Приемка квартиры в новостройке: на что обращать особое внимание и кого приглашать на осмотр
Приемка квартиры в новостройке — довольно волнительное и ответственное дело. Большинство покупателей мечтают поскорее получить ключи от нового жилья, но на данном этапе очень важно не спешить и проявить бдительность, тщательно проверив все помещения. Уделив максимум внимания осмотру квартиры, можно избежать проблем с ней в будущем.
В статье рассмотрим, как происходит приемка, а также разберемся, стоит ли всерьез задумываться над тем, как самостоятельно принять квартиру в новостройке, или выгоднее пригласить специалиста.
Как принимать квартиру в новостройке?
Как только застройщик получает разрешение на эксплуатацию дома, согласно Федеральному закону № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2004 года, он уведомляет дольщиков о том, что строительство завершилось и квартиру можно передавать. При этом оповестить покупателей застройщик должен за две–четыре недели до начала срока передачи: дольщикам лично вручается письмо под расписку либо же им направляется ценное письмо с описью вложения на адрес, указанный в договоре долевого участия (ДДУ) или в договоре купли-продажи[1].
Покупатель получает сообщение, и в течение семи дней (либо в срок, заранее оговоренный и обозначенный в договоре) ему потребуется приступить к приемке квартиры.
Это важно
Если прошло два месяца, а застройщик так и не получил ответа от покупателя о том, что тот готов принимать квартиру, то он вправе составить акт приема-передачи. А это значит, что вся ответственность за новое жилье переходит на самого дольщика[2].
Во время приемки присутствовать должны все дольщики, чьи имена есть в договоре. Осматривать жилье лучше в светлое время суток, так как даже в квартире с уже выполненной отделкой еще может попросту не быть света. Немаловажный момент: теоретически выполнять осмотр можно как вместе с приглашенными специалистами, так и самостоятельно. Но, выбирая между этими двумя вариантами, нужно понимать, что в данном деле без профессионального взгляда обойтись невозможно: только специалист способен обнаружить изъяны и указать на дефекты, руководствуясь знаниями законов, СНиПов и ГОСТов.
Независимо от того, решит покупатель отказаться от сторонней помощи или обратиться за услугами специалистов, ему так или иначе необходимо знать, что взять на приемку квартиры в новостройке и какие документы нужно иметь при себе. Конечно же, понадобятся паспорт (для доверенных лиц — нотариально заверенные доверенности) и договор. Для проверки конструктивных элементов и инженерных систем следует вооружиться так называемой экспертной сумкой. В сумку можно положить следующие предметы:
- несколько листов бумаги и ручку — пригодятся, чтобы проверить вентиляцию и записать недочеты;
- фотоаппарат или телефон с хорошей фотокамерой — чтобы зафиксировать дефекты;
- мощный фонарик — на случай, если в квартире будет темно. Он поможет рассмотреть все досконально;
- мел — в некоторых случаях его можно использовать, чтобы обвести «проблемные» места и потом не потерять их. Конечно, в квартире с отделкой мел навряд ли пригодится, вместо него можно использовать бумажный скотч;
- лампочку — нужна, чтобы узнать, работает ли освещение;
- какой-нибудь небольшой электроприбор — используя его, можно проверить розетки в квартире и уровень напряжения в них. Брать с собой и подключать к сети лучше тот прибор, который не жалко. Ведь если с электричеством все-таки есть проблемы, прибор может «закоротить» и прийти в негодность;
- лазерный или пузырьковый уровень либо рулетку и отвес — помогут узнать, не кривые ли стены и полы;
- лазерный дальномер — необходим для замера площади комнат;
- стремянку — понадобится при определении высоты потолков;
- тепловизор — с его помощью можно выяснить, есть ли протечки тепла, и узнать, в каком месте квартира будет, например, промерзать.
Стоит отметить, что все замеры и проверки проводить лучше с использованием оборудования, имеющего сертификат о поверке и калибровке. Однако такое высокоточное оборудование доступно, как правило, лишь экспертам проектных бюро.
Итак, инструменты собраны, а это значит, что можно приступать к осмотру. Совершенно неважно, какая в квартире отделка — чистовая или черновая, — есть ряд действий, которые выполнить необходимо в любом случае.
- Осмотреть счетчики электричества и воды и переписать их номера. Как только паспорта на эти счетчики будут получены, нужно сопоставить номера. Также необходимо снять показания приборов и зафиксировать их в акте приема-передачи. И, если вдруг после въезда в квартиру хозяин получит платежки с чересчур высокими показаниями, он сможет их оспорить.
- Замерить фактическую площадь квартиры. Это важно, так как вероятность расхождения проектной площади от фактической весьма велика. Если квартира больше, чем прописано в договоре, то покупатель оплачивает дополнительные квадратные метры. А если меньше, то застройщик должен вернуть деньги покупателю за переплату. Как правило, все эти моменты можно найти в договоре. Если застройщик сообщил, что площадь квартиры изменилась по сравнению с проектной, то лучше пригласить эксперта для подтверждения этой информации. Потому что оплачиваться в любом случае должна фактическая площадь. Эксперт — это обязательно представитель организации, имеющей право производить такие замеры и давать квалификационное заключение (обычно с правом выполнения строительно-технической экспертизы).
