Управление эффективностью бизнеса: какими навыками, компетенциями и качествами должен обладать руководитель

В последние годы многие компании ориентированы на повышение эффективности управления бизнесом. Поэтому на позиции топ-менеджеров и финансовых директоров приглашают в основном людей с профильным дополнительным образованием в области управления предприятием. Если раньше занять руководящий пост мог человек со специальностью, далекой от сферы менеджмента, но имеющий опыт в управлении процессами и людьми, то теперь работодатели заинтересованы в профессионалах со степенью MBA или квалификацией ACCA, CIMA, CIA.

Эффективное управление бизнесом — целый комплекс процессов, направленных на достижение целей компании. Задача руководителя — построить грамотную стратегию и воплотить ее в жизнь. Для этого топ-менеджеры используют специальные техники и инструменты управления эффективностью бизнеса: моделирование стратегии, бюджетирование, функционально-стоимостный анализ, мониторинг ключевых показателей деятельности.

Какими качествами должен обладать руководитель организации?

Еще в конце 2021 года ВЦИОМ провел опрос на тему «Какими качествами должен обладать хороший руководитель?». 63% респондентов предпочли спокойного начальника эмоциональному, 47% — выбрали строгого руководителя, 53% — хотели бы видеть во главе компании новатора.

Сегодня говорят о важности soft skills — личных качеств, которые помогают топ-менеджеру взаимодействовать с людьми и повышать эффективность работы. Самые главные компетенции успешного руководителя, по мнению опрошенных россиян:

  • способность ставить адекватные задачи и контролировать их выполнение;
  • умение сплотить команду;
  • желание создать комфортную атмосферу в коллективе;
  • поддержка инициативы, исходящей от подчиненных;
  • умение делегировать;
  • неприятие тотального контроля сотрудников[1]Аналитический обзор ВЦИОМ «Идеальный босс — 2021». URL: https://wciom.ru/.

К сожалению, как любой человек, руководитель не лишен отрицательных качеств. Ему могут быть присущи агрессия по отношению к подчиненным, некорректный подход к мотивации сотрудников, неэффективный стиль управления, нехватка управленческих навыков. Грамотный управленец совершенствует себя и борется с недостатками.

Какими качествами должен обладать руководитель

Известно, что подчиненные охотнее следуют за руководителем с высоким эмоциональным интеллектом, который:

  • понимает чужие эмоции;
  • управляет своим настроением[2]Чиканова А.О. Особенности эмоционального интеллекта и лидерских качеств у руководителей по работам зарубежных психологов. В сборнике: Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе. материалы Международной научно-практической конференции. 2019. URL: https://elibrary.ru/.

С опытом профессиональные и личностные компетенции руководителя развиваются. Но на старте управленческой карьеры больший вес имеют индивидуальные качества и уровень подготовки. В общем итоге основная задача менеджера — обеспечить подчиненным комфортные условия труда при минимальных затратах, но с максимальной концентрацией на цели деятельности — увеличении прибыли.

Какими компетенциями и навыками должен обладать руководитель

Каждого руководителя отличают персональные навыки и компетенции. Современный топ-менеджер способен:

  1. управлять собой, подчиненными и процессами в организации;
  2. создавать команду и раскрывать потенциал каждого участника;
  3. мыслить стратегически и контролировать происходящие изменения;
  4. фокусировать сотрудников на поиске идей;
  5. выстраивать план действий и вести к нему;
  6. рисковать ради достижения поставленной цели;
  7. принимать сложные решения[3]Морозова О.И. Современные навыки руководителя как трансформационного лидера в системе управления инновационно-ориентированной организации. В сборнике: Развитие менеджмента: концепция «Industry 4.0». Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2019. URL: https://elibrary.ru/.

Школы бизнеса и обучающие платформы предлагают различные тренинги, курсы, семинары, лекции. Для развития компетенций руководителю нужно не так много времени. Главное — найти подходящую обучающую организацию.

Самый большой риск — выбрать курс, который построен только на теории, без тренировки на реальных задачах. Отсутствие комплексного подхода к формированию компетенций эффективного руководителя — то, что должно насторожить слушателя. Мало пользы и от обучающих занятий, направленных на развитие только одного профессионального навыка.

