знакам
- В 2020 году Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск компании «ВЕЛОАРТ», правообладателя товарного знака MAVERICK, в адрес ООО «Велоцентръ Артамонова». Дело в том, что «Велоцентръ Артамонова» продавал велосипеды, маркированные товарным знаком MAVERICK, без получения на то соответствующего разрешения. С ответчика была взыскана денежная компенсация в размере 5 млн рублей.
- В 2021 году был подан иск против производителя дизайнерской спортивной одежды марки FORSTRONG. Его обвинили в незаконном использовании названия, сходного с ранее зарегистрированным товарным знаком бывшего дистрибьютора. В ответ было подано заявление в Роспатент, который подтвердил наличие ранее приобретенных компанией авторских прав и аннулировал товарный знак конкурента. Марка FORSTRONG в итоге была официально зарегистрирована в Роспатенте.
- В 2022 году известная московская сеть фитнес-клубов PRIDE CLUB, владеющая двумя товарными знаками — PRIDE CLUB и PRIDECLUB, — столкнулась с конкурентом, использующим сходный товарный знак PRIDEFIT. После рассмотрения этого дела Палата по патентным спорам вынесла решение о том, что регистрация спорного товарного знака была осуществлена с нарушением, поскольку знаки сходны до степени смешения (п. 6 ст. 1483 ГК РФ). В результате знак PRIDEFIT был аннулирован.
Чтобы защитить нарушенное право, правообладатели могут подать иск о выплате компенсации, написать претензию или обратиться в полицию, внести знак в Таможенный реестр и т. д. Однако каждое действие по защите прав специфично и требует участия специалиста. Например, при затруднениях в решении вопросов, связанных с патентными спорами, можно обратиться в специализированную юридическую компанию. Обычно штат таких организаций включает юристов по интеллектуальной собственности и патентных поверенных с большой практикой в данной области. Самостоятельные попытки решения дела в суде являются довольно сомнительным мероприятием, так как споры по товарным знакам и патентам принято считать одними из самых сложных в судебной практике.