Как зарегистрировать товарный знак правильно? Этапы процедуры
Регистрация нового товарного знака относится к довольно длительным процедурам. Многих такая постановка вопроса может напугать, но прежде чем делать выводы, изучите детали. Так ли трудно пройти все этапы регистрации и какие документы нужно подготовить — вы узнаете из данной статьи.
Содержание статьи:
- Что такое «товарный знак»?
- Виды товарных знаков
- Что нельзя регистрировать как товарный знак
- Правила регистрации товарного знака
- Что делать, если заявка отклонена?
- Сколько стоит зарегистрировать товарный знак?
- Международная регистрация товарного знака
- Аннулирование товарного знака
- Как передаются права на товарный знак?
Что такое «товарный знак»?
Современному человеку, скорее всего, не требуется объяснять значение этого словосочетания. Эти словесно-цветографические изображения нам ежедневно приходится видеть на товарах, упаковках, в объявлениях, на вывесках, в рекламе и в сети Интернет. Благодаря этим незатейливым знакам мы выделяем продукт из группы конкурирующих. Таким образом, основная цель товарного знака — идентификация товаров или услуг.
По российскому законодательству использование товарного знака возможно без уведомления Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента). Какой тогда смысл в регистрации? Дело в том, что пока вы не являетесь обладателем свидетельства об исключительном праве использования знака, последний не имеет никакой юридической силы и не защищен законом. Также существует риск нарушить чьи-либо права или стать жертвой безнаказанного «плагиата» со стороны конкурентов. Избежать неприятностей поможет официальная регистрация товарного знака на основании положений Гражданского кодекса РФ.
Виды товарных знаков
Основные виды регистрируемых в Роспатенте обозначений:
- cловесное;
- изобразительное;
- комбинированное;
- объемное.
Также существуют экзотические обозначения: звуковые, обонятельные, цветовые, изменяющиеся, голографические, осязательные.
Словесный товарный знак – это обозначение состоящее из одного или нескольких слов, буквосочетаний, написанное на русском или другом языке. Например, словесный товарный знак «ПАТЕНТУС» (№110110).
Изобразительный товарный знак состоит только из изображений или графических элементов. Такой знак могут называть логотипом, или это может быть этикетка, эмблема.
Комбинированный товарный знак представляет собой комбинацию словесных и изобразительных элементов, например название компании и ее логотип.
Объемный товарный знак – это трехмерное изображение, фигура, комбинация фигур, обозначающие форму товара или его упаковку – например, бутылка Кока-колы.
Что нельзя регистрировать как товарный знак?
Полезно заранее ознакомиться с основаниями, которые приведут к отказу в регистрации товарного знака. Нельзя регистрировать обозначения (п. 1 ст. 1483 ГК РФ), которые:
- не обладают различительной способностью;
- состоят из неохраняемых элементов.
В первом случае нельзя использовать отдельные буквы, цифры, простые линии и фигуры, сокращения и аббревиатуры, названия товаров или услуг. Во втором случае – это общепринятые символы и термины, указание на вид, качество, количество, свойство, назначение, место и способ производства, известную форму товара.
Правила регистрации товарного знака
В России процесс регламентирован соответствующим приказом Роспатента (от 05.03.2003 № 32), где четко прописаны нюансы составления, подачи и рассмотрения заявок.
Вкратце процедуру можно описать так: сначала вы составляете заявление, после этого передаете его в Роспатент, ожидаете результата проверки, а затем получаете готовое свидетельство.
Однако прежде чем приступить к регистрации, заявителю необходимо ознакомиться с ключевыми правилами процедуры:
- Если в заявке отсутствует четкое указание на конкретные товары или услуги, подлежащие будущей охране, то такой документ не допустят до первичной экспертизы. Перечислить все виды продукции/услуг необходимо в соответствии с Международным классификатором товаров и услуг (МКТУ), где все существующие продукты и услуги поделены на 45 классов. С 1 по 34 класс расположились различные товары, а с 35 по 45 класс - услуги. Патентные поверенные помогут подобрать один или несколько классов, чтобы в заявке были указаны правильные номера и описание классов МКТУ. В базовую стоимость заявки входит указание лишь одного класса МКТУ, за каждый последующий нужно будет доплатить.
В 2020 году был зарегистрирован оригинальный товарный знак «Вперед в прошлое» для 35, 39, 41 классов МКТУ.
