Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

Фермерство для России — относительно новый вид деятельности, ему около тридцати лет. Популярность экологически чистых продуктов у нас еще не так высока, как за рубежом. Однако это явно вопрос времени. Растительные фермерские продукты выращиваются без применения агрессивных химических удобрений, мясные и молочные животные откармливаются экологически чистыми кормами, выращенными в той же местности. Гастрономическая продукция рассчитана на небольшой срок хранения и не содержит промышленных консервантов.

Фермерские продукты и политика

Импортная сельскохозяйственная продукция в советские времена была труднодоступной и автоматически считалась более качественной, чем отечественная. Однако на рубеже веков ситуация кардинально изменилась. Экспресс-исследование фирмы «Инкомаркет», проведенное в Москве в конце 1999 года, выявило следующую структуру предпочтений. Отечественным продуктам питания отдавало предпочтение 75,3% респондентов, импортным — 3,1%, безразличными к происхождению продуктов остались 21,6%. Отечественную мясную продукцию сочли лучшей 100% опрошенных, молочную — 93,8%, овощи — 70,6%, фрукты — 34,8%. Данные 1999 года показательны тем, что на тот момент в них не было ярко выраженной патриотической составляющей как в опросах последних лет. Сейчас около 20% респондентов на вопрос, почему они выбирают отечественные продукты, мотивируют свой выбор патриотизмом.

А что же с качеством? К сожалению, российские производители продуктов питания, все больше стремясь к снижению затрат, стали переходить на более дешевое, а, следовательно, менее качественное сырье, как правило — импортное. Так, постепенно многие отечественные продукты стали подобием импортных: красивая упаковка, долгий срок хранения и… отсутствие вкуса и пользы.

Таблица. Качество российских и импортных товаров, % от количества отобранных проб продуктов питания (по данным Росстата)

Наименование
продуктов
питания
Некачественные и опасные для здоровья п
родукты питания
2000 г.2005 г.2009 г.
Рос.Имп.Рос.Имп.Рос.Имп.
Мясо и птица8,253,514,19,52,88,4
в том числе мясо птицы31,025,810,64,72,76,5
Колбасные изделия14,857,55,73,62,92,2
Рыбная продукция
(без консервов)
28,536,23,844,110,921,7
Консервы мясные и мясорастительные62,171,98,83,10,417,1
Масло животное23,913,72,04,86,14,1
Цельномолочная продукция18,836,44,45,37,85,4
Сыры21,927,11,85,65,34,6

Как видно из таблицы 1, к 2009 году особенно остро встал вопрос качества отечественных сыров, цельномолочной продукции, животного масла и колбас. Импорт питания в целом в это время превышал 50%, а по некоторым видам достигал 80%. В январе 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Она предполагает, что производство сельскохозяйственной продукции к 2020 году на отечественном рынке по мясу должно составлять 85%, по молочным продуктам — 90%, а в целом доля отечественных продуктов питания — 80%.

Однако импортозамещение — процесс небыстрый, и пока еще полки магазинов продолжают демонстрировать дефицит российской продукции. Введенные западными странами экономические санкции требуют более активного наращивания объемов производства. Пока крупные производители одновременно решают вопросы качества и количества своей продукции, отечественным фермерским продуктам дан шанс заявить о себе в полной мере. Так, в 2015 году на субсидирование животноводческих ферм и крестьянских хозяйств государство выделило более 3,4 млрд рублей.

Продукты с фермы как тренд

Итак, фермерская продукция интересует две основных категории потребителей: тех, кто следит за своим здоровьем и здоровьем своей семьи, и тех, кому небезразличны вопросы экологии. Отличительные качества фермерских продуктов — это:

  • Персональная ответственность производителя.
  • Частые поставки небольшими партиями, гарантирующие свежесть продукции.
  • Сезонность.
  • Натуральный внешний вид из-за отсутствия красителей.
Кстати

Современные покупатели настолько привыкли к рекламе и внешнему виду продуктов из супермаркета, что порой фермерам приходится убеждать их просто попробовать «неказистые» фрукты с червоточинкой или молоко с молочным запахом и вкусом. Если это все же удается сделать, критерии здорового выбора становятся очевидными.

По данным Союза органического земледелия, 21% населения России хорошо знает, что такое органические и экологически чистые продукты питания и стремится покупать именно их. Из них 45% — молодые мамы, 30% — приверженцы здорового образа жизни, 10% — те, кто по состоянию здоровья вынужден тщательно следить за качеством пищи, 10% — люди с высоким доходом, 5% — приверженцы модных трендов во всех сферах жизни.

Хотя фермерская продукция и органическая продукция должны быть синонимами, не все так просто. В России пока нет законодательных норм, которые диктовали бы, какая фермерская продукция может называться органической, то есть созданной без применения вредных для здоровья веществ и технологий. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, есть возможность найти фермера, который фактически торгует organic food, но не завышает цены. Но бывает и наоборот: наклейка organic food ставится безо всяких оснований, продукцию никто не проверял, а цены повышаются на 50 и более процентов. Поэтому вопрос, где найти добросовестного поставщика для постоянных закупок, каждый решает для себя индивидуально, единого рецепта здесь пока нет.

Где можно купить фермерскую продукцию в розницу

Возможностей приобрести «настоящие» продукты для личного потребления в Москве довольно много, но ни одна из них не стабильна. Поэтому заинтересованный покупатель обычно держит в голове несколько вариантов, которые находятся рядом с его домом или работой.

