Как получить образование по интернету?

Дистанционное образование человечество пыталось реализовать, возможно, с тех времен, когда появилась почта, а затем — другие способы передачи информации. Однако подняться выше любительского изучения наук удаленному обучению раньше не удавалось — слишком очевидны были минусы этой формы по сравнению с очной и даже вечерней, которые подразумевают систематический визуальный контакт учащегося и преподавателя, доступ к библиотечным фондам учебного заведения — научным и учебным работам, методическим материалам, пособиям… Но сегодня всё изменилось. Высшее образование, полученное посредством интернета, больше не имеет недостатков в сравнении с другими формами обучения, более того — обнаруживает ряд преимуществ.

Давайте рассмотрим особенности дистанционного обучения с применением интернет-технологий, чтобы лучше понимать суть электронного образования.

Интернет-технологии в современном образовании

Сегодня проблему передачи данных и знаний успешно решает интернет. В Сети постепенно набирают популярность образовательные каналы, количество подписчиков которых прибывает в количествах, сопоставимых с подписчиками развлекательных ресурсов. Ведущие профессора лучших университетов мира с интересом относятся к идее записывать свои лекции и выкладывать их в интернет. Таким образом исчезает проблема географии и расстояний. Сегодня любознательный студент из самой удаленной точки мира, ищущий доступ к конкретным исследованиям и лекциям, может взять их из первых рук, например, преподавателя Кембриджа.

Конечно, получить системное профессиональное образование с помощью интернет-сервисов практически невозможно. Обучающие каналы можно считать серьезным подспорьем для расширения кругозора интересующихся, но никак не готовым образовательным продуктом. Нужно отметить также, что серьезные образовательные интернет-проекты, как правило, платные. Бесплатно можно научиться разве что делать суши или плести косы.

Однако интернет-образование если не в начале, то в накопительном периоде своего пути: определенные вопросы онлайн-обучения еще остаются нерешенными, требуется формирование необходимого количества подобных образовательных технологий, которые постепенно перейдут в качество. По мнению оптимистов, эта точка перехода находится где-то в ближайшем будущем: как показывает западный опыт, интернет-технологии используются в комбинированных образовательных программах уже за рамками одного университета. Ряд западных вузов — в том числе авторитетнейшие Гарвард, Стэнфорд и другие — с интересом участвуют в формировании совместных образовательных продуктов, спецкурсов, лекций. Подстегнула онлайн-обучение и пандемия новой коронавирусной инфекции.

По большому счету, состоявшимся можно считать одно из наиболее популярных направлений интернет-образования — языковое. Сервисы изучения объединяют носителей языков из разных стран. Люди могут интенсивно общаться на форумах, знакомиться и помогать друг другу с языковой практикой. При этом члены подобных сообществ могут становиться тьюторами и студентами одновременно. Так, изучая английский, на подобных сайтах можно проверять ошибки тех, кто учит русский язык, получать за это баллы и расплачиваться ими за доступ к расширенным курсам обучения английскому. Разумеется, только виртуальными баллами серьезную программу оплатить не удастся: без банковской карты на подобных сайтах не обойтись. Однако перед покупкой полноценного курса обычно предлагается его демо-версия, которую можно протестировать и понять, подойдет ли данный метод обучающемуся. Итак, сайты изучения иностранных языков можно считать одним из самых удачных проектов в любительском интернет-образовании. Никаких сертификатов и дипломов они не предполагают, однако эффективность такого изучения языка может быть сопоставима с уровнем профессионального обучения.

На заметку

Готовность стран к переходу на электронное обучение оценивается по-разному. Согласно исследованиям, лучше всего подготовлены к адаптации своих систем образования к электронному обучению Норвегия, Дания, Швейцария, Люксембург, Нидерланды. Россия в этом рейтинге занимает последнее, 32-е, место. Такой же результат у Мексики и Бразилии [1] Страны, которые лучше всего подготовлены к переходу на онлайн-обучение. URL: https://preply.com/ .

Высшее образование через интернет

Все сказанное выше относилось к самообразованию в интернете, когда активность, интерес к знаниям исходит от любознательного пользователя. Однако интернет может стать благодатной средой и для передачи знаний от профессионалов, располагающих фундаментальной учебной базой. Высшей степенью реализации метода подобного обучения становится дистанционное высшее образование.

В первую очередь дистанционное образование предполагает создание аналога традиционным технологиям обучения или их альтернативную замену на электронные:

Очный формат обучения

Дистанционное образование

Аудиторные лекции

  • Слайд-лекции (презентационные материалы; визуализация лекции и комментарии к демонстрируемым изображениям) с обратной связью; видеолекции; вебинары

Практические занятия

  • Скайп-тренинги; групповые видеоконференциии; тесты; видеоролики учащегося (видеоэссе); вебинары

Консультации

  • Скайп-консультирование; вебинары

Контрольные мероприятия (зачеты, экзамены)

  • Тестирование; эссе; онлайн-защита курсовых работ

Оценка знаний преподавателем

  • Оценка знаний специализированными программами, преподавателями (онлайн и офлайн — через электронную почту )

На сегодня уже существуют различные онлайн-вузы [2] Топ 15 лучших онлайн-курсов от ведущих университетов России и мира. URL: https://vse-kursy.com/ . Однако определять дистанционное образование только как формальную подмену реальных образовательных мероприятий на виртуальные не совсем корректно. Интернет-образование — это качественно иная структура обучения по сравнению с прочими форматами. Она предполагает модульный подход, где доступ к каждому новому учебному блоку возможен через успешное тестирование предыдущего модуля. Так студент получает гарантированные знания, не рассчитывает на «авось» во время экзамена и на «удачный» билет.

Как вуз может организовать онлайн-образование?

Для успешного запуска высшего дистанционного образования вузу необходима сеть центров доступа, которая позволит студентам быть полностью независимыми от головного офиса. Центры доступа обеспечивают промежуточную коммуникацию студентов и офиса обучения, здесь происходит администрирование и координация процесса обучения. Наладив качественную связь «преподавательский центр — ученик», можно организовать процесс профессионального обучения со студентами, проживающими в отдаленных от вуза регионах или имеющими ограниченные возможности здоровья. Таким образом, за высоким уровнем образования теперь не нужно ехать в крупный город.

В наши дни 98% университетов предлагают дистанционные программы, а совокупное число пользователей глобальных онлайн-курсов уже достигло 180 млн человек [3] Forbes Education. URL: https://education.forbes.ru/ .