Неохраняемой частью в этом товарном знаке признан текст «ИММЕРСИВНЫЙ ТИМБИЛДИНГ». Можно предположить, что автор этого обозначения хотел обыграть название известной научно-фантастического трилогии «Назад в будущее».
- Подать заявление на регистрацию товарного знака могут лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели (у самозанятых такая возможность появится в 2023 году). Есть и еще одна категория — патентные поверенные, представляющие интересы заказчика. Но даже если вы воспользуетесь предложением одного из таких специалистов, на всех бумагах должна стоять именно ваша подпись.
- Когда процедура увенчается успехом, вы станете обладателем документа государственного образца — свидетельства с указанием номера заявки, даты ее поступления и подписью руководителя инстанции.
- Теперь нужно донести до сведения клиентов и конкурентов тот факт, что товарный знак зарегистрирован. В правом верхнем углу к обозначению часто добавляют латинскую букву R в окружности либо словосочетание «зарегистрированный товарный знак». В международной практике используется также маркировка «™».
Рассмотрим каждый из этапов процедуры регистрации подробнее.
Подготовка к процедуре регистрации: предварительный поиск
Данный этап нельзя назвать неотъемлемой частью процедуры, но провести ее крайне желательно по одной простой причине: в реестре содержится огромное количество обозначений, поэтому есть риск, что ваш товарный знак окажется неуникальным.
Осуществить такой поиск можно самостоятельно с помощью специальных систем (в том числе и онлайн), но процедура имеет множество специфических нюансов, поэтому заявители часто прибегают к помощи патентных специалистов. Последние на платной основе профессионально оценивают риски, связанные с регистрацией товарного знака. Данную услугу оказывают патентные бюро. Кроме того, можно обратиться в Роспатент, правда, в данном случае вы получите результаты проверки без дополнительных комментариев и пожеланий по доработке.
Необходимые документы
В роли ключевого документа выступает заявка (составляется в 3-х экземплярах), к ней нужно приложить документ формата А4 с оттисками товарного знака (6 изображений, вписанных в квадраты с шириной стороны 8 см). Помимо заявления, вы должны предоставить подтверждение оплаты двух госпошлин (чеки или квитанции). Есть один тонкий момент: имена заявителя и плательщика должны совпадать, иначе документы не примут.
Заявка также может быть подана и в электронной виде, что позволяет экономить 30% на государственных пошлинах.
Оформление заявки на регистрацию
Заявление не может быть составлено в свободной форме, для таких документов предусмотрен специальный образец. Раньше получить его можно было только в Роспатенте, но теперь достаточно всего лишь скачать файл с официального сайта ведомства. В заявлении должны быть указаны следующие данные: место регистрации компании, ИП или физлица, количество и номера классов МКТУ, изображение (или другое обозначение) товарного знака, а также письменное описание его характеристик, элементов и смысловой нагрузки.
Каждое поле бланка заявки имеет определенные границы, которые нельзя нарушать, исправления тоже неприемлемы. Если ваше заявление приняли, то следует ждать официального уведомления о результатах формальной проверки.
Порядок регистрации товарного знака
- Первым этапом служит формальная экспертиза, когда оценке подвергается точность оформления документов и выплаты пошлин. В случае успеха вы узнаете официальное решение о принятии заявки к рассмотрению. Но иногда формальная экспертиза выявляет ошибки в заполнении, тогда ответом станет запрос на исправление, а срок рассмотрения заявки будет увеличен.
- Экспертиза заявленного обозначения — это самый длительный процесс всего процесса регистрации. Он включает в себя поиск схожих и тождественных товарных знаков, соответствие обозначения требованиям законодательства РФ, его охраноспособность и возможность идентификации. После завершения данного этапа заявитель получает уведомление, а затем и окончательное решение о регистрации. Но иногда развитие событий принимает неблагоприятный оборот.
Что делать, если заявка отклонена?
Вышеупомянутое уведомление играет не последнюю роль в обжаловании отрицательного ответа. Ведь между получением уведомления и официальным окончательным решением проходит 6 месяцев — этот срок лучше потратить на подготовку контраргументов или исправлений. Часто причиной отказа бывает наличие в реестре похожего или идентичного обозначения. В таком случае можно попробовать найти слабые стороны обнаруженного знака. Возможно, он не был использован на протяжении трех лет, а значит, может быть аннулирован.
Если вы получили официальный отказ в регистрации, то можно продолжить борьбу, обратившись в Палату по патентным спорам, а следующей инстанцией для разрешения разногласий станет Суд по интеллектуальным правам.
