Инвестиционный анализ: методы оценки эффективности предприятия и проектов
![Что такое инвестиционный анализ](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/yty.jpg)
Содержание:
Целями любого предприятия независимо от формы собственности являются получение финансовой выгоды и наращивание экономического потенциала. Инвестиции являются инструментом достижения этих целей, но каждое инвестиционное решение — для того, чтобы быть успешным, — должно основываться на результатах инвестиционного анализа.
Зачем и когда нужен инвестиционный анализ
Инвестиционный анализ — это комплекс практических и методических приемов и действий, дающих возможность оценить целесообразность инвестиций в тот или иной проект.
Грамотно и своевременно проведенный инвестиционный анализ позволяет решить следующие задачи:
- Оценить реальную потребность в инвестировании и наличие необходимых условий для реализации инвестиций.
- Выбрать оптимальные инвестиционные решения, с помощью которых можно укрепить конкурентоспособность компании с учетом ее тактических и стратегических целей.
- Выявить все факторы, способные оказать влияние на фактические результаты инвестирования и их отклонение от запланированных.
- Оценить приемлемые для инвестора параметры риска и доходности при инвестировании. Если потенциальная прибыль и сроки окупаемости устраивают инвестора, можно начинать инвестирование, если нет — проект может быть свернут еще на предынвестиционной стадии.
- Разработать рекомендации и мероприятия по постинвестиционному мониторингу для улучшения качественных и количественных показателей деятельности компании.
На заметку
Инвестиционный анализ должен выполняться на основе сравнения ситуаций в компании не «до реализации проекта» и «после реализации», а с позиций изменения эффективности деятельности «с проектом» и «без проекта».
Инвестиционный анализ предполагает создание четкой схемы организации всего проекта — от его начального этапа до получения прибыли. На начальной стадии производится сбор информации о сфере инвестирования, данные анализируются, и на их основе формируется структура инвестиционного проекта. При выявлении факторов риска и недостатков принимаются меры по их устранению или минимизации.
Чаще всего к инвестиционному анализу обращается сам инвестор (собственник компании или ее руководство). Приоритетными направлениями анализа в этом случае будут доходность вложенного капитала, финансовая устойчивость компании в связи с потенциальным влиянием на нее инвестиционных проектов.
Вторая группа заинтересованных лиц — собственники компаний, стремящиеся привлечь инвесторов. В этом случае инвестиционный анализ проводится для того, чтобы определить, насколько конкретный бизнес привлекателен для инвесторов и какие шаги следует предпринять, чтобы увеличить эту привлекательность.
Инвестиционный анализ может быть интересен и контрагентам компании, поскольку позволяет им понять способность организации выполнять договорные обязательства с позиции оценки возможного изменения ее финансового состояния, вызванного инвестиционной деятельностью.
К целевой аудитории также относятся и кредиторы компании, поскольку для них инвестиционный анализ интересен в первую очередь с точки зрения ее кредитоспособности, платежеспособности и ликвидности баланса.
Наконец, заинтересованными могут быть представители государственных органов — в случае принятия решения об оказании финансовой господдержки.
Виды инвестиционной оценки
В современной оценочной практике существует несколько видов инвестиционной оценки, и выбор того или иного вида зависит от ряда факторов — цели исследования, его объема и глубины, периода проведения и типа планируемых инвестиций.
Рассмотрим обзорно основные виды инвестиционного анализа, классифицированные по различным признакам. Инвестиционный анализ различают:
1. По типу инвестиций:
![Анализ капитальных инвестиций](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/nwn.png)
Анализ капитальных инвестиций, то есть вложений в реконструкцию, строительство новых производственных объектов, техническое перевооружение или диверсификацию компании. Такие инвестиции нацелены на снижение затрат предприятия, являются долгосрочными, связаны со стратегическими целями предприятий и их объем, как правило, значителен. Поэтому они требуют наиболее полного, многофакторного проектного анализа.
![Анализ финансовых инвестиций](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/uzu.png)
Анализ финансовых инвестиций, то есть покупки ценных бумаг — акций, векселей, облигаций. Финансовые инвестиции имеют своей целью непосредственно получение прибыли. Самыми распространенными видами анализа финансовых инвестиций являются фундаментальный анализ, основанный на изучении глобального рынка ценных бумаг, технический, заключающийся в прогнозировании цен на бумаги на основе их изменения в недавнем прошлом, и портфельный, в котором главным критерием оценки являются показатели риска и доходности инвестиционного портфеля.