Дальше все зависит от того, какой у квартиры тип отделки. Начнем с приемки квартиры в новостройке без отделки. В этом случае подразумевается, что дольщик приобрел «бетонную коробку» с межкомнатными перегородками (если они предусмотрены договором). Отделка в таком жилье отсутствует, но есть входная дверь, также здесь застеклены окна, проведено электричество и имеется разводка канализации с водопроводом. Проверить нужно:
- работу автоматов в электрощите;
- тягу вентиляции;
- систему отопления;
- ровность стен и уровень полов;
- правильность установки дверей и окон;
- качество остекления.
Возможна и приемка квартиры с предчистовой отделкой. Иначе говоря, это и есть черновая отделка. Сюда входит шпаклевка и стяжка стен, установка откосов и подоконников. В таком жилье обратить внимание необходимо, кроме всего перечисленного выше, еще и на следующие моменты:
- работу розеток и выключателей;
- качество стяжки;
- исправность электропроводки;
- отсутствие трещин в стояках.
Также может проводиться приемка квартиры в новостройке с отделкой. Такое жилье полностью готово и подходит для комфортного проживания. Здесь необходимо не только выполнить все уже обозначенные действия, но еще и проверить качество чистовых отделочных работ в полном объеме и работу сантехники.
Все найденные дефекты следует зафиксировать в смотровом листе при приемке квартиры в новостройке. Такой документ застройщик выдает вместе с актом приема-передачи. Смотровой лист составляют в двух экземплярах — для самого застройщика и для покупателя соответственно. В обоих документах должны стоять графы для подписи и реквизиты строительной компании.
Конечно, все претензии по выявленным дефектам необходимо аргументировать, и желательно ссылаться при этом на нормы СНиПов и ГОСТов. Если жалобы на состояние квартиры будут обоснованы, застройщик не сможет проигнорировать их или попытаться убедить дольщика в том, что он и не должен устранять дефект. При перечислении недочетов покупателю стоит отводить определенный срок на их устранение, чтобы работы не затянулись надолго. А по закону застройщик будет обязан исправить все в течение установленного срока. Когда смотровой лист заполнен, представителю застройщика остается только его подписать. Одна заверенная копия акта с замечаниями принадлежит дольщику.
Если по какой-то причине обнаруженные дефекты не были устранены вовремя, принять квартиру можно, не отказываясь от претензий. Но в акте необходимо обязательно уточнить, что жилье принято со списком дефектов. Тогда застройщик все равно будет вынужден решать этот вопрос.
Нужна ли помощь специалиста при приемке
Осмотр квартиры до подписания акта приема-передачи — очень важный и крайне хлопотный процесс, а еще невероятно волнительный для покупателя. Поддавшись эмоциям (а иногда причиной принятия поспешного решения становится элементарное незнание тонкостей), он может просто не заметить какой-либо недочет и сразу подписать акт. А это означает, что дольщик согласен с качеством выполненной работы.
Но бывает, что даже покупатель «с опытом» не способен увидеть скрытые дефекты. И если они обнаружатся уже после подписания акта, заставить застройщика что-либо исправить будет сложно. Поэтому, если покупателя ожидает приемка квартиры, ему стоит сразу заручиться поддержкой профессионалов. Благодаря этому у дольщика будет ряд преимуществ по сравнению с самостоятельной проверкой. Так, опытный эксперт по приемке квартиры в новостройке из специализированного бюро:
- может быстро и эффективно провести осмотр в соответствии с действующими регламентами, СНиПами, ГОСТами;
- знает обо всех нюансах, за которые застройщику вполне реально предъявить претензии и впоследствии отстоять свои права;
- готов подсказать, что действительно необходимо оспаривать при приемке, а что несущественно, а значит, не стоит потраченного на опротестование времени;
- способен оказать помощь в оформлении дефектной ведомости при приемке квартиры в новостройке;
- проконсультирует по поводу того, реально ли выполнить перепланировку жилья и как именно ее можно провести, а также расскажет, с чего стоит начать, чтобы сделать все по закону и не тратить много времени, денег и нервов на бюрократические проволочки.
Может показаться, что с приемкой квартиры справится любой. Ведь дольщику вроде бы достаточно просто приехать на объект и внимательно изучить его. Но есть детали, которые неминуемо ускользают от внимания неосведомленного человека. В итоге застройщик может сдать квартиру с нарушениями, а дольщик — принять ее в таком виде. Чтобы избежать подобных проблем, стоит доверить приемку квартиры в новостройке профессионалам. Если дефекты обнаружены, опытные эксперты могут добиться от застройщика денежной компенсации или законным путем заставить его все исправить. А для клиента это, несомненно, благоприятный исход, ведь тогда ему не придется тратить на ремонт свои деньги и время.