Ремонт турбокомпрессоров в Москве: изучаем сложность процесса
Турбокомпрессоры устанавливают на двигатели, чтобы повысить их мощность: турбина нагнетает смесь из топлива и сжатого воздуха прямо в цилиндры. Поскольку для вращения турбины используются выхлопные газы, температура в турбокомпрессоре всегда очень высокая. А элементы турбины довольно быстро засоряются, что часто приводит к ее поломке. В таком случае может понадобиться ремонт турбокомпрессоров.
Как распознать, что турбина сломалась? По каким еще причинам возникают сбои в работе турбокомпрессоров? Как лучше поступить при обнаружении поломки: заняться ремонтом системы наддува самостоятельно или обратиться в автосервис? На все эти вопросы ответим в статье.
Основные признаки и диагностика причин поломки турбины двигателя
Наверное, каждый водитель мечтает, чтобы его автомобиль стал резвее. Однако поместить под капот дополнительное количество «лошадок», к сожалению, не получится. Тем не менее повысить мощность автомобиля, практически не увеличивая его массу, возможно. Для этого на двигатель устанавливается турбокомпрессор.
Как и другие детали транспортного средства (ТС), турбина изнашивается, ломается — и мотор дает сбой. Существует несколько признаков, по которым можно распознать неисправности:
- потеря мощности двигателя (пропадает тяга);
- синий, черный или белый дым из выхлопной трубы при разгоне автомобиля;
- свист, скрежет, шум при работе мотора;
- появление ошибки «чек двигателя» на приборной панели;
- повышение расхода топлива;
- низкое давление воздуха и масла.
Если были замечены такие «симптомы», не стоит затягивать с визитом в автосервис для диагностики турбокомпрессора.
Исправить проблему удастся, если узнать, из-за чего точно произошла поломка турбины. Даже снимать деталь, не убедившись сперва, что дело именно в ней, а не в чем-то другом, не рекомендуется. Так что чаще всего становится причиной повреждения турбины и нарушения ее работы? Это могут быть:
- Засоры в конструктивных элементах:
- в воздушном фильтре;
- в канале подвода воздуха в турбокомпрессор;
- во впускном патрубке;
- во впускном коллекторе;
- в системе выпуска;
- в сливном маслопроводе турбокомпрессора;
- в сапуне масляного картера двигателя;
- в корпусе оси турбокомпрессора (загрязнение коксом);
- в компрессоре.
- Утечки воздуха или отработавших газов в результате нарушения герметичности:
- между воздушным фильтром и турбокомпрессором;
- под уплотнителем первого впускного клапана;
- под уплотнителем впускного коллектора.
- Неправильная установка, настройка или регулировка:
- распределительного вала;
- системы питания топливом;
- регулятора давления.
- Внутренний износ и повреждения:
- двигателя (его поршней либо клапанов);
- самого турбокомпрессора.
- Недостаток смазки. Разрушается вал ротора.
- Загрязнение моторного масла (мелкими или крупными абразивными частицами). Изнашиваются опорные шейки ротора турбокомпрессора, подшипников.
Как видно, причин выхода из строя турбонаддува в автомобиле, мягко говоря, немало. А это существенно усложняет диагностику: перед демонтажем проверить придется большое количество элементов и систем. К тому же ситуация усугубляется и другими факторами, о которых пойдет речь ниже.
Но для начала следует уточнить, что многое зависит и от качества самой турбины. Производителей таких агрегатов много, и выбирать нужно надежного. Дешевые детали, как показывает практика, не служат долго и доставляют массу проблем — такая погоня за экономией часто оборачивается еще бóльшими затратами. Ведь сломанную в скором времени деталь придется ремонтировать, а потом и вовсе заменять на новую. Впрочем, можно сразу обратить внимание на давно зарекомендовавшие себя бренды и приобрести качественный агрегат. Ниже мы привели таблицу с перечнем ведущих производителей турбин (см. табл. 1).
Таблица 1. Крупнейшие производители турбин для двигателей автомобилей.
Название компании | Страна производителя |
---|---|
Garrett | США |
KKK | Германия |
Schwitzer | Англия |
Holset | Англия |
IHI | Япония |
Toyota | Япония |
Hitachi | Япония |
Mitsubishi | Япония |
Сложность и этапы ремонта дизельных и бензиновых турбин
Турбокомпрессором может быть оснащен любой двигатель внутреннего сгорания: дизельный, бензиновый или газовый, имеющий жидкостное или воздушное охлаждение [1] . К сожалению, турбина не обладает таким сроком эксплуатации, как, например, сам двигатель. Производить ремонт или замену турбины рекомендуют примерно через каждые 200 000 км пробега. Если всплыл факт поломки турбины, лучше обращаться в специализированную компанию, чтобы не терять время на самостоятельную починку и избежать лишних финансовых затрат.
