Меры господдержки для россиян и проекты развития Фонда социального страхования Российской Федерации обсудили на трехдневной конференции ведущие эксперты и получатели социальных услуг

20-22 июня
Москва, Российская Федерация

Инвалидам – уникальный сервис, работникам – оздоровление, работодателям – субсидии

Оставьте заявку на участие
Представители государственных министерств и ведомств, общественных организаций, медицинских, финансово-кредитных учреждений, а также работодателей из разных регионов России приняли участие в конференции Фонда социального страхования РФ «Социальное партнерство: основные итоги и векторы развития».
Эксперты и получатели государственных социальных услуг обсудили первые результаты реализации уникального проекта «Электронный сертификат на приобретение технических средств реабилитации для людей с инвалидностью». Еще одна сессия конференции была посвящена итогам пилотного проекта по снижению профессиональной заболеваемости и созданию системы мониторинга здоровья работников. В третий день форума специалисты поделились опытом реализации программы по поддержке работодателей при трудоустройстве молодежи и других категорий граждан – системы субсидирования в размере 3 МРОТ.
Самые важные фрагменты, выступления ключевых спикеров и перспективы дальнейшего развития проектов ФСС РФ и его социальных партнеров представлены в обзоре сессий конференции.
Новый помощник для российских инвалидов: эксперты оценили, как работает электронный сертификат на приобретение технических средств реабилитации
Ожидается, что до конца года удобным платежным инструментом воспользуются около 200 тысяч человек с инвалидностью.
- Мы с вами живем в непростое время, когда социальная поддержка населения особенно важна. Несмотря на все трудности, сегодня нашему государству удается не только сохранять социальные гарантии, но и внедрять и совершенствовать сервисы для предоставления государственных социальных услуг, разрабатывать и развивать новые проекты, - отметил врио председателя Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) Алексей Поликашин, открывая конференцию Фонда «Социальное партнерство: основные итоги и векторы развития».
Одним из важнейших проектов последнего времени стал электронный сертификат на приобретение технических средств реабилитации (ТСР) для людей с инвалидностью. «Вопросы его введения обсуждались уже давно. И получилось так, что именно в сложных условиях пандемии CОVID-19 Фонду вместе с партнерами удалось запустить этот проект. Сегодня жизнь, практика подтверждает востребованность этого сервиса для людей с инвалидностью», - рассказал глава ФСС РФ.
- На первоначальном этапе внедрения [сервиса] были вопросы, но мы как единая команда вместе с Минтрудом, Фондом, Федеральным казначейством и другими участниками преодолели эти проблемы роста. И, я надеюсь, те изменения в законодательстве, которые мы приняли в рамках обязывания банков принимать электронный сертификат, помогут в дальнейшем развитию этого инструмента, - заявил депутат Государственной думы РФ, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев.
Выбор, скорость, качество: главные плюсы уникального сервиса
В разработке и запуске нового сервиса приняли участие семь различных организаций и органов власти, сообщил на конференции заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев.
Такая дружная команда смогла в рекордные сроки – за шесть месяцев – реализовать сложный интеграционный проект. И он успешно работает с осени прошлого года. При этом важно, что [в электронном сертификате на ТСР] заложена идея мультибанковского подхода. То есть, условно, клиент любого банка, имея карту «Мир», может воспользоваться данным сервисом. Нет привязки к конкретному банку, - пояснил Албычев. - Благодаря этому развивается конкуренция между банковскими системами. Также важно, что к проекту подключены торговые сети, интернет-магазины. Одна из крупных российских интернет-площадок, которая первой откликнулась и подключилась, имеет огромное покрытие – более 40 тысяч точек присутствия. За счет чего электронный сертификат сразу же получил широкое распространение до конечного потребителя фактически на территории всей страны.
По последним данным уже оформлено более 20 тысяч электронных сертификатов для людей с инвалидностью на сумму свыше 400 млн рублей, сообщил директор Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ Дмитрий Лигомина. Ожидается, что до конца года сервисом воспользуются около 200 тысяч человек.
Когда мы готовили к запуску этот проект, то нашли преимущества для всех его участников, - рассказал представитель Минтруда. - Для граждан это, прежде всего, возможность самостоятельного выбора технических средств реабилитации. Предоставляется выбор, в том числе с индивидуальными предпочтениями, с дополнительными характеристиками изделий. А также выбор точки приобретения (торговой компании, интернет-магазина. - Ред.). Для торговых предприятий, для банковской системы это поддержка конкуренции, увеличение клиентской базы, оборота. Плюс дополнительная прибыль на эквайринговых комиссиях. А для государства это минимизация закупочных процедур, рациональное целевое расходование средств и развитие конкуренции, что в последующем влияет на финансирование мер поддержки.
Важно и то, что электронный сертификат позволяет человеку с инвалидностью гораздо быстрее, оперативнее реализовать свое право на то или иное техническое средство реабилитации, отметил Дмитрий Лигомина. «Если стандартно нормативные сроки обеспечения граждан по госзакупкам составляют от 60 до 90 дней, то электронный сертификат кратно сокращает сроки обеспечения», - подчеркнул эксперт.
Новые возможности для детей-инвалидов
Безусловно, медико-социальная экспертиза активным образом подключилась к столь удобному инструменту для граждан, - рассказал руководитель Федерального бюро медико-социальной экспертизы – главный федеральный эксперт по медико-социальной экспертизе Михаил Дымочка. - Во-первых, мы провели работу для того, чтобы Федеральное бюро соответствовало всем требованиям по использованию электронного сертификата. Инвалиды даже могут непосредственно у нас выбрать ТСР и использовать электронный сертификат. Такие изделия для обеспечения по сертификату нами уже производятся.

