Дистанционное образование в России: преимущества и перспективы

В последнее время в СМИ часто появляются негативные публикации, посвященные дистанционному образованию. В чем только ни упрекают эту форму получения образования: и программы несовершенны, и обучение фиктивное, и дипломы ненастоящие. Редакция решила разобраться в ситуации и обратилась за разъяснениями к декану факультета управления, бизнеса и права Института международных экономических связей (ИМЭС), кандидату экономических наук Ирине Анатольевне Шишовой.

***

КП: Институт международных экономических связей (ИМЭС) — один из немногих вузов Москвы, который готовит бакалавров в сфере экономики, рекламы и связей с общественностью, педагогического образования, менеджмента, государственного и муниципального управления, психологии и юриспруденции в дистанционном формате. Поэтому о проблемах в этой области вы знаете не понаслышке. Так, в последнее время в СМИ звучат совсем не лестные отзывы об этой форме обучения. А как лично вы оцениваете дистанционное образование в России, точнее, его состояние?

И. А. Шишова: То, что отзывы разные и не всегда положительные, — это неудивительно. Дистанционное обучение — новая форма работы со студентами в нашей стране. Как все новое, оно вызывает то одобрение, то осуждение, что вполне естественно. Впрочем, многие рассуждения на тему формальности дистанционного образования возникают не на пустом месте. К сожалению, среди вузов, работающих дистанционно, как и в любой сфере, есть халтурщики. Однако не будем бросать камни ни в чей огород. Что касается нашего вуза, то могу поручиться — в ИМЭС и за работой преподавателей, и за работой студентов ведется жесткий контроль. Нам важна репутация нашего вуза, и мы нацелены на наилучший результат.

Если говорить об отношении в обществе к дистанционному обучению, то многим до сих пор трудно представить, что возможно получить образование не выходя из дома, не тратя время на дорогу и не просиживая долгие часы в читальном зале и лекционных аудиториях. Тем не менее время диктует свои правила, и если еще лет десять назад получить образование дистанционно в нашей стране было сложно, то сегодня оно развивается вполне успешно и ничем не уступает по качеству европейскому. В России датой официального старта дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования [1] Приказ Минобразования от 30.05.1997 N 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». URL: http://pravoeducation.ru/ . Позже по инициативе ведущих российских вузов и колледжей Международный фонд содействия развитию высшей школы России и Министерство образования РФ учредили консорциум образовательных организаций — Институт новых форм обучения. Институт приступил к практическому внедрению новых форм получения образования с применением дистанционной технологии. Была проведена колоссальная подготовительная работа по созданию учебно-методической базы нового учебного процесса.

Сегодня дистанционное обучение предоставляют очень многие российские вузы. В этом списке — главный вуз страны — МГУ имени М. В. Ломоносова, а также Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Уральский государственный университет путей сообщения, Тихоокеанский государственный университет и другие. Что касается недоработок, о которых сейчас многие стали рассуждать, то их не больше, чем в привычных очных формах обучения. К тому же возросший интерес к дистанционному образованию у студентов говорит о том, что этот формат имеет право на жизнь.

КП: В чем преимущество дистанционного образования? Чем объясняется рост спроса на данный вид образовательных услуг?

И. А. Шишова: Причин тому несколько. Прежде всего, доступность. Получить образование дистанционно может себе позволить любой желающий, независимо от своего географического положения. Для этого не надо никуда ехать, не надо расставаться с домом и близкими, что для многих очень важно. «Дистанционными» студентами могут стать те, кого принято называть людьми с ограниченными возможностями — при получении дистанционного образования их возможности становятся безграничными. Кроме того, каждый студент занимается по индивидуальному графику, который можно легко подстроить под личные обстоятельства и совместить с работой. «Дистанционный» диплом ничем не отличается от обычного.

КП: В начале нашей беседы мы затронули вопрос халатного отношения к дистанционному обучению со стороны некоторых недобросовестных вузов. А какие факторы позволяют вам гарантировать стопроцентное качество дистанционного образования, предоставляемого ИМЭС?

И. А. Шишова: У нас для каждого студента составляется индивидуальный график. В процессе дистанционного обучения наши преподаватели ведут непрерывный контроль качества усвоенных студентами знаний. Наш образовательный контент уникален. В него входят всевозможные тесты, логические схемы, слайд-лекции, новейшие специально разработанные программы, тренинги. На изучение каждой дисциплины рассчитано примерно от 72 до 108 академических часов. Учебная нагрузка студента состоит из обязательной аудиторной и самостоятельной работы. Мы предоставляем возможность обучаться по качественным учебным материалам, разработанным высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом.