К сведению

По статистике Федресурса, в 2022 году 9055 компаний были признаны банкротами. Это самый низкий показатель за четыре предшествующих года[4]Статистический бюллетень Федресурса по банкротству 2022. URL: https://fedresurs.ru/. Одна из причин разорения компаний — недостаточный уровень компетенций руководителя. Попытки изменить ситуацию приводили к остановке производства и потере влияния на рынке. Ошибочно связывать банкротство с кризисом в экономике: управляющие должны уметь приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации.

Топ-менеджеры «нового поколения» заменяют ушедших иностранных специалистов. Чтобы наращивать прибыль, управленцы должны понимать, как скорректировать направления деятельности компании. В основе конкурентоспособности современных руководителей лежат качественно новые знания и навыки, компетенции и умения[5]Грошев И.В. Компетенции, умения и навыки руководителей и персонала в эпоху цифровой трансформации российской экономики. E-Management. 2022. URL: https://cyberleninka.ru/.

Успешный менеджер должен обладать следующими профессиональными качествами и компетенциями:

  • высокая обучаемость;
  • эрудированность;
  • организаторские способности;
  • решительность;
  • компетентность[6]Лихтанская О.И. Лидерские качества руководителя как фактор успешной управленческой деятельности на предприятиях сферы услуг. Вестник Академии знаний. 2022. URL: https://elibrary.ru/.

Если в середине и даже в конце XX века многие бизнесмены строили компании, опираясь исключительно на свой талант и деловую хватку, то современные условия жесткой конкуренции диктуют свои правила игры для бизнеса. Сейчас, помимо предпринимательских способностей, управленцам необходимы глубокие специальные знания менеджмента. Таким образом, управление эффективностью бизнеса — это симбиоз личных качеств, опыта работы и соответствующего профессионального образования.

Повышение эффективности управления бизнесом: обучение руководителей

Санкции неизбежно трансформируют российскую экономику. Большая роль в этом процессе отведена технологиям. Руководители расходуют ресурсы на приобретение профессиональных навыков и лидерских качеств, знаний и компетенций для решения задач в новой реальности.

Бизнес-обучение — сравнительно новая отрасль образования. Первые высшие школы предпринимательства начали открываться в начале прошлого столетия в США, затем в Великобритании и Нидерландах: Stanford, Harvard, London Business School, Rotterdam School of Management и другие. В России же они появились лишь во время перестройки. Однако стоит отметить, что пока лишь немногие российские вузы могут похвастаться высоким качеством подготовки к экзаменам по международным программам, таким как MBA, ACCA, CIMA или CIA.

Если совсем недавно альтернативы получения достойного образования кроме как за рубежом просто не существовало, то с недавних пор подготовка по международным программам в области управления эффективностью бизнеса (концепция Business performance management) стала возможной и в нашей стране, причем экзамены сдаются на русском языке. Сегодня такие услуги оказывают НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Учебный центр «СТЕК», Академия «Технологии Доверия», HOCK Training, ATC International.

Программы MBA

Master of Business Administration (MBA) — квалификационная степень в сфере делового администрирования, расширяющая управленческие компетенции руководителя. Бизнес-образование подходит:

  • менеджерам среднего звена;
  • топ-менеджерам;
  • предпринимателям.

Все обучение по программе MBA построено на полезном общении между слушателями. Студенты не только изучают финансовый менеджмент, аудит, эффективные системы управления и компетенции руководителя, но и участвуют в групповых обсуждениях и учатся на реальных проектах, нередко даже на собственных компаниях.

Обучение по программе MBA помогает

Первой частной бизнес-школой, внедрившей программу МВА с уклоном в сторону предпринимательства и управления эффективностью бизнеса, стал Институт МИРБИС. Его слушателям доступны интенсивы и длительные курсы, очные и дистанционные встречи. Выбирать специализацию нужно, отталкиваясь от профессионального опыта:

  • обучение по сокращенной программе МВА для профи с образованием экономиста или управленца длится 19 месяцев и стоит 865 000 рублей;
  • полный курс МВА занимает 22 месяца при стоимости 985 000 рублей.

Уникальные программы МВА разработаны в Институте МИРБИС и охватывают 11 специализаций: от стратегического менеджмента до управления человеческими ресурсами. Преподаватели любого курса — практики. Они не понаслышке знают, какими компетенциями должен обладать руководитель, как управлять компанией или строить собственный бизнес[7]Официальный сайт Института МИРБИС. URL: https://mirbis.ru/.

