Правила обеспечения пожарной безопасности в офисах
В любом офисном помещении, независимо от его размеров, обязательно должны быть средства пожаротушения. В большом офисе необходимы собственные планы эвакуации, огнетушители, пожарная сигнализация. Если помещение маленькое и входит в состав крупного бизнес-центра, то достаточно элементарных средств защиты. За соблюдение норм и правил пожарной безопасности несет ответственность руководитель предприятия.
Согласно статье 20.4 КоАП РФ, нарушение этих требований наказывается штрафом от 30 000 до 40 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и от 150 000 до 200 000 рублей или приостановкой деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц. При повторном нарушении сумма штрафа возрастает.
В этой статье мы разберем, какие же конкретно средства пожарной безопасности должны быть в офисе в зависимости от его площади, каковы базовые принципы обеспечения безопасности и как вести себя, если пожар уже начался.
Нормы пожарной безопасности в офисных помещениях
Основными документами, регламентирующими нормы пожарной безопасности в офисе, являются Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правила противопожарного режима Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 июля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
С 2017 года в силу вступило постановление Правительства № 947 от 20 сентября 2016 г. «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации». В них в качестве критерия выбора количества огнетушителей введены:
- огнетушащая способность;
- защищаемая площадь помещения.
При обеспечении пожарной безопасности в офисе следует руководствоваться несколькими важными критериями. Прежде всего нужно определить, к какому классу пожарной опасности относится помещение. Согласно Своду правил СП.12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности», все помещения подразделяются на пять категорий:
- «А» — повышенная взрывопожароопасность;
- «Б» — взрывопожароопасность;
- «В» — пожароопасность, в этой категории установлены подкатегории В1–В4;
- «Г» — умеренная пожароопасность;
- «Д» — пониженная пожароопасность.
Категория помещения определяется путем проверки каждого из помещений в здании и рассчитывается при помощи таблиц и формул, имеющихся в Своде правил. Офисы в основном относятся к категории «В», поскольку в них находятся горючие и трудногорючие материалы и вещества, способные при соприкосновении с воздухом или друг с другом только гореть, не образовывая взрывоопасных смесей.
Кроме категории помещения, на меры пожарной безопасности в офисе также влияют такие факторы как:
- расположение офиса в здании и его площадь;
- количество сотрудников;
- наличие складов и производственных помещений, расположенных в непосредственной близости к офису;
- количество электроприборов.
На основании полученных данных и формируются ключевые требования к организации системы пожарной безопасности. Основные требования, предъявляемые практически ко всем офисным помещениям, следующие:
- наличие инструкции о мерах пожарной безопасности и плана эвакуации при пожаре;
- наличие систем и средств тушения пожара в соответствии с классом помещения и его особенностями;
- наличие системы пожарной сигнализации (для больших организаций);
- наличие организованных путей эвакуации.
Обычно этого бывает достаточно, чтобы обеспечить безопасность сотрудников в случае возникновения пожара. Но по желанию руководителя можно принять и дополнительные меры, например, приобрести самоспасатели.
Базовые принципы обеспечения пожаробезопасности при организации офисного пространства
В любом офисе должен быть распорядительный документ, в соответствии с которым организуется офисное пространство и устанавливается противопожарный режим. Его основные положения включают:
- Наличие табличек с номером телефона вызова пожарной охраны и фамилиями ответственных за противопожарное состояние помещений. За размещение таких табличек несет ответственность руководитель организации.
- Наличие планов эвакуации при пожаре. План должен быть разработан для каждого этажа офисного здания. Копии всех поэтажных планов используются для создания сводного плана, хранящегося у ответственного лица. В случае если офис находится в небольшом арендованном помещении в бизнес-центре, изготавливается локальный план эвакуации. В соответствии с требованиями план эвакуации должен быть фотолюминесцентным и размещаться в хорошо просматриваемых местах. Расстояние от одного плана до другого на одном этаже не должно превышать 60 метров.
- Наличие знаков пожарной безопасности в офисе. К ним относятся информационные стенды и плакаты по пожарной безопасности и информационные таблички нескольких видов:
- запрещающие таблички, например, о запрете курения;
- предупреждающие, указывают на возможную опасность;
- предписывающие, представляют собой команду на совершение определенных действий, например, «Работать здесь!»;
- указательные знаки для средств противопожарной защиты красного цвета с изображением местонахождения пожарного гидранта, телефона, водоема;
- указательные для целей эвакуации — зеленые таблички с указанием направления движения, эвакуационного или аварийного выхода.
- Наличие первичных средств пожаротушения в офисе. Это средства, которые эффективны на начальной стадии возгорания. Они подразделяются на огнетушащие вещества (вода, песок), огнетушащие материалы (асбестовое полотно, металлическая сетка с мелкими ячейками, кошма) и пожарный ручной инструмент и инвентарь (лопаты, ломы, крюки, пожарные краны и огнетушители). Все оборудование должно находиться в доступных местах. Из числа работников офиса назначаются лица, несущие ответственность за наличие и сохранность первичных средств пожаротушения. Они проводят их ежеквартальный осмотр и при необходимости производят замену или устранение неполадок.