Турбину нельзя назвать самым сложным механизмом в автомобиле, поэтому может сложиться впечатление, что отремонтировать этот агрегат в состоянии даже любитель. На деле же ремонт турбокомпрессора не ограничивается простым демонтажем агрегата и заменой картриджа — деталь как минимум нужно отрегулировать. Даже снять турбину самостоятельно с некоторых автомобилей невозможно без квалификации автослесаря, а настроить агрегат — тем более.
В специализированных компаниях существует определенный алгоритм, по которому находят и устраняют причины поломки в дизельных и бензиновых турбинах:
- Визуальный осмотр мастером и уточнение неполадок у владельца.
- Диагностика и оценка стоимости работ:
- если речь идет о дизельном двигателе, то первым делом проверяют работу датчика давления воздуха (его подключают к специальному оборудованию) и давление на выходе из турбины с помощью манометра;
- диагностика турбин бензинового двигателя может проводиться двумя способами: со снятием компрессора и без. В первом случае можно определить уровень давления и выявить осевые и радиальные люфты. А во втором — быстро получить информацию о механических дефектах узла.
- Демонтаж и разборка узла. Что важно, снятие турбины происходит поэтапно — сначала отключают патрубки, затем очищают воздушную систему, после чего демонтируют интеркулер и промывают его от масла. Далее проверяют герметичность теплообменника, а также патрубков воздухозабора и воздухоподачи. Следующий этап — очистка трубок для подачи масла и слива в ультразвуковой ванне.
- Очищение деталей от остатков масла, пятен ржавчины, грязи, пыли. Внутренние элементы турбины промывают и обезжиривают, внешние подвергают обработке с помощью пескоструйного аппарата, а трубки для подачи масла и слива очищают в ультразвуковой ванне. Это делается, чтобы исключить попадание частиц грязи и пыли внутрь механизма.
- Дефектовка запчастей. Все детали осматривают на предмет повреждений. Выясняют, какие детали можно восстановить, а какие не подлежат ремонту.
- Ремонт дефектных частей турбокомпрессора, подлежащих восстановлению. Как правило, восстанавливают картридж и ротор, после чего их обязательно балансируют.
- Полная замена рабочих узлов и деталей турбины, которые нельзя отремонтировать. Чаще всего к таким комплектующим относятся подшипник, резинки, прокладки и прочие уплотнительные элементы и крепления, а также компрессорное колесо.
- Контрольное тестирование турбины на специальном стенде. Проводится для того, чтобы убедиться в правильности выполненного ремонта.
- Профессиональная сборка турбокомпрессора. Происходит так же, как и снятие, но в обратной последовательности.
- Обязательная поверхностная обработка. Вал турбины и подшипники необходимо смазать маслом, чтобы предотвратить так называемое «масляное голодание» механизма.
- Контрольный запуск двигателя после восстановления турбины. Это завершающий этап ремонта в специализированной компании.
Конечно, иногда ремонт двигателя с турбокомпрессором оказывается несложным, хотя это вовсе не значит, что не нужно прибегать к услугам профессионалов. Хорошо, если диагностика покажет, что необходимо просто заменить картридж. Но для решения проблемы может потребоваться и куда более серьезный ремонт. Иногда при поломке определенных деталей турбины, чтобы скорректировать работу турбонаддува и мотора, нужно выполнять различные сопутствующие действия. Например, при обнаружении неисправностей актуатора турбины приходится заглушать клапан EGR (системы, снижающей концентрацию окиси азота в выхлопах) из-за его повреждений. В других случаях может быть необходима перепрошивка двигателя автомобиля или удаление вихревых заслонок и так далее.
Стоит отметить, что автомастерские, занимающиеся действительно качественным ремонтом, есть далеко не везде — такие компании сложно найти даже в городах-миллионниках. Конечно, отыскать фирму, которая будет готова оказать такую услугу, вполне реально. Но каким окажется этот ремонт — другой вопрос. Чаще всего в автомастерских в регионах не хватает квалифицированных специалистов и нет необходимого оснащения. Впрочем, многие автовладельцы не тратят впустую время на изучение местного рынка автоуслуг, а сразу связываются с сервисами, специализирующимися на ремонте дизельных и бензиновых турбин в Москве. В такие центры можно послать агрегат через транспортную компанию, а по завершении работ его доставят обратно владельцу. Столичные автосервисы, как правило, располагают всем необходимым для профессионального ремонта, строго соблюдают правила технологического процесса, а еще предоставляют заводскую гарантию и дают рекомендации по грамотной эксплуатации турбокомпрессора. Хотя и в столице доверия заслуживает не каждая компания, а выбирать, куда обратиться, нужно с умом, но об этом мы поговорим чуть позже.