Срок регистрации и действия товарного знака
Согласно ст. 1498 ГК РФ, срок первой формальной экспертизы не должен превышать одного месяца. Длительность последующих процедур законом не регламентирована, но в среднем ожидание длится 6–8 месяцев. Также существует официальная возможность ускоренной регистрации за 2 месяца, она сопряжена с дополнительными расходами на услуги Роспатента – 94 400 руб. за проверку знака по 45 классам МКТУ.
Очень важно сразу предоставить правильно заполненные документы, иначе можно потерять время, исправляя неточности по запросам Роспатента. В случае положительного решения о регистрации заявителю выдается свидетельство.
По законодательству (п. 1 ст. 1491 ГК РФ) исключительное право на товарный знак действует с даты подачи заявки в течение 10 лет. Продление срока действия возможно каждые 10 лет по заявлению правообладателя. Ограничений по срокам действия нет.
Историки считают, что практика присвоения товарного знака продукту начала свой отсчет около 3000 лет назад (слово «клеймо» вам о чем-то говорит?). Конечно, такие древние обозначения сейчас мы можем наблюдать лишь в музее. А вот самым старым из ныне существующих стал знак NESTLE`S EAGLE BRAND, зарегистрированный в 1874 году.
Сколько стоит зарегистрировать товарный знак?
Цена оформления товарного знака зависит от особенностей последнего, наличия и характера заказанных вами дополнительных услуг, а также от количества классов МКТУ. Федеральная служба предоставляет скидку 30% на пошлины при электронной подаче заявки на регистрацию.
Госпошлина подлежит оплате в три этапа.
- Перед первичной подачей документов нужно заплатить за регистрацию заявки и последующую формальную экспертизу документов — 3500 рублей, плюс 1000 рублей за каждый дополнительный класс МКТУ, свыше 5.
- Экспертиза заявленного обозначения стоит дороже — 11 500 рублей, плюс 2050 рублей за каждый дополнительный класс МКТУ.
- Госпошлина за получение оригинала свидетельства составляет 18000 рублей, плюс 1000 рублей за каждый дополнительный класс МКТУ, свыше 5.
Итого полная стоимость «самостоятельной» регистрации товарного знака обойдется вам в 33000 рублей. Правда, такие случаи редки, ведь правильно оформить документы часто под силу лишь специалистам.
Средняя стоимость полного пакета услуг по организации регистрации товарного знака в московских юридических фирмах может достигать 30000-40000 рублей, а за предварительный патентный поиск нужно будет доплатить от 15000 рублей и выше, в зависимости от типа обозначения.
Каждому, кто планирует зарегистрировать товарный знак, стоит подготовиться к тому, что этот процесс займет длительное время и будет связан с финансовыми затратами. Но если все получится, то вы станете обладателем ни с чем не сравнимых преимуществ.
Международная регистрация товарного знака
Стоит отметить, что единого подхода к вопросу возникновения права на товарный знак в мире нет. Большинство государств придерживается принципа регистрации в патентном ведомстве (большая часть европейских стран, Турция, страны Латинской Америки и другие) или применения знака в хозяйственном обороте — легитимным обладателем обозначения является тот, кто первым начал его применять (США, Канада, Индия, Великобританию, Тунис, Марокко и другие).
Особого внимания заслуживает созданная в 1891 году Мадридская система международной регистрации знаков, участниками которой являются 128 стран, в том числе Россия (с 1997 года). Данная система предоставляет владельцам зарегистрированных в ней товарных знаков охрану принадлежащих им средств индивидуализации в странах Мадридского соглашения. Регистрация в рамках этой системы значительно снижает риски при выходе компании-правообладателя на международный рынок.
В России иностранные правообладатели обязаны подавать заявки в Роспатент через местных патентных поверенных.
Аннулирование товарного знака
Аннулирование или прекращение действия товарного знака возможно:
- в связи с истечением срока действия прав на товарный знак;
- в связи с прекращением действия юридического лица - правообладателя;
- в связи с принятием решения суда или Палатой по патентым спорам о досрочном прекращении охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;
Как передаются права на товарный знак?
Правообладатель может передавать права на товарный знак путем заключения договора уступки (отчуждения), лицензионного договора, договора коммерческой концессии (франчайзинга), договора залога. После составления договора он в течение 2-3 месяцев регистрируется в Роспатенте. Для правильного оформления договоров рекомендуется обращаться к юристам по интеллектуальной собственности, которые учтут при составлении многие ньюансы.