МВА — самая известная программа бизнес-образования. Защищенная степень Мастера делового администрирования показывает, что ее владелец имеет компетенции, необходимые руководителю.

Программы CIMA

Программа Института присяжных бухгалтеров по управленческому учету Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Chartered Institute of Management Accountants, CIMA) — одна из наиболее востребованных профессиональных квалификаций по управлению эффективностью бизнеса. CIMA объединяет 229 000 студентов и членов в 176 странах мира[8]Официальный сайт HOCK Training. URL: https://www.hocktraining.com/.

В 2010 году Институт CIMA сделал возможным получение диплома «Управление эффективностью бизнеса» на русском языке (CIMA Diploma in Performance Management, DipPM (Rus) после успешного прохождения двух экзаменов: Р1 «Управление эффективностью операций» и Р2 «Управление эффективностью бизнеса».

Диплом CIMA пригодится таким специалистам, как финансовый директор, экономист, внутренний контролер. Чаще всего диплом стремятся получить те, кто уже добился определенных успехов в карьере, хочет повысить качество своей работы и развить компетенции руководителя. Например, менеджеры, которые хотят получить знания в управлении эффективностью и навыки в области принятия управленческих решений. Важное преимущество диплома CIMA — отсутствие требований к образованию и опыту работы кандидатов.

Вариантов организации обучения несколько: можно приобрести только обучающие материалы и готовиться самостоятельно или же записаться на групповые занятия. У каждого аккредитованного провайдера CIMA свои условия. Например, в HOCK Training продолжительность обучения зависит от уровня подготовки слушателя и выбранного пакета обучения:

  • программа CIMA P1 включает 108–138 академических часов (очные, онлайн-занятия, записи, тесты, электронный учебник);
  • программа CIMA P2 с разнообразным набором материалов рассчитана на 133 часа.

На всех уровнях обучающийся проходит внутренний экзамен, получает удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. В итоге руководитель обрастает важными компетенциями. Стоимость обучения — от 70 000 до 83 000 рублей[9]Официальный сайт HOCK Training. URL: https://www.hocktraining.com/.

Важно!

В марте 2022 года Ассоциация профессиональных бухгалтеров решила больше не проводить экзамены для получения сертификата или диплома CIMA на русском языке. Слушателям из России и Белоруссии предложена альтернатива: перейти на другую программу или вернуть регистрационный взнос[10]Официальный сайт CIMA. URL: https://www.cimaglobal.com/.

Программы ACCA

Международная ассоциация Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) объединила бухгалтеров и финансистов из 173 стран. Этот способ повышения компетенций руководителя направлен на освоение основных стандартов МСФО.

Требования к претендентам на квалификацию ACCA:

  • релевантное высшее образование;
  • опыт работы в сфере бухучета, финансов или аудита не меньше двух лет.

Чтобы получить АССА ДипИФР (Рус), студент должен набрать на экзамене не менее 50 баллов. В течение 3 часов 15 минут нужно разобрать четыре вопроса:

  1. предварительная подготовка консолидированной финансовой отчетности;
  2. построение сценария и выбор способа бухучета;
  3. описание конкретного принципа МСФО и применение его на практике;
  4. поиск ответов на общие финансовые темы.

Обучение по программе АССА ДипИФР (Рус) проходит очно и дистанционно. Стоимость курса начинается с 50 000 рублей. Также претендент на квалификацию несет дополнительные расходы в виде экзаменационного взноса, который корректируют в течение года. В 2023 году стоимость регистрации составила 89£ (порядка 9000 рублей), а экзамена — 138£ (около 14 000 рублей)[11]Официальный сайт ACCА. URL: https://www.accaglobal.com/.

Слушатель, который прошел курс, сдал экзамен и получил ДипИФР (Рус) АССА, готов к управлению эффективностью бизнеса и составляет большую конкуренцию на рынке труда. Владелец международной бухгалтерской квалификации грамотно составляет консолидированную финансовую отчетность по МСФО, что востребовано в крупных компаниях и корпорациях.

К сведению

В текущей внешнеполитической ситуации АССА остановила свою деятельность в России и Белоруссии. Но для студентов сохранили возможность получения ACCA DipIFR. Экзамен можно сдать в других странах, например в Армении или Казахстане[12]Официальный сайт ACCА. URL: https://www.accaglobal.com/.