- Наличие журнала инструктажа . Журнал инструктажа по пожарной безопасности создается в соотвествии с требованиями Правил противопожарного режима РФ. В журнал заносятся данные о проведении инструктажа, содержащие сведения о личных данных инструктируемого, его профессии, даты прохождения инструктажа и личные подписи инструктирующего и инструктируемого. За отстуствие в офисе журнала инструктажа статьями 5.27 и 5.27.1 КоАП предусмотрен штраф в размере до 200 000 рублей.
- Доступ к эвакуационным выходам и путям эвакуации . Одной из действенных мер пожарной безопасности в офисе является обеспечение свободного доступа к эвакуционным путям и выходам. Для указания их расположения можно использовать различные средства оповещения, как речевые, так и световые. Отдельное здание должно оснащаться двумя и более аварийными выходами. Для небольших помещений главное требование к аварийному выходу — это обеспечение свободного выхода на улицу. Если офис находится в арендованном помещении в бизнес-центре, то за оборудование аварийных выходов и путей должен нести отвественность арендодатель. Офис в жилом доме обязательно должен иметь отдельный вход и эвакуационный выход. Если его площадь не более 300 м 2 , а количество работников не превышает 15 человек, то достаточно одного аварийного выхода.
Двери аварийного выхода должны обязательно открываться по направлению движения из помещения.
- При эксплуатации эваковыходов и путей запрещено:
- устанавливать устройства, препятствующие свободному передвижению людей (пороги, турникеты, вращающиеся двери);
- загромождать эвакуационные выходы и пути;
- хранить в тамбурах выходов оборудование и инвентарь;
- изменять направление открывания дверей.
- Определение и оборудование мест для курения . С разрешения лица, уполномоченного распоряжаться и пользоваться имуществом, на открытом воздухе должны быть выделены специальные места, обозначенные табличками «Место для курения». Кроме того, на остальной территории офиса необходимо разместить таблички пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено».
Средства пожаротушения в офисе
Небольшие офисы оборудуются элементарными средствами пожарной безопасности, такими как порошковые огнетушители небольшого объема. При расчете количества учитывают, что на каждые 50 м 2 площади рекомендуется один пятилитровый огнетушитель. В крупных организациях с большим количеством сотрудников, помимо огнетушителей, офис должен быть оснащен системой охранно-пожарной сигнализации (АУПС).
Таким образом, при выборе огнетушителей следует учитывать несколько факторов:
- огнетушащую способность средства ПТ и класс пожара ;
- химические свойства горящих предметов в офисе — при наличии большого количества компьютерной техники лучше использовать порошковый или углекислотный огнетушитель;
- площадь возможного возгорания — если она слишком большая, можно использовать передвижные типы огнетушителей;
- особенности очагов возгорания — если в офисе возможно появление комбинированных очагов, то рекомендуется использовать огнетушитель с универсальной областью применения;
- количество огнетушителей — в больших зданиях на одном этаже должно находиться не менее двух огнетушителей; для нескольких небольших помещений, относящихся к одному классу пожарной опасности, количество необходимых огнетушителей может рассчитываться исходя из общей площади;
- расстояние от очага пожара до места расположения огнетушителя не может превышать 20 метров;
- размещение огнетушителей должно производиться на видных местах на высоте не более 1,5 метров так, чтобы не препятствовать эвакуации людей.
Инструкции о мерах пожарной безопасности при работе в офисе
Инструкция по пожарной безопасности в офисе содержит следующие положения:
- общие требования пожарной безопасности;
- порядок содержания здания, сооружений (в том числе и эвакуационных путей) и прилегающей территории;
- требования безопасности перед началом работы, во время ее и после ее окончания;
- действия работников в случае возникновения пожара в офисе;
- перечень средств пожаротушения и порядок их применения.
Инструкцией устанавливаются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за своевременное сообщение в пожарную охрану о возникновении очага возгорания, за организацию эвакуации сотрудников, за отключение электроэнергии (при необходимости) и прекращение всех работ в офисе.
Новые работники допускаются к работе в офисе только после прохождения первичного инструктажа. Кроме первичного, в офисе могут также проводиться повторный, внеплановый и целевой инструктажи, сведения о которых в обязательном порядке заносятся в журнал.
Правила поведения при пожаре
При возникновении пожара в одном из помещений офиса необходимо:
- срочно сообщить в пожарную охрану о возгорании по телефону 01 (для сотовых 101, 010, 112);
- если самостоятельно ликвидировать очаг возгорания невозможно, то закрыть окна и форточки, чтобы перекрыть доступ кислороду, и немедленно покинуть помещение;
- оповестить о пожаре коллег в соседних помещениях;
- отключить электроэнергию и вентиляцию (по возможности);
- покинуть опасную зону и далее действовать по указанию ответственных за пожарную безопасность;
- если по какой-то причине покидать помещение опасно (сильное задымление в коридоре), уплотнить дверь, заткнув щели подручными материалами и приоткрыть окно для проветривания, известить администрацию о месте своего нахождения, а после прибытия пожарных попросить помощи.
Соблюдение пожарной безопасности в офисе не представляет особой трудности ни для руководителя, ни для персонала. Отношение к инструктажу не как к формальности, наличие и регулярная проверка огнетушителей, а так же правильно оформленные планы эвакуации — в случае пожара помогут избежать материального ущерба и человеческих жертв.