С другой стороны, сервис получил развитие – сегодня реализуется пилотный проект по предоставлению не только изделий, но и услуг по электронному сертификату, сообщил Михаил Дымочка. Речь идет об оказании услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов от 4 до 17 лет. Пилот стартовал в Свердловской и Тюменской областях.
Уже было использовано более 300 сертификатов. Но детей обратилось значительно больше, на оформлении сейчас свыше 600 электронных сертификатов. Это говорит о том, что услуга пользуется очень большим успехом. Гражданам удобно, что они могут напрямую обратиться в реабилитационную организацию с использованием электронного сертификата и оплатить услугу по комплексной реабилитации, - пояснил глава Федерального бюро МСЭ.
От покупки ТСР к заказу протезов
- В 2023 году по электронному сертификату можно будет приобрести не только готовые ТСР, но и заказать изготовление протезов – сугубо индивидуальных изделий, - рассказал о перспективах развития проекта заместитель председателя ФСС РФ Михаил Шульпин. - В целом, в ходе разработки и реализации нового сервиса Фондом и его социальными партнерами было налажено уникальное взаимодействие, обмен информацией. Наши специалисты продолжают в ежедневном режиме общаться с участниками проекта, чтобы усовершенствовать его, устранять возникающие шероховатости, затруднения, которые всегда объективно возникают при запуске и отладке новых и столь масштабных проектов.
Эксперт также пояснил, в чем уникальность сервиса:

Традиционная банковская карта – это платежный инструмент, который содержит информацию о количестве денежных средств на счете. К электронному сертификату мы относимся практически как к флэш-карте: он позволяет фиксировать и записи о виде ТСР, и о количестве, и о сроке действия сертификата, и другую важную информацию.
Экономия бюджетных средств и поддержка конкуренции
Реализация проекта «Электронный сертификат на ТСР» позволила использовать технические наработки платежной системы «Мир» и ее инфраструктуру и сэкономить огромные средства для бюджета России, - отметил в своем выступлении директор Организационно-правового департамента Акционерного общества «Национальная система платежных карт» Олег Тишаков. - Сегодня в рамках проекта «Прямые выплаты» (соцвыплаты из бюджетной системы РФ по номеру карты «Мир») уже действуют 23 вида соцвыплат. А за весь период с начала проекта «Прямых выплат» (с декабря 2017 года) выплачено более 542 млрд рублей. Обладая большим опытом в сфере организации розничных платежей, НСПК совместно с Минтруда России, Федеральным казначейством, ФСС, ПФР и Банком России смогла в кратчайшие сроки реализовать проект «Электронный сертификат» при консолидации многих участников платежного рынка – и банков, и торгово-сервисных предприятий.