Какое оборудование используется для ремонта турбокомпрессоров
Зачастую поломка турбины происходит из-за неисправностей или неправильной регулировки других узлов авто. Тогда необходима диагностика всего автомобиля. Конечно, без специального оборудования установить причину непросто. А оно есть далеко не во всех мастерских, поскольку позволить его себе может не каждый владелец автосервиса, тем более гаражного.
Так какое же именно оборудование необходимо для ремонта турбокомпрессоров? В серьезной компании обязательно используют тестеры и программаторы актуаторов, балансировочные и добалансировочные станки для настройки турбин, стенды для проверки картриджей, роторов и для регулировки геометрии, а также пескоструйные станки и ультразвуковые машины для очистки элементов агрегата.
Как же найти место, где могут профессионально отремонтировать турбину в Москве? Конечно, выбирая автосервис в столице, обращать внимание стоит лишь на проверенные центры с хорошим оснащением и положительной репутацией. Такие компании, благодаря серьезной технической базе, могут оказать все необходимые виды услуг:
- разобрать турбину;
- провести трехступенчатую очистку турбины;
- выполнить дефектовку турбины, во время которой будут выявлены неисправности;
- собрать нужные комплектующие;
- заменить все изношенные детали на новые и провести трехступенчатую балансировку;
- собрать холодную и горячую часть турбины вместе с отбалансированным картриджем;
- настроить актуатор и геометрию, а при необходимости произвести ремонт клапана вестгейта.
Что немаловажно, в таких центрах обычно предоставляют гарантию на ремонт турбины.
В «гаражном» сервисе, как правило, занимаются только разборкой турбины, заменой картриджа без балансировки и сборкой агрегата. Как мы уже отметили ранее, замена картриджа — это еще не весь ремонт, ведь зачастую неисправными оказываются другие элементы турбины. В любом случае даже для правильного ремонта картриджа требуется спецоборудование — чтобы проверить деталь и отрегулировать перед установкой.
Так или иначе, непрофессиональный подход к поиску причины проблемы, связанной с турбиной, вероятнее всего, ничем хорошим не закончится. Мало того, что неполадки не будут устранены, так еще в результате некачественного ремонта могут появиться новые.
Цена ремонта турбины
Мы выяснили, что под поломкой турбины могут подразумеваться неисправности практически любой ее детали, при этом причиной этих неполадок не всегда становится сбой в работе самого турбокомпрессора — зачастую «виноватыми» оказываются другие агрегаты и системы автомобиля. Поэтому нет однозначного ответа на вопрос о цене на ремонт турбокомпрессора в Москве: стоимость работ колеблется в диапазоне от 2500 до 110 000 рублей. Можно выделить основные факторы, от которых зависит цена ремонтных работ:
- сложность конструкции турбокомпрессора;
- марка автомобиля (см. табл. 2);
- необходимость устанавливать новые фирменные комплектующие или их аналоги;
- наличие или дефицит комплектующих на складе;
- наценка посредников;
- срочность ремонта;
- статус сервисного центра («гаражный» автосервис или профессиональная компания);
- наличие или отсутствие гарантии на выполненные работы и многое другое.
Таблица 2. Примеры актуальной стоимости ремонта для некоторых видов марок автомобилей.
Легковые, грузовые авто и спецтехника с объемом двигателя до 5000 см 3 |
---|
Subaru, Toyota, Volkswagen, Volvo, Audi, Mitsubishi, Mercedes-Benz, Opel, BMW, Citroen, Fiat, Ford, Great Wall, Honda, Hyundai, Jeep, Kia, Land-Rover, Mazda, Nissan, Peugeot, Renault, Rover, Scoda, Smart, Ssang Yong и так далее |
От 3500 рублей |
Грузовые авто и спецтехника с объемом двигателя до 12 000 см 3 |
MAN, Ford, Foton, Caterpillar, Citroen, Cummins, Volvo, Daewoo, DAF, Detroit, Diesel, Deutz, Dongfeng, Faw, Fiat, Isuzu, Iveco, Hino, Hyundai, Kia, Komatsu, Kubota, Liebherr, MAZ, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Perkins, Peugeot, Renault, Scania, Toyota, Volkswagen, КамАЗ и так далее |
От 7500 рублей |
Турбина — довольно сложный агрегат, позволяющий значительно повысить мощность двигателя. И сбои в работе турбины могут начаться по разным причинам. Самостоятельный ремонт — это не лучшая идея, потому что непрофессиональное вмешательство может усугубить ситуацию. При первых неполадках лучше обращаться в специализированный сервисный центр. Однако не все они достойны доверия. «Гаражные» автосервисы, особенно в регионах, как правило, не имеют оборудования для качественного ремонта турбины. В то время как профессиональные компании в Москве оснащены всем необходимым для диагностики состояния агрегатов авто, балансировки, очистки и тонкой настройки его элементов.