Согласитесь, имея такую базу, было бы неразумно подходить к процессу дистанционного обучения формально. Кроме того, мы люди старой закалки и всегда соблюдаем букву закона. Документ, которому мы неукоснительно следуем, — это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [2] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ . Так что формальное, а тем более халатное отношение к дистанционному обучению ни со стороны преподавателей, ни со стороны студентов у нас просто невозможно!

За последние полгода мы усовершенствовали нашу электронную информационно-образовательную среду. В личном кабинете студенты могут отслеживать свою успеваемость, просматривать электронную зачетную книжку, проверять сроки сдачи домашнего задания и даже общаться с преподавателями. Там же можно узнать об оплате за обучение. Доступ к учебным планам и рабочим программам дисциплин, фиксация результатов экзаменов и зачетов, возможность общения с другими участниками образовательного процесса — все это обеспечивает качественное дистанционное обучение.

КП: По каким направлениям сейчас возможно обучение в дистанционном формате в нашей стране и по каким специальностям подобные услуги предлагаются в ИМЭС?

И. А. Шишова: Дистанционное обучение в России сейчас возможно фактически по любым направлениям. Что касается нашего вуза, то здесь можно получить высшее образование дистанционно по следующим направлениям бакалавриата: «менеджмент» (профиль: «Управление бизнесом»), «экономика» (профиль: «Бизнес-аналитика и цифровая экономика»), «бизнес-информатика» (профиль: «Информационные технологии в менеджменте»), реклама и связи с общественностью (профиль: «Интернет-маркетинг»), педагогическое образование (профиль: «начальное образование»), «государственное и муниципальное управление» (профиль: «Государственная и муниципальная служба»), «психология» (профиль: «Психологическое консультирование») и «юриспруденция» (профиль: «Юриспруденция») [3] Официальный сайт Института международных экономических связей. URL: https://imes.su/ .

КП: Какова процедура поступления в вуз на дистанционную форму обучения?

И. А. Шишова: В ИМЭС на первый курс бакалавриата принимаются: по результатам ЕГЭ — абитуриенты, получившие полное общее среднее образовании; по результатам внутренних вступительных испытаний ИМЭС — выпускники СПО и ВПО, иностранные граждане и ряд других категорий. Также у абитуриентов, которые не набрали минимальные баллы на ЕГЭ, есть возможность поступить на международную программу.

Отмечу, что мы не выдвигаем завышенных требований к баллам, полученным на ЕГЭ, — общеизвестно, что эти испытания не всегда объективны.

КП: Сколько сегодня стоит получить образование дистанционно?

И. А. Шишова: Хочу сказать, что ИМЭС выгодно отличает финансовая доступность обучения — у нас демократичные цены. Например, стоимость очного обучения по профилю «Менеджмент в финансах и внешнеэкономической деятельности» или «Внешнеэкономическая деятельность и финансовое консультирование» составляет 135 000 рублей за семестр; по профилям «Бизнес-аналитика и цифровая экономика» и «Управление бизнесом» — 95 000 рублей, дистанционное обучение в рамках очно-заочной формы стоит 37 000 рублей [4] Официальный сайт Института международных экономических связей. URL: https://imes.su/ . Мы стремимся сделать доступным столичное образование для жителей регионов, где, как известно, уровень доходов гораздо ниже, чем в Москве.

КП: Как вы считаете, изменится ли в ближайшем будущем подозрительное отношение в обществе к дистанционной форме обучения? Каковы тенденции?

И. А. Шишова: Насколько изменится это отношение, во многом зависит от нас — тех, кто работает в этой сфере, от нашего добросовестного отношения к своей работе. Ведь результат нашего профессионализма — это уровень знаний выпускников, получивших дипломы, обучаясь дистанционно. Они уже показывают высокие результаты, работая в самых разных структурах нашего общества. Что же касается предвзятого отношения к подобной форме обучения как таковой, то оно, безусловно, постепенно изменится. Время диктует новые правила, опровергнуть которые невозможно. И качественное дистанционное образование — это, несомненно, формат будущего.

* Материал не является публичной офертой. Информация о стоимости обучения приведена для ознакомления и актуальна на февраль 2023 года.

** Институт международных экономических связей (ИМЭС) осуществляет деятельность на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 2273 от 18 июля 2016 года.

*** Свидетельство о государственной аккредитации — № 3323 от 23 января 2020 года.