Проект не стоит на месте. Мы постоянно взаимодействуем с его участниками, развиваем сервис. В следующем году нас ждет расширение применения инструмента электронного сертификата для обеспечения граждан рецептурными лекарственными препаратами и лечебным питанием. Кроме того, теперь и регионы получили право распространять механизм электронного сертификата на свои меры соцподдержки граждан.
В целом интерес людей в России к цифровым сервисам растет, отметили эксперты. Так, уже около 95% выплат Пенсионного фонда на сегодня оформляется через портал Госуслуг, рассказал на конференции председатель правления Пенсионного фонда России Андрей Кигим. «Это означает, что политика правительства по цифровизации экономики, созданию удобного и доступного сервиса достаточно эффективна и неплохо реализуется», - подчеркнул Андрей Кигим.
Даешь профессиональное долголетие!
Как помог в оздоровлении работников пилотный проект по предупреждению профессиональной заболеваемости, обсудили его участники на второй сессии форума
Чем болеют работники чаще всего
Второй день конференции был посвящен защите здоровья работников и предупреждению профессиональных заболеваний.
- Более 20% граждан нашей страны сегодня работают в условиях вредных и (или) опасных производственных факторов, - рассказала в своем докладе руководитель Департамента организации страхования профессиональных рисков ФСС РФ Елена Никитина. - При этом в целом наблюдается устойчивый тренд снижения производственного травматизма и профзаболеваний. Если сравнивать цифры 2021 года с 2017-м, мы видим снижение производственного травматизма в целом по всей стране более чем на 15%. 

Эксперт назвала топ-5 самых распространенных профессиональных заболеваний.
Это:
  • нейросенсорная потеря слуха,
  • вибрационная болезнь,
  • радикулопатия, полинейропатия,
  • профессиональный бронхит,
  • инфекционные и паразитарные заболевания.
Последняя группа немного выросла в последнее время в связи с пандемией COVID-19. Он расценивается как инфекционное профзаболевание, уточнила Елена Никитина.
Специалисты Фонда проанализировали, в каких отраслях чаще всего встречается лидер по заболеваемости – нейросенсорная тугоухость. Оказалось, что больше всего этой патологией страдают работники воздушного и железнодорожного транспорта. Они подвергаются систематическому воздействию производственного шума.
- Совместно с работодателями мы обсудили такую тенденцию и предложили им принять участие в пилотном проекте по предупреждению профессиональных заболеваний, - рассказала Елена Никитина. - Пилот был реализован в 2021 году. Его официальное название – «Пилотный проект по организации межведомственного взаимодействия в целях предупреждения профессиональных заболеваний и создания системы мониторинга состояния здоровья работников». Правила реализации пилотного проекта утверждены постановлением Правительства РФ от 18.03.2021 № 401.
Четыре шага к здоровью
Основной целью проекта стало снижение профессиональной заболеваемости за счет проведения профилактического лечения работников с выявленными ранними признаками воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, рассказала представитель ФСС. А также создание системы мониторинга состояния здоровья работников.
Как реализовывался проект?
  • На первом этапе по результатам проводимых медицинских осмотров осуществлялся отбор работников с выявленными ранними признаками воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • На втором этапе таким работникам проводилась профилактика в центрах реабилитации Фонда;
  • На третьем этапе проводился повторный медицинский осмотр после проведенной профилактики;
  • На четвертом этапе оценивалась результативность проведенной профилактики.
Кроме профилактики в центрах реабилитации Фонда в рамках проекта финансировался также дополнительный отпуск для работников.
- Такой отпуск тоже оплачивался за счет средств ФСС на период проведения профилактики в центрах реабилитации и проезда к месту проведения профилактики и обратно. Также оплачивался проезд к месту проведения профилактики. И непосредственно после окончания профилактических курсов проводился и оплачивался из средств Фонда медицинский осмотр по результатам проведенной профилактики в центрах реабилитации, - рассказала Елена Никитина.
Участниками пилотного проекта выступили Минтруд России, Минтранс России, ФСС РФ и его территориальные органы. А также непосредственно работодатели: «Аэрофлот – Российские авиалинии», авиакомпания «Сибирь» и «Российские железные дороги». Плюс в проекте участвовали медицинские организации, с которыми у работодателей были заключены договоры о медобслуживании работников, и центры реабилитации Фонда: ФБУ «Реабилитационный и Учебный Центр ФСС РФ» («Голубая речка») и ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Омский».
Как рассказали на конференции представители работодателей и медицинских учреждений, по итогам пилотного проекта после прохождения профилактических курсов улучшение слуха произошло у 76% сотрудников авиационной отрасли и более чем у 60% работников РЖД.
- Такие хорошие показатели, а также улучшение общего самочувствия и психоэмоционального состояния позволяют сделать вывод об эффективности пилотного проекта. Предлагаем продолжить его реализацию, расширив возможности его применения также на другие отрасли, - заключила Елена Никитина.
На очереди – шахтеры и металлурги
- В 2021 году Фонд зарегистрировал более 36 тысяч страховых несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В числе лидирующих по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости – угольная и металлургическая промышленность, - рассказал заместитель председателя ФСС РФ Сергей Алещенко.
Именно на эти отрасли следует распространить действие пилотного проекта, основываясь на заложенном фундаменте, отметил представитель Фонда.
- Если говорить об угольной промышленности, то численность пострадавших работников в 2021 году составила 1,5 тысячи человек. Из них 604 человек – несчастные случаи на производстве, 60 – случаи со смертельным исходом, 964 работника – профессиональные заболевания. В числе лидирующих диагнозов - радикулопатия, нейросенсорная тугоухость, вибрационная болезнь.
При этом непосредственно профилактика как предупреждение заболеваний и направление на медицинские процедуры в статье расходов за счет средств Фонда не предусматриваются, обратил внимание Сергей Алещенко.

