Ремонт вариаторов: виды восстановительных работ и их стоимость

Наличием в комплектации машины автоматической КПП уже не удивить современного автолюбителя. Одна из разновидностей такой трансмиссии — это CVT, или вариатор, набирающий популярность, но пока еще вызывающий недоверие. Иногда такую коробку отождествляют с классической АКПП, но с технической точки зрения это неверно. Главное отличие заключается в принципе работы вариатора. Именно с ним многие связывают сложности в эксплуатации и возникающие неисправности. Разберемся, сколько стоит ремонт вариатора и как ездить на авто с CVT, чтобы отложить обращение в СТО на максимально поздний срок?

Как правильно эксплуатировать коробку вариатора, чтобы снизить риск поломки

Чтобы понять принцип работы вариатора, достаточно вспомнить простой скоростной велосипед. Если цепь проходит по самой малой передней и самой большой задней звездочке, крутить педали легко даже в гору. Чтобы задняя совершила один оборот, передней звездочке нужно сделать несколько. Этому случаю соответствует минимальная скорость и максимальная тяга.

В противоположной ситуации крутить педали сложнее, но и велосипед едет быстрее, поскольку одному обороту передней звездочки соответствует несколько оборотов задней: скорость увеличивается, а тяга уменьшается. Такой же принцип используется при работе вариатора, но с одним отличием: ремень или цепь проходит не через звездочки, а через два конусных шкива, которые могут плавно преобразовывать диаметр вращения, меняя передаточное отношение.

 как избежать поломки вариатора

Учитывая особенность такой конструкции, чтобы ремонт и замена вариатора не понадобились как можно дольше, при эксплуатации не рекомендуется:

  • резко трогаться с ускорением — в этом случае все движущиеся элементы могут плохо смазываться, что увеличит их нагрев и вероятность проскальзывания цепи или ремня по шкивам;
  • долго ездить на максимальной скорости — даже в условиях достаточной смазки, такой режим работы приводит к перегреву подшипников, валов и ремня;
  • ездить по бездорожью — передвижение по пересеченной местности дает дополнительную нагрузку на вариатор;
  • буксировать и ездить с прицепом — это еще один фактор дополнительной нагрузки на коробку, приводящий к перегреву. В технической документации к авто указана максимальная масса, которую он может буксировать.

Трансмиссия с вариатором чувствительна к механическим повреждениям. Они возникают при наезде на препятствия, бордюры или камни. Не продлит жизнь коробке с CVT быстрая смена передачи для движения вперед и назад — так называемая раскачка, если автомобиль застрял на бездорожье или в снегу.

профилактические меры

Чтобы ремонт или замена вариатора не понадобились как можно дольше, необходима периодическая диагностика и профилактические меры, такие как:

  • Прогрев. Во время стоянки все смазочные жидкости стекают в поддон и охлаждаются. Чтобы достичь рабочей температуры и для попадания масла на смазывающие поверхности, необходимо перед началом езды прогреть двигатель. Причем в холодное время года продолжительность прогрева коробки должна быть несколько больше, чем прогрева двигателя.
  • Соблюдение правил положений селектора. Переключение в режим R (движение задним ходом) можно осуществлять только после полного прекращения движения. Режим P (парковка) предназначен исключительно для стоянки автомобиля. Режим N (нейтральный) используется для включения зажигания и для длительных остановок с включенным двигателем, например в пробке. При остановке на светофоре переводить вариатор в «нейтраль» не рекомендуется — лучше оставить его в режиме D (движение).
  • Профилактические осмотры. Перед каждой поездкой желательно проверять уровень смазочной жидкости. Заменять ее необходимо согласно рекомендации производителя. Важно следить за состоянием радиатора: со временем он забивается пылью, грязью и пыльцой, после чего может не справиться со своими функциями даже при обычной езде, тогда коробка выйдет из строя.

Однако, даже если вы бережно эксплуатируете авто и выполняете все рекомендации по техническому обслуживанию, ремонт вариаторов неизбежен. Как и в любом другом узле, где есть вращающиеся или трущиеся детали, в CVT постепенно изнашиваются подшипники, конусные валы и ремни. Все меры профилактики направлены только на продление срока службы коробки, но никак не на избежание поломок в целом.

Что входит в ремонт вариатора и какова цена работ

При сервисном обслуживании официальные дилеры предпочитают замену ремонту вышедшего из строя вариатора. Но после окончания гарантии такая процедура стоит недешево. К тому же сегодня в достаточном количестве появились оригинальные запасные части, а значит, качественный ремонт можно выполнить без полной замены трансмиссии и тем самым сэкономить деньги.

Стоимость ремонта вариатора будет зависеть от того, какая именно деталь вышла из строя и какие процедуры необходимы, чтобы ее заменить. В ремонт могут входить следующие услуги:

  • Диагностика неисправности. Определить серьезность износа или поломки можно и по косвенным признакам — например, монотонный гул иногда свидетельствует об износе подшипников. Но точно выявить место и причину неисправности можно только после комплексной диагностики и осмотра вариатора. К тому же, поломка может быть следствием неправильной работы какой-либо из систем автомобиля. Во многих сервисных центрах услуга полной диагностики без демонтажа вариатора бесплатна.
  • Замена ремня или цепи. Износ ремня может быть связан как с естественной выработкой, так и с перегревом либо с появлением на валах задиров, которые способны его попросту порвать. Обычно запас хода детали приравнивают к сроку службы вариатора. Для разных авто эта величина может составлять от 100 000 до 250 000 км [1] . Стоит ремень ориентировочно 15 000 рублей [2] .
  • Замена подшипников. При постоянном трении ремня о валы неизбежно образуется металлическая пыль, которая частично улавливается фильтрами или магнитами. При несвоевременной замене масла фильтрующие элементы не справляются, и пыль попадает в подшипники, ускоряя их естественный износ. Цены на эту деталь начинаются от 2500 рублей [3] .
  • Промывка и ремонт гидроблока вариатора. Эта система отвечает за синхронное управление конусными шкивами. В некоторых случаях неисправности могут быть связаны с загрязнениями, которые накапливаются в масле, что решается промывкой гидроблока. Долгая езда с грязным маслом может вывести из строя некоторые детали, тогда потребуется их замена. Примерная стоимость этих работ — 10 000 рублей.
  • Ремонт блока управления вариатора. ЭБУ, или электронный блок управления, обеспечивает корректную работу КПП в целом. Он принимает сигналы от датчиков, регулирует давление масла, отвечает за самодиагностику и работу вариатора в аварийном режиме. Ремонт ЭБУ будет стоить от 8000 рублей.

Здесь перечислены лишь некоторые работы. Полный перечень того, что необходимо сделать, и итоговая стоимость услуг будут известны после диагностики. В среднем ремонт вариаторов в сервисе обойдется в 55 000 рублей. В эту сумму входит и стоимость запасных частей.


Цена ремонта вариатора складывается из стоимости запасных частей и работ по их замене, демонтажа и монтажа коробки. Чтобы не увеличивать сумму ремонта, лучше обратиться в сервис сразу же после обнаружения первых признаков неисправности. Это поможет избежать серьезной поломки или полного выхода из строя КПП, замена которой приведет к значительным денежным тратам.

* Материал не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления и актуальна на июль 2020 года.