Программы CIA

Certified Internal Auditor (CIA) — международная квалификация для внутренних аудиторов. Эта программа интересна руководителям контрольно-ревизионных отделов, корпоративным управленцам и риск-менеджерам, развивающим ключевые компетенции.

Требования к кандидату на сертификат CIA:

  • высшее образование;
  • опыт работы аудитором (или в смежной должности) от двух лет;
  • наличие рекомендаций от другого лица, уже имеющего квалификацию CIA.

Чтобы сдать экзамен в форме компьютерного тестирования, претендент на степень CIA проходит три уровня:

  1. основы внутреннего аудита (включают освоение международной практики, внутреннего контроля и аудиторских техник);
  2. практика внутреннего аудита (ориентирована на управление внутренним аудитом);
  3. бизнес-знания внутреннего аудитора (базовые представления о бизнес-процессах).

Подготовку к трехчастному экзамену ведет, например, Академия «Технологии Доверия». Опытные преподаватели передают знания об основных компетенциях руководителям и сотрудникам компаний в очном и дистанционном форматах. Для обучения Академия предоставляет учебные пособия и сборники заданий, возможность пройти промежуточные экзамены и пробные тесты.

Стоимость обучения зависит от выбранного пакета и колеблется в пределах от 25 000 до 35 000 рублей за подготовку по первой и второй части. Подготовка по третьей части в среднем стоит 60 000 рублей[13]Официальный сайт Академия «Технологии доверия». URL: https://training.tedo.ru/.

В будущем сертифицированный внутренний аудитор не должен забывать о непрерывности образования: повышать квалификацию нужно каждый год.


Бизнес-образование приносит не только престижный сертификат или диплом, но и повышает карьерный потенциал менеджера. Прохождение любой из программ — MBA, ACCA, CIMA или CIA — приносит руководителю личностный рост и полезные компетенции для эффективного управления. Главное — понимать, какие результаты нужно получить от обучения.

Развитие компетенций руководителя

Компетенции руководителя организации растут с годами. Квалифицированного менеджера наполняют личные качества, профессиональные знания, наработанный опыт, известные управленческие техники и инструменты.

Главные компетенции руководителя:

  1. Умение эффективно управлять человеческими ресурсами, мотивировать и стимулировать работников.
  2. Способность к планированию, которое начинается с элементарного тайм-менеджмента и переходит в масштаб предприятия.
  3. Опыт погашения конфликтов, разрушающих бизнес-процессы.
  4. Умение коммуницировать с подчиненными, партнерами и конкурентами[14]Маслова О.П. Развитие управленческих компетенций руководителя в повышении результативности бизнес-процессов. Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2020. URL: https://www.elibrary.ru/.

Но не все так просто. Когда бизнес заходит в тупик, а стратегию развития компании каждый раз разрушает новая встряска в международном поле, значит, пора расширять управленческие компетенции руководителя. Выход из кризиса есть.

Институт МИРБИС на базе программы МВА разработал курс профессиональной переподготовки «Эффективный руководитель». Все обучение проходит в очно-заочном формате. Освоить курс помогает разноплановая образовательная деятельность:

  • лекции и семинары;
  • обсуждения и разбор кейсов;
  • индивидуальная и групповая работа.

Во время учебы слушатели узнают, как строить команду, как быть лидером, какими способами побороть кризис, как выстроить функциональную маркетинговую стратегию, и, конечно, главное — какими компетенциями обладает руководитель.

Курс «Эффективный руководитель» отличает:

  • мощный преподавательский состав из опытных бизнес-коучей и практиков, которые лично реализовали не один консалтинговый проект;
  • разносторонняя программа обучения, дающая представление о работе предприятия в целом;
  • практическое закрепление полученных знаний на итоговом проекте;
  • комфортная работа в коворкинге, которая объединяет слушателей с разными идеями.

В течение года слушатель осваивает фундаментальные дисциплины, развивает компетенции руководителя компании вместе с другими предпринимателями и управленцами и в конце защищает собственный предпринимательский проект[15]Официальный сайт Института МИРБИС. URL: https://mirbis.ru/.

* Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ на осуществление образовательной деятельности № 2574 от 29 марта 2017 года (бессрочная).

** Материал не является публичной офертой. Информация о стоимости указана для ознакомления и актуальна на апрель 2023 года.

*** Эквивалент в рублях приведен по курсу ЦБ РФ на 14 апреля 2023 года.