Агентства по подбору персонала: рынок, компании, услуги
Содержание:
Область управления персоналом в последние годы претерпела некоторые изменения, и специалистам по кадрам, как и руководителям предприятий, необходимо знать, что изменилось на рынке и как перемены повлияют на кадровую политику.
Пандемия и события 24 февраля 2022 года не могли не сказаться на рынке кадровых услуг. Часть компаний были вынуждены сменить формат работы и перейти в режим онлайн либо совсем уйти с рынка. В ряде оставшихся произошло уменьшение штата сотрудников.
Количество сменяется качеством, и в современных условиях рекрутинговые агентства ориентируются не только на отбор подходящих специалистов, но и на поиск новых талантов, адаптацию сотрудников, проходящих испытательный срок, повышение мотивированности кандидатов, а также на HR-брендинг, создание корпоративной культуры, консультации по формированию новых позиций и аналитику. Какие тренды сложились в кадровой сфере в 2022 году?
Один из трендов, особенно ярко проявившийся после пандемии коронавируса, — дистанционная работа в компаниях. Сотрудник может находиться даже в другом городе или стране — это не мешает ему выполнять свои обязанности и связываться с коллегами. Пандемия повлияла и на другие моменты, связанные с кадрами: изменилась роль офисов. Во-первых, они стали автоматизированными. Во-вторых, теперь они нередко выполняют роль креативного хаба для встреч и мероприятий, а не места для ежедневной работы. Даже первичные интервью более трети компаний проводят в онлайн-формате[1]
. Кроме того, изменилась структура команды и спрос на повышение квалификации сотрудников.Еще один тренд — автоматизация HR-процессов. В первую очередь речь идет об использовании технологий в рекрутменте и онбординге — подборе и адаптации сотрудников. Так, во многих компаниях используется автоматизированный подбор кадров, новые инструменты мотивации персонала (так называемый wellbeing), автоматизирован учет рабочего времени. Такая тенденция прослеживается в том числе в малом и среднем бизнесе. Однако нередко у компаний нет комплексной стратегии цифрового развития кадрового направления, HR автоматизируется фрагментарно, финансирование выделяется по остаточному принципу, менеджмент не хочет перестраивать работающие бизнес-процессы. Это мешает внедрению HR-решений. В целом инвестиции в HR-технологии в 2021 году возросли в девять раз[2]
. Отечественные предприятия ненамного отстали от западных по индексу цифровизации — в России он составляет 1,84, за рубежом — 2,08. В основном цифровизция HR внедряется в финансовых структурах, IT, телекоме, металлургической, горной промышленности.На заметку
25% российских компаний ведут документооборот на бумажных носителях и не спешат внедрять цифровые решения.
Следующая тенденция связана с массовым уходом зарубежных компаний из России в 2022 году. Часть высококвалифицированных специалистов также покинула страну, в то же время часть кадров, занятых в западных компаниях, освободилась. Это сделало рынок труда более сбалансированным и сократило кадровый дефицит. За полгода количество вакансий сократилось почти на треть[3]
. Конкуренция за рабочее место возросла среди белых воротничков, среди синих (рабочих специальностей) она осталась на прежнем уровне. Однако в ряде отраслей, в частности в IT, сохраняется нехватка квалифицированных специалистов.С весны 2022 года на рынке наблюдался спад активности работодателей. Вакансии имеются, но их не так много — уровень hh.индекса вырос до 5,3 резюме на вакансию[4]
. Сократив подбор персонала, некоторые компании направили усилия на повышение эффективности имеющихся сотрудников. Да и сами люди стали больше держаться за рабочее место. В ряде организаций для уменьшения общей напряженности в пакеты сотрудников добавлена помощь психолога[5] .- Во-первых, поиск сотрудников становится более точным, работодатели стараются искать людей со строго определенными характеристиками. И если раньше многие были готовы нанять человека, не вполне соответствующего позиции, а затем вложиться в его обучение, то теперь никто не хочет тратиться на это. Возрастает спрос на работников высокого класса. При этом работодатели ценят в кандидатах эмоциональную стабильность, обучаемость и высокую ответственность.
- Во-вторых, в ситуации кризиса и экономической перестройки важным параметром становится эффективность труда — компании нацелены на получение максимального результата при минимальных затратах.