2. По объекту анализа:
![Анализ компании в целом](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/uvu.png)
Анализ компании в целом, без вычленения из нее отдельных подразделений или направлений хозяйственной деятельности. При таком анализе может быть получена объективная и комплексная картина эффективности инвестиций в фирме и при необходимости разработаны пути ее оптимизации. Этот метод анализа чаще применяется в отношении капитальных инвестиций, которые способны повлиять на рыночные позиции компании, например, в случае диверсификации деятельности.
![Анализ отдельных инвестиционных событий](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/yfy.png)
Анализ отдельных инвестиционных событий. Обычно применятся в случаях, когда необходимо финансировать локальные проекты, например покупку оборудования, проведение исследований с целью совершенствования продукции и так далее.
3. По периодам анализа:
![Предынвестиционный](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/yky.png)
Предынвестиционный — это анализ на этапе от предварительного исследования до принятия окончательного решения о вложениях в тот или иной проект. Он может являться как одним из этапов комплексного анализа, так и самостоятельным видом, которым можно ограничиться при недолгосрочном инвестировании на относительно небольшие суммы.
![Текущий](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/wtw.png)
Текущий, или оперативный — проводится для контроля соответствия текущих показателей плановым и для оперативной корректировки инвестиционной деятельности. Может выполняться периодически и охватывать лишь небольшой временной период.
![Постинвестиционный](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/fpf.png)
Постинвестиционный, или ретроспективный, анализ за выбранный отчетный период — месяц, квартал или год. С помощью ретроспективного анализа удается тщательнее изучить инвестиционную позицию и результаты инвестиционной деятельности организации, благодаря наличию завершенных отчетных материалов статистического и бухгалтерского учета.
4. По объему аналитического исследования:
![Полный анализ](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/mom.png)
Полный анализ. Он проводится с целью изучения абсолютно всех аспектов инвестиционной деятельности компании, а также всех характеристик инвестиционных позиций предприятия.
![Трендовый, или тематический, анализ](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/ehe.png)
Трендовый, или тематический, анализ ограничивается изучением отдельных направлений инвестиционной деятельности — состояния инвестиционного портфеля, эффективности реализации отдельных проектов, оптимальности формирования источников инвестиционных ресурсов и так далее.
5. По глубине аналитического исследования:
![Экспресс-анализ](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/nen.png)
Экспресс-анализ, или укрупненный анализ. Для него используются стандартные алгоритмы расчета основных аналитических показателей инвестиционной деятельности компании на основе данных финансовой отчетности за тот или иной период.
![Фундаментальный анализ](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/juj.png)
Фундаментальный анализ. Представляет собой факторное исследование показателей динамики объемов инвестиционной деятельности.
6. По организации процедуры:
![Внутренний анализ](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/aia.png)
Внутренний анализ проводится собственными инвестиционными менеджерами компании совместно с ее владельцами. Для анализа используются все имеющиеся информативные показатели. При этом результаты внутреннего анализа нередко представляют собой коммерческую тайну.
![Внешний анализ](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/lll.png)
Внешний анализ проводят работники аудиторских фирм, банков, страховых компаний с целью изучения результатов правильности отображения результатов инвестиционной деятельности компании и их влияния на финансовое состояние.
К сведению
Любой из разновидностей инвестиционного анализа проводится по общей схеме:
1. отбор и подготовка необходимой информации;
2. обработка исходной информации и формирование аналитической;
3. интерпретация аналитической информации;
4. подготовка выводов и рекомендаций.
Этапы и методы проектного анализа инвестиций
Проектный анализ инвестиций включает в себя два основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких подэтапов и предусматривающий использование различных подходов.
Этап 1. Анализ эффективности инвестиционного проекта. С точки зрения классического финансового анализа существует единственный критерий оценки эффективности — наличие или отсутствие прибыли от проекта. В этом случае рассматривается не бухгалтерская, а экономическая прибыль, учитывающая не только затраты, но и стоимость используемого для инвестиций капитала.
Анализ проводится по двум основным направлениям:
- Оценка эффективности инвестиционных затрат определяет степень привлекательности проекта с точки зрения его доходности. Анализ эффективности рассчитывается с учетом таких показателей как дисконтированный и простой период окупаемости, чистая дисконтированная стоимость проекта, внутренняя норма доходности, рентабельность инвестиций.