Среди работников металлургической промышленности в 2021 году пострадало 2014 человек. Из них 1323 несчастных случая на производстве, со смертельным исходом – 95, профессиональные заболевания – 691 человек.
- В настоящее время вместе с Министерством труда, а также с нашими социальными партнерами обсуждается возможность расширения пилотного проекта с привлечением угольной и металлургической промышленности, - рассказал Алещенко. - Сохранение здоровья нации и повышение продолжительности профессиональной деятельности людей – наши главные цели.
Поддержка для работодателей: трудоустройте сотрудника и получите субсидию 3 МРОТ!
Как работает и как расширяется программа поддержки российских работодателей, обсудили ведущие эксперты в рамках третьей сессии на конференции ФСС РФ.
Государство расширяет программу субсидий

В третий день конференции эксперты обсудили важную меру государственной поддержки для работодателей. Это субсидия в размере 3 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) за трудоустройство определенных категорий граждан.
Программа стартовала в 2021 году как способ стимулирования работодателей принимать молодых сотрудников до 30 лет, напомнил, выступая с приветственным словом, директор Департамента занятости населения и трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты РФ Михаил Кирсанов.

- Как показала практика, работодатели охотно включаются в эту программу, чему мы очень рады, - отметил представитель Минтруда. - В 2022 году круг работников, на трудоустройство которых будет распространяться субсидирование, расширен. Это серьезная мера поддержки для работодателей в нынешних, не самых простых условиях, когда из-за санкций на экономику страны осуществляется определенное давление.
По решению Правительства России обновленная программа субсидирования работодателей предусматривает выплату 3 МРОТ при трудоустройстве:

  • граждан, потерявших работу в результате закрытия компании или сокращения штата;
  • сотрудников, которые в 2022 году были переведены на постоянную работу к другому работодателю, но теперь находятся под риском увольнения, в том числе отправлены в неоплачиваемый отпуск, переведены на неполный рабочий день;
  • беженцев из Украины, Донецкой и Луганской Народных Республик.
Еще одно недавнее нововведение – повышение МРОТ. С 1 июня 2022 года он составляет 15 279 рублей. Безусловно, это отразится и на размере субсидии для работодателей, подтвердил на конференции Михаил Кирсанов. «Мы написали специальное разъяснительное письмо, работаем с коллегами из Фонда социального страхования, нашли полное взаимопонимание. Конечно, МРОТ будет учитываться в повышенном размере», - сказал представитель Минтруда.