- В-третьих, многие компании будут вынуждены всерьез заняться автоматизацией HR-процессов. Это требование времени, и те, кто проигнорирует его, окажутся в невыгодном положении.
- В-четвертых, возрастает роль рекрутинговых агентств и менеджеров по подбору персонала. От них теперь требуется гораздо больше, чем просто поиск нескольких подходящих кандидатов.
Виды агентств по подбору персонала: кто диктует правила
Рынок услуг по подбору персонала поделен между агентствами трех категорий:
- Профильные кадровые агентства. Как понятно из названия, они специализируются на поиске специалистов определенного профиля. Узкая специализация означает обширную базу, и если вы ищете одного работника, то обращаться в подобные агентства удобно и выгодно.
- Отраслевые кадровые агентства. Деятельность таких агентств охватывает целую сферу, например ресторанное дело, металлургию или логистику.
- Агентства executive search и хедхантинга. Такие агентства работают не с рядовыми сотрудниками, а с настоящими «звездами» профессии. Они подыскивают самых высококлассных специалистов, руководителей высшего звена, словом, тех людей, которых обычно не просто нанимают, а «перекупают».
Классификация эта весьма условна, зачастую крупные компании готовы предложить заказчику весь перечень услуг.
Стоимость подбора персонала в кадровом агентстве
Сколько агентства по подбору персонала берут за свои услуги? Ответ на этот вопрос зависит от того, какую сумму заказчик таких услуг готов платить своему новому сотруднику. Дело в том, что величина платы рекрутинговому агентству высчитывается из размера ежемесячной зарплаты искомого работника. И это справедливо: сотрудник на руководящей должности получает больше, но и найти такого специалиста сложнее, чем рядового офисного служащего. Стоимость подбора персонала в кадровом агентстве рассчитывается индивидуально для каждого конкретного случая. Обычно она составляет 10–20% от годового дохода сотрудника — эта цифра немного варьируется в зависимости от уровня агентства и от того, какую именно кадровую позицию хочет закрыть работодатель. Разумеется, специалисты из редких сфер оцениваются дороже. Следует отметить, что часто в стоимость услуг HR-компании входит и бесплатный повторный поиск кандидата, если первый человек не подошел по каким-то причинам, не вышел на работу или отказался от вакансии во время испытательного срока.
В среднем при обращении в кадровое агентство позиция оказывается закрытой через три недели. Рядового сотрудника могут найти и за неделю, а поиски «звездного» менеджера на руководящую позицию могут растянуться на три месяца, но это скорее исключительный случай.
Агентства по подбору персонала: титаны рынка
В последние годы рынок HR-услуг переживал не лучшие времена. Пандемия и экономический кризис сказались на этой сфере. Падение рынка в период ограничений, связанных с коронавирусом, сформировало отложенный спрос и в 2021 году отмечался рост на услуги кадровых агентств[6]
. Однако события 2022 года вновь изменили ситуацию в худшую сторону. Многие компании, сокращая штат в целях экономии, отказались от собственных HR-служб. Некоторые небольшие агентства по найму персонала вообще не пережили этот период, а организации, которые до кризиса могли отнести себя к средним, перешли в разряд мелких. Однако крупные игроки на рынке остались. Ситуация здесь следующая. Четыре из пяти крупнейших компаний, на долю которых приходилось порядка 25% рынка, ушли из России. В частности, международные кадровые агентства Kelly Services, ManpowerGroup Russia & CIS, Hays продали локальный бизнес российским собственникам. Из лидеров рынка в стране осталась компания ANCOR[7] . Кроме того, крупнейшими игроками отрасли являются компании RosExpert, Ventra, «Мегатэкс», «КСК ГРУПП». Поскольку дальнейшее развитие ситуации в России неочевидно, согласно прогнозам, крупные кадровые агентства могут начать развивать свою деятельность в странах СНГ и дружественных России государствах.Говоря о надежных агентствах, стоит упомянуть и тех, кто никак не соответствует такому званию — мы имеем в виду фирмы, которые обещают «бесплатный» поиск персонала. Как правило, подобные компании берут деньги не с работодателей, а с соискателей. Это не просто противоречит этике, но и определяет уровень услуг таких агентств и «специалистов», которых они предлагают. Логично, что платить деньги за трудоустройство могут только отчаявшиеся и невостребованные на рынке труда работники.
Читайте также