Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?
Продуманный финансовый менеджмент необходим сегодня каждой компании, которая стремится к стабильному развитию и росту прибыли. Система управления денежными ресурсами включает в себя множество составляющих. Финансовому директору современного предприятия приходится выполнять большое количество разнообразных функций. Для этого нужно обладать обширными знаниями и богатым опытом в различных сферах управления. Цель нашей статьи — систематизировать информацию о финансовом менеджменте, рассказать о концепциях и методах его организации.
Содержание статьи:
Понятие финансового менеджмента на предприятии
Если говорить очень упрощенно, финансовый менеджмент можно определить как систему мероприятий, направленных на:
- формирование капитала организации;
- распределение денежных ресурсов таким образом, чтобы они приносили максимальный доход.
Из этого определения нетрудно понять, какую важную роль в любой компании играет система финансового менеджмента. Для успешного старта бизнеса нужны деньги, и последующая деятельность оправдана лишь тогда, когда она приносит прибыль. Без четкой продуманной стратегии управления денежными средствами легко можно привести компанию к банкротству — не говоря уже о невозможности увеличения рыночной стоимости и завоевания лидерских позиций на рынке. Так что от качества финансового менеджмента напрямую зависят успех и конкурентоспособность бизнеса. Можно сказать, что это главный аспект управления предприятием.
Функции финансового менеджмента заключаются в следующем:
- Увеличение прибыли компании, то есть выручка от реализации товаров или услуг должна стабильно превосходить их себестоимость. Для решения этой задачи нужно, в частности, грамотно управлять оборотными и внеоборотными активами.
- Обеспечение роста рыночной стоимости предприятия. На этот показатель влияют многие факторы, в том числе спрос на производимую продукцию/услуги, способность бизнеса приносить доход, ликвидность активов компании. Повысить рыночную стоимость можно и посредством умелого инвестирования.
- Предупреждение банкротства и сокращение финансовых рисков. Ни один бизнес не застрахован от непредвиденных ситуаций, но правильная организация финансового менеджмента помогает свести к минимуму вероятность потерь. Задача решается в несколько этапов: необходимо выявить риски, оценить возможные последствия их реализации, разработать план предотвращения негативных событий или уменьшения ущерба в том случае, если они наступят.
- Сокращение расходов. С помощью приемов оптимизации можно добиться значительного снижения затрат. Так, грамотное налоговое планирование помогает законным способом экономить на обязательных платежах в государственный бюджет.
- Рациональное распределение финансовых ресурсов. Если деньги компании лежат без дела, они обесцениваются, ведь инфляция не стоит на месте. Поэтому все активы должны постоянно приносить пользу.
- Укрепление положения компании на рынке. Цели здесь определяются масштабами деятельности: для одних это лидерство в своем сегменте в пределах региона, для других — освоение новых направлений, для третьих — выход на международную бизнес-арену.
На заметку
За организацию финансового менеджмента на предприятии отвечает финансовый директор. Это лицо, наделенное широкими полномочиями, но в то же время обремененное огромной ответственностью. Финансовый директор должен иметь управленческий опыт и знать в совершенстве теорию — методы и концепции менеджмента, а также обладать аналитическим складом ума и определенными личными качествами.
Методы и концепции организации менеджмента
Для достижения целей и выполнения задач в системе управления денежными ресурсами на предприятии используются различные методы. Грамотный финансовый директор умеет применять их все. Руководствуясь опытом и теоретическими знаниями, он понимает, когда к какому решению лучше прибегнуть — выбор диктуется конкретной ситуацией. Вот основные методы финансового менеджмента:
- Планирование и прогнозирование. Чтобы рационально распоряжаться финансовыми ресурсами компании, необходимо иметь точное представление о том, сколько денег требуется на развитие бизнеса, на расчеты с контрагентами, кредиторами, налоговыми органами, на обеспечение всех прочих потребностей предприятия в течение месяца, квартала, года и более. Нужно также понимать, достаточно ли в бюджете фирмы собственных средств или требуется привлечение дополнительных источников. Куда направлять деньги, чтобы они работали наилучшим образом, — это тоже вопрос финансового планирования. Расчеты ведутся на основе данных бухгалтерской отчетности и других достоверных сведений. Что касается прогнозирования, то оно преследует те же цели, что и планирование, но пользуется не точными данными, а только предположениями. Прогнозы позволяют определять тенденции развития бизнеса на последующие несколько лет.
- Налогообложение. В налоговом законодательстве постоянно что-то меняется, чаще всего не в пользу бизнеса. Задача финансового директора — быть в курсе всех нововведений и оперативно реагировать на них, иначе можно невольно нарушить закон. Но добросовестное исполнение обязательств налогоплательщика — это еще не все. Чтобы вести бизнес к процветанию, финансовый директор должен знать способы оптимизации налогообложения и уметь применять их для сокращения расходов компании.
