Что такое платежный агрегатор и как он работает: разбираемся на примере сервиса «Робокасса»
Технологичный и оперативный сервис по приему платежей является обязательным условием эффективного функционирования интернет-магазина или другого объекта электронной коммерции. Предлагая товар или услугу, важно предоставить клиенту возможность провести оплату так, как ему это будет удобно, предложить максимально широкий выбор форм и способов. При этом любая транзакция должна проходить максимально быстро, безопасно и выгодно с точки зрения отсутствия скрытых комиссий.
С этими задачами справляются агрегаторы, которые аккумулируют наиболее востребованные платёжные сервисы и предоставляют покупателю возможность внести платёж наиболее удобным ему способом. Чтобы узнать, как пользоваться такими электронными сервисами и как с ними работать, рассмотрим многофункциональный сервис «Робокасса» — это одна из старейших и крупнейших информационно-технологических платформ в этой области.
Система Robokassa: кому она нужна и для чего
Платёжный сервис, а точнее — агрегатор платёжных сервисов и систем, позволяет своим клиентам, поставщикам товаров и услуг, принимать денежные средства с помощью наиболее удобных для покупателей способов оплаты. Агрегатор выступает посредником между продавцом, выбранной платёжной системой или сервисом и покупателем. За проведение операций взимается комиссия в соответствии с действующими тарифами платёжного сервиса.
На заметку
К популярным агрегаторам платежных сервисов и систем, помимо «Робокассы», можно отнести ЮKassa, PayAnyWay, Cloudpayments, Paymaster, Paykeeper, PayOnline и другие.
В качестве инструментов для приема платежейвыступают:
- российские и иностранные банковские карты;
- электронные кошельки;
- pay-методы;
- Система Быстрых Платежей (СБП) и другие.
Все это применимо и к платежной системе Robokassa. Компания работает с 2002 года. За это время сформировались устойчивые группы клиентов, которым сотрудничество с сервисом удобно и выгодно. Система используется в большинстве отраслей торговли и сферы услуг.
За годы работы агрегатор «Робокасса» превратился в мощную информационную и технологическую платформу по приему платежей, предоставляющую продавцам и их покупателям широкий выбор способов оплаты.
Подключение интернет-магазина к сервису «Робокасса» обеспечивает возможность проведения платежей самыми популярными способами и относится к агрегаторам, которые не берут абонентской платы и платы за подключение. Robokassa создаёт условия, чтобы ещё на стадии запуска магазин подключил максимальное количество платежных инструментов и начал работать.
Как работает «Робокасса»
Поскольку безопасность является ключевым параметром официального платёжного сервиса, важно, чтобы приём платежей происходил через защищенное соединение. Безопасность технологий должна быть подтверждена сертификатом на соответствие стандарту PCI DSS, разработанному Советом по стандартизации безопасности индустрии платежных карт, учреждённым международными платежными системами.
Что касается системы «Робокасса», конфиденциальная информация хранится на специализированных серверах, на дополнительные серверы производится автоматическое резервное копирование. Система безопасности устойчива к обрывам связи и взломам, используется 128-битная система шифрования SSL 3.0/TLS 1.2. Банк данных напрямую не связан с интернетом, поэтому несанкционированный доступ исключен. Кроме того, система безопасности включает ежедневный фрод-мониторинг всех совершенных транзакций на предмет попыток мошенничества. Таким образом, подключаемому к платформе проекту электронной коммерции нет необходимости в получении собственного SSL-сертификата безопасности.
Функционирование системы выстроено на основе специальных скриптов (модулей) — микропрограмм, содержащих наборы инструкций и алгоритмы, то есть, «сценарии» автоматического взаимодействия с аккаунтами платёжных систем и сервисов. Они и обеспечивают списание средств для покупки товаров или оплаты услуг.
Robokassa, как и некоторые другие системы, предоставляет новым пользователям возможность отладить работу с интерфейсом через тестовый сервер. Инициировать тестовый режим в системе «Робокасса» можно через раздел оплаты на своём сайте с использованием модифицированного скрипта или ручным способом, собрав ссылку на платежную страницу.