  • Ярмарки фермерской продукции (ярмарки выходного дня) . В 2016 году в Москве ярмарки выходного дня начали работать с 1 апреля. Самые крупные площадки — в Кузьминках (108 мест) и в Хамовниках (72 места). Всего по Москве открыто 102 площадки, полный официальный перечень опубликован на сайте Департамента торговли и услуг города Москвы. В основном здесь торгуют фермерскими товарами. Можно найти разнообразные товары народного потребления из 50-ти регионов России. Плюс таких ярмарок — умеренные цены, возможность заказать продукцию к следующим выходным. Минус — сезонность. К тому же сам ярмарочный формат отличается от обычного магазинного. Не всегда можно застать продавцов на месте в часы работы ярмарки, а если товар распродан, придется ждать следующих выходных.
  • Рынок сельхозпродукции . Раньше в Москве было много разнообразных продуктовых рынков, но далеко не все они соблюдали санитарные нормы, и многие давно закрылись. Однако есть настоящие солидные бренды — например, Даниловский и Дорогомиловский рынки. Делать там покупки считалось хорошим тоном еще в советские времена. Однако и цены нельзя назвать демократичными. Из более молодых, но популярных и доступных по ценам можно назвать фермерский рынок на Каширке, Коптевский и Кунцевский сельскохозяйственные рынки. Плюсом этого формата является продуктовая направленность, ежедневная работа, всесезонность. Минус — большие площади, на которых бывает сложно сориентироваться.
К сведению

По данным газеты «Известия», в 2016 году в России обеспеченность населения местами на рынках по продаже овощей и фруктов составляет 1,3 места на 1000 человек против 2,1 места на 1000 человек в 2010 году. Норма при этом — 4–6,5 торговых мест, и она выполняется только в 23-х субъектах РФ. Ярмарки и рынки часто являются единственным каналом сбыта фермерской продукции, поскольку торговые сети склонны ограничиваться ходовыми позициями с длительным сроком хранения.
  • Универсальный рынок . Многих привлекает этот формат как возможность сделать самые разнообразные покупки для всей семьи. Минусом здесь является не самый большой выбор продуктов. Как правило, их производитель неизвестен и проверить информацию сложно. Известные рынки — Рижский, Преображенский, ТСК «Сколково», ТК «Садовод».
  • Специализированный магазин фермерских продуктов . В спальных районах можно найти небольшие магазины такого формата, они обычно пользуются значительной популярностью, что отражается в очередях. Минус состоит в том, что подобные торговые точки имеют свойство неожиданно исчезать. Более устойчива интернет-торговля фермерскими продуктами, но здесь придется выбирать товар по картинкам и отзывам. Один из важных плюсов интернет-торговли — возможность оплаты банковскими картами — в фермерских магазинах реализован пока не повсеместно, но это характерно не только для России. При интернет-торговле теряется такая важная часть фермерского бизнеса, как личный доверительный контакт с клиентом. Частично этот недостаток можно восполнить ведением страниц в соцсетях.

Хотя система торговли фермерскими продуктами в столице пока не отлажена полностью, интерес к экологически чистым продуктам постоянно растет, и этот бизнес является одним из самых перспективных.

Где купить фермерские продукты оптом

В оптовых партиях фермерских продуктов заинтересованы представители ритейла, ресторанного и гостиничного бизнеса, частные санатории и реабилитационные центры. Закупки можно осуществлять следующим образом:

  • Напрямую у фермера . Это делается по личной договоренности или на оптовом рынке — например, в таких известных местах, как оптово-продовольственный центр «FOOD-СИТИ», оптово-продовольственный рынок «Отрадное». Наиболее гибкий и универсальный вариант, требующий, однако, тщательной предварительной проработки.
  • У перекупщиков . Перекупщики берут на себя всю коммуникацию с фермерами, но это стоит дополнительных денег, а фактический объем услуг как правило минимален. Этот вариант можно иметь в виду как запасной.
  • Через потребкооператив . Сбытовые (торговые) сельскохозяйственные кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Таким образом, они выполняют значительную часть работы, на которую у фермеров нет ресурсов. Через потребкооператив удобно осуществлять закупки ритейловым компаниям, которые могут сразу отправить продукцию на прилавки. Для менее крупных закупщиков такой вариант может оказаться дорогим и невыгодным.
  • На электронной площадке сбыта сельхозпродукции . Это каналы сбыта, которые создаются при поддержке государства. Например, Фонд содействия развитию сельского хозяйства «Единый центр развития сельского хозяйства» создал портал «РОСАГРОТОРГ.РФ», который помогает наладить связи между поставщиками и торговыми сетями, обеспечить безопасность взаиморасчетов, организовать грузоперевозки. На портале возможна организация собственного бесплатного виртуального магазина. Есть поиск по продуктам и регионам. Недостаток портала — минимум функций и бросающаяся в глаза шаблонность.

В целом, производителям и потребителям фермерских продуктов сейчас затруднительно найти друг друга на рынке и установить длительные отношения. Представление о цивилизованном бизнесе у российского фермера есть, вести подобную деятельность без любви к своему делу и уважения к потребителю практически невозможно. Качество товаров и услуг, как правило, на высоте. В отличие от крупных корпораций, фермер не имеет возможности выделять огромные бюджеты на рекламу, в основном все держится на личных контактах.