Интернет-телефония (IP, VoIP, SIP): что такое, как работает и как подключить?
Время, когда привычный «проводной» телефон был единственным способом оставаться на связи, давно прошло. Стремительное развитие информационных технологий подарило нам возможность самим выбирать, как организовывать телефонизацию офиса – с помощью стандартных аналоговых систем или используя инновационные решения IP-телефонии. Давайте рассмотрим основные характеристики этой услуги.
Содержание статьи:
Как работает IP-телефония?
В то время как обычная аналоговая телефония работает по принципу передачи электрических сигналов непосредственно по проводам, технология виртуальной связи заключается в использовании для совершения звонков сети Интернет. Если говорить простыми словами, то суть IP-связи в особенном кодировании телефонного сигнала – сервер принимает его, трансформирует в определенный код, затем посылает на другой сервер, где тот подвергается обратной кодировке. Порядок межсетевого взаимодействия абонентов описывает специальная технология – протокол. Именно от него зависит, каким образом данные будут передаваться по сети. Например, SIP-протокол описывает способы установления связи для маршрутизации мультимедийных данных, а VoIP – организует голосовую связь[1].
Оборудование и варианты организации интернет-телефонии
Есть несколько способов организовать полноценную телефонную связь с помощью IP-устройств и программ. Конечно, самым простым вариантом является использование обычного компьютера – достаточно установить специальную программу для совершения звонков: так называемый софтфон. Но наличие стационарной машины не является обязательным условием – виртуальная связь доступна на смартфонах и планшетах при условии установки на них специального ПО.
Если вам удобнее использовать привычное аналоговое устройство, то можно приобрести современный SIP-аппарат – выглядит он как обычный телефон, но организовывает связь с помощью сети Интернет. Он обладает рядом дополнительных функций – например, индикацией отсутствия или присутствия абонента в сети, возможностью приема и передачи текстовых сообщений и быстрой настройкой переадресации вызова. В случае, когда необходимо использовать стандартные аналоговые аппараты, можно подключить их к специальному устройству – VoIP-шлюзу, который обеспечит маршрутизацию звонков по сети. При этом количество телефонов, которые можно подключить к Интернету, напрямую зависит от количества портов такого шлюза.
Как видите, использовать преимущества IP-телефонии при организации офисной работы совсем не сложно. Но нужно учитывать, что действительно хорошее качество связи достигается при наличии стабильного интернет-соединения со скоростью не меньше чем 512 Кбит/с.
Возможности технологии
Использование IP-телефонии – удачное решение для организации телефонной связи в офисе или на предприятии. С ее помощью становится возможным использование таких полезных функций, как многоканальный номер для call-центра или «горячая» линии, переадресация звонков, голосовое меню и почта, виртуальный факс, конференц-связь, «черный список» для блокировки нежелательных звонков, а также подробная детализация всех исходящих и принятых вызовов. Большая часть этих опций обычно уже включена в базовый пакет и может быть использована сразу после оплаты услуг провайдера, но за некоторые функции придется доплатить отдельно – например, если вам нужно увеличить количество внутренних номеров сверх тарифного плана.
Преимущества и недостатки IP-телефонии
Прогресс движется вперед, и с каждым годом современные интернет-технологии занимают все больше места в нашей жизни. Это касается и телефонной связи. Преимущества IP-телефонии становятся очевидными уже с момента подключения[2]. Для того чтобы наладить связь, не нужно прокладывать провода. Достаточно оформить заявку на подключение к серверу провайдера, а выполнить все необходимые настройки можно самостоятельно, следуя инструкции – это занимает совсем немного времени, в среднем около получаса. Возможность переадресации звонков позволяет вам и вашим сотрудникам оставаться на связи независимо от географического местоположения. Это удобно и при переезде – вы просто забираете телефонное оборудование с собой, а значит, не придется тратить деньги на исправление контактов в рекламной продукции, ведь ваш номер остается с вами. Еще одним преимуществом виртуальной телефонии является масштабируемость. Все настройки вы можете оперативно исправить, пользуясь собственным личным кабинетом – изменяйте параметры подключения или, например, количество используемых телефонных линий. Это очень удобно для предприятий, спрос на услуги которых зависит от сезона.
Первая программа, позволяющая передавать голосовой сигнал на расстоянии с помощью сети Интернет, появилась в 1993 году и носила название Maven. Уже через год эта разработка была использована для связи с челноком Endeavor NASA, который находился в открытом космосе.
Однако главное достоинство IP-телефонии заключается в ее экономичности. Чтобы наглядно продемонстрировать это преимущество, достаточно сравнить цены на междугородние звонки с использованием городской сети и IP-провайдеров. Для абонентов аналоговой связи междугородний звонок из Москвы в Рязань будет стоить около 4 рублей за минуту разговора, а для VoIP эта сумма уменьшается до 1,7 рубля. Допустим, ваше предприятие тратит на телефонные переговоры с филиалами в других городах 60 минут в день – получается, что фиксированная связь обойдется вам в 5 040 рублей в месяц, а IP-телефония позволяет снизить эту сумму до 2 040 рублей. Согласитесь, такой экономичный вариант – неплохое предложение для предпринимателей, которые стремятся минимизировать расходы на телефонную связь.
Интернет-телефония имеет как достоинства, так и недостатки. Например, лишь немногие операторы связи могут обеспечить возможность экстренного вызова. Это связано с тем, что виртуальный номер не имеет привязки к конкретному месту или аппарату, поэтому отследить, откуда поступает сигнал, очень сложно.
Еще не так давно мы могли только мечтать о недорогих тарифах на международную и междугороднюю связь, а организация современного call-центра была довольно сложной и дорогостоящей процедурой. Но с появлением виртуальной телефонии эти проблемы уходят в прошлое, ведь время высоких технологий открывает перед нами все новые возможности, не воспользоваться которыми становится равносильно необдуманной трате денежных средств и времени.