Тестовая среда не предоставляет возможности провести реальную оплату, но с её помощью можно сымитировать различные состояния транзакции. Для работы с тестовым сервером используются пароли, отличные от паролей для инициализации оплаты и для оповещения о платеже. После настройки, проверки и отладки взаимодействия сайта с платформой Robokassa можно приступать к реальным онлайн-платежам.
Помимо тестового режима, Robokassa предлагает своим клиентам и другие полезные опции:
- личный кабинет, из которого можно обслуживать несколько интернет-магазинов;
- персонализированная настройка уровня доступа в личный кабинет;
- ручное выставление счетов;
- холдирование средств для работы с предзаказами и не только;
- решение «Мультибанк» (одновременная работа нескольких банков при проведении платежа) для обеспечения максимальной надёжности;
- кассовые решения (с покупкой/арендой онлайн- или физической кассы или встроенное бесплатное решение);
- сервис подписок (рекуррентные платежи);
- информирование покупателей и продавцов (по электронной почте, через СМС-сообщения, в VK и Telegram, в CMS и CRM);
- интеграция с помощью готовых 135+ модулей для всех популярных CMS/CRM;
- отчётность и аналитика платёжной активности покупателей.
Условия подключения
Каждый агрегатор предлагает свои условия подключения. «Робокасса» предоставляет три варианта: для самозанятых предпринимателей, ИП и юридических лиц.
Чтобы подключить Robokassa для самозанятых заключения письменного договора не требуется, проведение платежей осуществляется на основании публичной оферты, размещенной на сайте robokassa.ru. В соответствии с ней и происходит удержание комиссии. Подключение к платформе происходит в 4 этапа:
- регистрация в Личном кабинете;
- заполнение анкеты самозанятого;
- подключение приёма платежей;
- активация магазина.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для подключения агрегатора «Робокасса» потребуется заключить договор и загрузить сканы документов. Актуальный перечень документов для юрлиц, ИП и самозанятых, а также требования к ним можно найти на сайте robokassa.ru.
Список требований к интернет-ресурсам у платёжных систем примерно одинаковый. Ресурс должен соответствовать следующим критериям:
- Не вступать в противоречие с действующим законодательством и общепринятыми этическими нормами.
- Открыто работать в публичном доступе: иметь работающие внутренние ссылки и заполненный контент, не запрашивать логин/пароль для входа.
- Добавить информацию о реализуемой продукции, включающее технические и эксплуатационные характеристики, потребительские свойства (товара), условия предоставления (работ, услуг) и цену.
- Содержать юридические реквизиты продавца: полное наименование, ИНН, юридический и фактический адрес, телефон и e-mail.
Как подключить «Робокассу»
Для подключения «Робокассы», независимо от статуса пользователя, необходима регистрация в системе. Ссылка для создания аккаунта размещена на главной странице сайта robokassa.ru. При регистрации:
- выбирают форму сотрудничества (юридическое лицо, ИП ли самозанятый);
- добавляют любой личный идентификатор клиента — общий логин для всех сотрудников, используемый для входа в Личный кабинет совместно с персональным логином, обычно представляющий собой написанное на латинице название компании, в ведении которой уже находится или будет находиться несколько магазинов;
- дальше остается придумать логин и e-mail администратора, в правах которого определять уровень доступа к личному кабинету для отдельных сотрудников. На e-mail администратора будет выслан пароль.
Следующий этап — вход в Личный кабинет и заполнение анкеты клиента — типа собственности, регистрационных данных, даты внесения записи о регистрации в ЕГРЮЛ/ЕГРИП и контактов организации. Здесь же добавляют Ф.И.О. сотрудника, ответственного за подписание документов.
После регистрации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо выполнить следующие действия:
- Заполнить анкету;
- Загрузить сканы документов;
- Создать магазин в системе и выбрать решение по фискализации;
- Подать заявку на активацию приема платежей;
- После её одобрения подать заявку на активацию вывода денежных средств:
- или электронную, отправив платёжное поручение в пользу Robokassa на 1 рубль,
- или письменную, отправив распечатанное Подтверждение о присоединении к договору об оказании услуг с подписью и печатью.
Для самозанятых процесс еще проще:
- Заполнить анкету;
- Загрузить скан паспорта и справки постановки на учет в качестве самозанятого;
- Создать магазин в системе;
- Подать заявку на активацию приема платежей и вывод средств.