- Оценка финансовой состоятельности проекта, то есть оценка способности компании расплачиваться по обязательствам проекта в полном объеме. Она проводится на основе модели расчетного счета, базируясь на контроле положительного остатка денежных средств в каждом из периодов планирования.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта с точки зрения собственника, инвестора, банка или государственных органов необходимо рассмотрение различных составляющих проекта. При формировании только одного набора показателей эффективности может возникнуть опасность неадекватного представления проекта с точки зрения других заинтересованных сторон.
![Анализ рисков](https://qpicture.ru/images/2022/05/13/kdk.jpg)
Этап 2. Анализ рисков — неотъемлемая часть любого инвестиционного анализа. Под инвестиционным риском понимают наступление неблагоприятного события, в результате которого реализация проекта может оказаться под угрозой. Существует две группы рисков:
- Риски, связанные с внешними факторами. Их также называют системными или систематическими, они вызваны процессами, протекающими во внешней среде и не поддаются снижению путем диверсификации объектов инвестиций.
- Риски, связанные с внутренними факторами, которые отражают качество системы управления компанией и ее общее состояние. В отличие от системных рисков, внутренние поддаются снижению путем диверсификации.
При анализе рисков могут применяться следующие методы:
- Метод экспертных оценок, предполагающий оценку риска специалистом, исходя из опыта, знаний и интуиции последнего.
- Статистический метод — измерение рисков с помощью определенных показателей, которые рассчитываются на основе прогнозных значений доходности объекта.
Обе группы рисков без принятия контрмер приводят к одному и тому же результату — финансовым потерям, при этом величина рисков находится в прямой зависимости от доходности объектов инвестирования — с ростом доходности, растут и риски.
Методы анализа инвестиционных проектов
Специалисты-оценщики для решения конкретных задач в процессе инвестиционного анализа используют разные методы, позволяющие получать количественную оценку инвестиционной деятельности с точки зрения ее отдельных аспектов как в статике, так и в динамике:
Горизонтальный, или трендовый, метод. В процессе использования этого метода проводится расчет темпов роста инвестиционных показателей за определенный отрезок времени — месяца, квартала или года. Метод применяется для исследования показателей отчетного периода и сравнения их с предшествующим периодом, для проведения аналитических изысканий по определению динамики роста в разное время. Для сопоставления могут быть взяты показатели за предыдущий отрезок времени или аналогичный период прошлого года, например, данные первого квартала отчетного периода сравнивают с аналогичными показателями первого квартала прошлого года.
Результаты трендового анализа рекомендуется оформлять в виде графиков, чтобы облегчить определение линии тренда.
Вертикальный, или структурный, метод. В процессе этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных показателей инвестиционной деятельности компании. Обычно вертикальный метод используется для анализа инвестиций, инвестиционных ресурсов и денежных потоков по инвестиционной деятельности. Результаты, полученные с помощью вертикального метода, также оформляются графически.
Сравнительный метод представляет собой рассмотрение и сопоставление одинаковых показателей в разных группах. Например, сравнение данных инвестиционной деятельности компании и среднеотраслевых показателей или отчетных показателей с плановыми. Метод лежит в основе мониторинга текущей инвестиционной деятельности компании. В процессе анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от нормативных, выясняются причины этих отклонений и формируются рекомендации по корректировке.
Коэффициентный метод (анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей инвестиционной деятельности компании между собой. В процессе проведения анализа определяются относительные показатели инвестиционной деятельности и ее влияние на уровень финансового состояния компании. Чаще всего в инвестиционном анализе используют коэффициенты оценки рентабельности инвестиционной деятельности, оборачиваемости операционных активов и инвестированного капитала, коэффициенты оценки финансовой устойчивости.
Интегральный метод. Обычно используется при покупке ценных бумаг для формирования объема чистых вложений в объект инвестирования. С помощью этого метода можно за счет подбора «эффективного портфеля» снизить уровень риска и улучшить соотношение рассматриваемых показателей в пользу прибыльности. Моделирование происходит с помощью специальных компьютерных программ.
Выбор метода анализа инвестиционной деятельности зависит от того, какие именно показатели требуется исследовать в ходе процедуры. Нередко оценщики используют все методы анализа одновременно, особенно в тех случаях, когда требуется получить комплексную картину.
Читайте также