«Работа в России»: чем поможет государственный портал

Начальник Управления контроля и координации в сфере занятости населения Роструда Ирина Зубкова рассказала об особенностях участия ведомства в проекте, взаимодействии с порталом «Работа в России» и службами занятости российских регионов.
- По результатам 2021 года в рамках программы субсидирования было трудоустроено более 36 тысяч человек. Это безработные и выпускники средних, профессиональных и высших учебных заведений. Среди вакансий на первом месте оказались профессии, не требующие квалификации (11 с лишним процентов). В то же время у работодателей были востребованы и бухгалтеры, и врачи различной квалификации, и водители. В этом году доля рабочих мест, не требующих навыков, уменьшилась, - отметила Ирина Зубкова.
И пояснила, каким образом работодатель может подключиться к участию в программе:
- Работодатель может подать заявление с перечнем вакансий через свой личный кабинет на портале «Работа в России». Сегодня это единая цифровая платформа в сфере труда и занятости. Также можно обратиться конкретно за поиском работников. Службы занятости сейчас имеют современные отработанные технологии: это и массовый отбор, и траектории, индивидуализированные под потребности конкретного работодателя.
Также работодатель через портал «Работа в России» может обратиться и за различными формами поддержки, напомнила представитель Роструда. При этом предприятие получит полную информацию об условиях участия в программе: что нужно сделать, каким условиям, критериям (они очень простые) нужно соответствовать. «Полностью по шагам все расписано. Заканчивается процесс обращением с заявлением в Фонд социального страхования за получением субсидии», - пояснила Ирина Зубкова.

Одно заявление и три выплаты

Фонд соцстраха выступает оператором платежей в рамках программы субсидирования. Он проверяет работодателя, идентифицирует сотрудников по истечении 1, 3 и 6 месяцев. И выплачивает субсидию в течение 10 рабочих дней с даты направления заявления работодателем.
О подробностях и важных нюансах участия Фонда в программе рассказал руководитель Департамента обеспечения страховых выплат ФСС РФ Вячеслав Толкачев.

- Роструд присылает нам перечень организаций и трудоустроенных граждан, по которым мы проверяем в Пенсионном фонде РФ: действительно ли эти граждане работают у этих работодателей. Проверка происходит перед перечислением каждого транша субсидии: через 1, 3 и 6 месяцев. Также мы проверяем через Федеральную налоговую службу: нет ли у работодателя задолженности по зарплате, налогам и взносам.
Заявление на субсидию по каждому нанятому гражданину работодатель может подать в личном кабинете страхователя на сайте ФСС РФ, пояснил Вячеслав Толкачев. Доступ в личный кабинет - по тому же логину и паролю, что для портала Госуслуг.

- Региональные отделения Фонда, получив реестры нанятых работников, обрабатывают заявления. Если есть какие-то ошибки, связываются с работодателями. После этого субсидии перечисляются на расчетный счет работодателя – по истечении первого, третьего и шестого месяца трудоустройства. Второй раз заявление подавать не надо, - отметил представитель ФСС.
По словам Вячеслава Толкачева, анализ выплаченных траншей показал: 80% работодателей получили все три «порции» субсидии. Это значит, что большинство трудоустроенных сотрудников отработали минимум по полгода. «Это говорит о том, что люди в целом довольны своей работой, а работодатели довольны квалификацией тех кадров, которые подобрал им центр занятости населения», - резюмировал эксперт.


Электронная трудовая книжка вам в помощь!
Начальник Департамента организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц Пенсионного фонда России Наталья Белянцева обратила внимание работодателей на важное правило, которое нужно соблюдать для успешного участия в программе субсидирования.

Для реализации выплаты субсидии на компенсацию заработной платы работодателю мы с Фондом социального страхования заключили соглашение об информационном взаимодействии. ФСС направляет в Пенсионный фонд на основании реестра работодателей перечень граждан, которые трудоустроены. Пенсионный фонд проверяет, действительно ли данный гражданин работает у этого работодателя. И подтверждает либо не подтверждает.
Подтверждение происходит на основании отчетности работодателя, которая    предоставляется в Пенсионный фонд – это так называемая электронная трудовая книжка. В случае приема на работу или увольнения работодатель обязан представить отчетность в Пенсионный фонд на следующий день после издания соответствующего приказа, подчеркнула Наталья Белянцева.

- Как уже было сказано, Фонд социального страхования не единожды будет проверять данные по сотрудникам, принятым на работу, а в течение и первого месяца, и трех, и шести. Поэтому будьте внимательны. И своевременно представляйте отчетность по приему и по увольнению, - призвала представитель ПФР.

Цифры и факты

  • Более миллиарда рублей было выплачено Фондом соцстраха на субсидии работодателям в 2021 году.
  • 7781 работодатель принял участие в программе.
  • 19 868 человек были трудоустроены.
  • В 2022 году в рамках субсидирования найма молодых сотрудников (от 16 до 30 лет) ФСС и его территориальными органами выплачено 12,5 млн рублей.
  • 654 работодателя получили субсидии за найм 610 молодых специалистов в 2022 году.
Made on
Tilda