Документы необходимы, чтобы не допустить к работе фирмы-однодневки, а также продавцов, имеющих проблемы с законом.
Способы оплаты через «Робокассу» и тарифы
«Робокасса» объединяет популярные платежные системы и сервисы, способы удаленной оплаты, а именно:
- Российские банковские карты платёжных систем Visa, MasterCard, МИР, UnionPay по тарифным ставкам от 2,5%. Доступны юрлицам, ИП и самозанятым.
- Иностранные банковские карты платежных систем Visa, MasterCard по тарифным ставкам до 9,9%. Доступны юрлицам, ИП и самозанятым.
- СБП (система быстрых платежей) по тарифным ставкам от 1,8%. Доступна юрлицам, ИП и самозанятым.
- Pay-методы. Yandex Pay, МТС Pay, MirPay, SberPay по тарифным ставкам от 2,5%. Доступны юрлицам, ИП и самозанятым.
- Электронные кошельки ЮMoney по тарифным ставкам от 3,5% за товары с доставкой и от 5,5% за иные товары и услуги. Доступны юрлицам, ИП.
- Рассрочка (3-24 месяца). По тарифным ставкам от 5,4%. Доступна юрлицам, ИП и самозанятым.
- Кредит (4-36 месяцев). По тарифным ставкам от 0,9%. Доступен юрлицам, ИП.
- Оплата по частям. «Подели» по индивидуальным тарифам. Доступна юрлицам, ИП.
- Карты рассрочки. «Халва» и «120 дней без %» по тарифу 10%. Доступны юрлицам, ИП.
Величина комиссии Robokassa зависит от ежемесячного оборота магазина, типа товаров и услуг, а также валюты, которой расплачивается покупатель.
Для юридических лиц и ИП. Базовый тариф, который юридические лица и ИП получают сразу после подключения, — «Стартовый». Комиссия — 3,9% от сумм платежей, проведённых по банковским картам. Если оборот клиента превышает 300 тысяч рублей в месяц, он может перейти на тариф «Лёгкий», а это комиссия 3,3% по банковским картам. При достижении оборота 700 тысяч рублей в месяц становится доступным тариф «Оптимальный» с 2,9% по банковским картам. После перехода планки в 3 миллиона рублей можно перейти на тариф «Продвинутый» со ставкой 2,7%. Для крупных партнёров с оборотом от 7 миллионов рублей действует максимально удобный тарифный план VIP, который предусматривает всего 2,5% комиссии за приём платежей с банковских карт. В общей сложности на сайте представлено пять тарифов, ориентированных на разные категории клиентов.
Для самозанятых. На старте действует тариф 3,5% по банковским картам. При достижении оборота 100 тысяч рублей можно перейти на тариф «Бизнес» с 3% по банковским картам.
Гибкая тарифная сетка сформирована прежде всего с учетом пожеланий пользователей и позволяет подбирать максимально удобные и выгодные способы оплаты через Robokassa.
Как происходит вывод средств с помощью сервиса
Важно понимать, что агрегатор не хранит денежные средства своих клиентов и их плательщиков — он является посредником, держателем IT-решений и реестров, который обеспечивает быстрый и защищённый доступ к обмену данными по операциям.
Robokassa предоставляет вывод средств по заявкам и автоматически (при достижении определённой суммы или даты) режимах. Заказать вывод средств можно по заявке в Личном кабинете («Мои магазины» > «Вывод средств»). Там же настраивается автоматический вывод.
Комиссия за вывод отсутствует, если выводить более 20 000 рублей. Если менее, то комиссия на всю сумму вывода составит всего 50 рублей. Заявка на вывод исполняется, как правило, на следующий рабочий день, но не позднее 3 рабочих дней с даты её формирования, если не потребуется дополнительной проверки.
Выбрать систему-агрегатор не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для некоторых решающим фактором становится разрекламированность бренда, однако это достаточно поверхностный показатель, который к тому же может сказаться на стоимости услуг. Условия подключения, тарифные планы, комиссии, дополнительные возможности, техническая поддержка — все это нужно учитывать при выборе.
* Материал не является публичной офертой. Информация об услугах платежных систем приведена для ознакомления.