- Кредитование. Собственных средств компании не всегда достаточно для того, чтобы бизнес развивался. Но прежде чем взять кредит, нужно тщательно просчитать перспективы и последствия такого решения.
- Самофинансирование. Кредитование — это вспомогательный метод, к которому фирма прибегает в особых случаях (когда нужно расширить производство продукции, освоить новый сегмент рынка и так далее). Важно, чтобы повседневные потребности компании удовлетворялись за счет самофинансирования. Решения финансового менеджмента должны обеспечивать постоянное наличие собственных средств в количестве, необходимом для бесперебойной работы.
- Страхование. Бизнес не может существовать без рисков: они неизбежны даже при безупречно грамотной политике управления. Страхование — один из самых надежных методов защиты от непредвиденных потерь.
- Ценообразование. Ошибки при установлении цен на товары и услуги чреваты потерями. Если продукция стоит неоправданно дорого, это ведет к проблемам с реализацией, если, наоборот, слишком дешево — фирма работает в убыток. Правильное ценообразование требует учета многих факторов, и это входит в компетенцию финансового директора.
Для принятия управленческих решений в финансовом менеджменте применяются особые подходы — концепции. Они отражают понимание разных сторон управления денежными средствами предприятия. Концепции финансового менеджмента разнообразны и многочисленны; рассмотрим основные из них.
- Концепция денежного потока. Любая финансовая операция связана с движением средств — это либо их поступление, либо расход. Соответственно, поток может быть положительным и отрицательным. Рассматриваемая концепция предполагает оценку всех операций и активов компании с точки зрения величины и направления потока, который они создают.
- Концепция эффективности рынка учитывает прямую зависимость цен на финансовые инструменты (акции и другие) от поступающей информации (новостей политики и экономики, отчетности компаний, данных рейтинговых агентств и так далее). Таким образом, справедливую стоимость активов нельзя предсказать заранее. Чем выше эффективность, тем быстрее реализуется зависимость цен от информации и тем сложнее «обмануть» рынок — продать ценные бумаги дороже или купить их дешевле действительной стоимости.
- Концепция альтернативных расходов заключается в том, что выбор того или иного финансового решения чаще всего означает отказ от других вариантов вложения капитала. При этом оцениваются затраты от неиспользованных возможностей. Решение принимается на основе сравнения альтернативных издержек: выбор делается в пользу того варианта, который связан с наименьшей упущенной выгодой.
- Концепция взаимосвязи доходности и риско в предполагает, что любой способ получения прибыли несет в себе определенную долю риска. Причем степень опасности тем больше, чем выше ожидаемая финансовая отдача. Таким образом, эта зависимость прямо пропорциональна. Задача — найти компромисс между доходностью и риском.
На заметку
Кроме базовых концепций финансового менеджмента, известно множество других подходов к отдельным сторонам управления. Например, широко применяются концепции агентских отношений (актуальна при конфликте интересов собственников и руководителей бизнеса), оценки стоимости капитала (имеет значение при выборе инвестиционных проектов), временной ценности (учитывает неравнозначную стоимость денег в настоящий момент и в будущем по причинам инфляции и рисков).
Основные инструменты
Концепции и методы финансового менеджмента предприятия практически реализуются с помощью инструментов, главными из которых являются:
Финансовый анализ и мониторинг. Его суть — в оценке экономического положения компании, ее платежеспособности, стабильности, ликвидности, прибыльности. Анализ базируется на данных бухгалтерского баланса, отчетов о прибыли и убытках, о движении денежных средств. Исследуются текущие показатели и информация за предшествующие периоды. Финансовый анализ позволяет делать выводы о перспективах бизнеса, планировать распределение ресурсов, определять потребность в финансировании — словом, принимать обдуманные и грамотные решения.
Контроль валютных потоков и анализ валютного риска. Компании, владеющие активами или обязательствами в иностранной валюте, всегда сталкиваются с риском из-за колебаний курса. Путем анализа и контроля можно разработать оптимальную стратегию проведения валютных операций и минимизировать возможные потери.
Финансовый контроль. Он необходим для того, чтобы отслеживать эффективность бизнес-процессов, исполнение бюджетов, соответствие фактических показателей запланированным. Финансовый контроль помогает оптимизировать использование денежных ресурсов и уменьшить расходы.
Отдельно нужно сказать об IT-решениях как о современном инструменте финансового менеджмента. Автоматизация бизнес-процессов позволяет экономить время, обеспечивает высокую точность операций, упрощает взаимодействие с клиентами и партнерами и в конечном счете ведет к росту прибыли. Сегодня все эти цели достигаются с помощью комплексного решения — внедрения ERP-систем (программных пакетов для управления ресурсами предприятия).
Финансовый менеджмент необходим и крупному, и среднему, и малому бизнесу. Продуманная система управления денежными ресурсами помогает расходовать их с наибольшей пользой для развития компании и роста прибыли. Роль финансового директора многогранна: ежедневно ему приходится решать самые разнообразные задачи. Поэтому к его компетенции предъявляются высокие требования.