Как получить высшее образование дистанционно?
По мнению экспертов, в ближайшие 3–5 лет ситуация на образовательном рынке будет меняться радикально. В интернет-пространстве пользователи демонстрируют повышенный интерес к дистанционному образованию, на что не замедлили откликнуться учебные заведения. Крупнейшие и известнейшие университеты мира, в том числе и Лиги плюща, готовы записывать и продавать лекции в виртуальном пространстве.
В России эти процессы запаздывают в силу традиционной государственной инертности — в целом, и несвоевременной переработки образовательных стандартов — в частности. Однако и в нашей стране дистанционное обучение набирает популярность. Этому в первую очередь способствовало принятие Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», легализовавшего данный формат высшего образования.
Кому и зачем нужно высшее дистанционное образование?
Итак, высшее дистанционное образование — привлекательная альтернатива очным образовательным формам. С чем связывают специалисты будущий успех такого способа получения знаний? В первую очередь — с потенциальными получателями этих знаний, средний возраст которых 18–35 лет. Это самые активные интернет-пользователи, наиболее открытые для удаленного формата обучения. Молодое поколение лояльно к подаче информации дистанционно — об этом убедительно говорит хотя бы статистика прироста подписчиков образовательных каналов на YouTube.
Дистанционное образование может в перспективе стать для России одним из инструментов решения территориальной проблемы, которая тянет за собой проблемы социальные. Самая большая страна в мире, ведущие вузы которой находятся в основном в столичном регионе, делает изначально неравным старт для молодых людей из отдаленных населенных пунктов. Даже в областные центры для получения образования могут уехать далеко не все выпускники школ, а в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск перебираются лишь единицы жителей Урала или, например, южных регионов. С большой долей вероятности будущие выпускники в родные города не вернутся. Все это увеличивает неравномерность шкалы образовательного уровня, которая до сих пор «завязана» на транспортной доступности образовательных центров: чем ближе такой центр — тем выше качество обучения и больше количество выпускников вузов (и наоборот, соответственно).
Маркетологи подсчитали расходы на получение очного высшего образования для студента в Москве или крупном региональном центре, показав, что под видимой частью «айсберга» (собственно, стоимостью обучения) скрывается его «подводная часть» — затраты на проживание, питание, медицинское и бытовое обслуживание. Для Москвы эти расходы составляют от 700 000 рублей за весь период обучения. Если включить в эту сумму еще и косвенные траты, такие как поздний старт карьеры, потеря привычной комфортной среды и связей, которые также способствуют ускоренному карьерному росту, — стоимость доходит до миллиона рублей. При этом собственно цена очного, например, юридического образования в ведущих вузах страны составляет от 2,5 миллионов рублей. Итого получаем стоимость в 3 миллиона и более. Согласитесь, более чем внушительная цифра.
По данным тех же маркетологов, годовой доход лица с высшим образованием выше на 40%, чем у лица без дипломной «корочки», и за всю жизнь дополнительно заработанная выпускником вуза сумма может составить 5–6 миллионов рублей (в среднем). Но, как мы можем видеть из предыдущей калькуляции, эта выгода более чем вполовину гасится расходами на получение очного образования.
Собственно, проделав эти несложные подсчеты, многие молодые люди делают выбор в пользу профессий, не требующих высшего образования, либо недорогих местных вузов, ограничивая таким образом собственные жизненные перспективы до минимума.
Процесс получения высшего дистанционного образования
Дистанционное образование становится в такой ситуации молотом, разбивающим эту тупиковую стену. Ликвидируя бытовые расходы на получение образования, дистанционное обучение также не препятствует карьере — нет необходимости прерывать рабочую деятельность и даже тратить время на дорогу до вуза.
Первое в мире высшее учебное заведение, реализующее принципы дистанционного обучения, открылось в 1969 году. Им стал Открытый университет Великобритании. Коммуникации между педагогами и студентами осуществлялись посредством переписки и при помощи двустороннего радио.
Рассматривая вузы, специализирующиеся на предоставлении дистанционного образования, обратите внимание на:
- образовательную сеть данного вуза. Она представляет собой систему унифицированных центров доступа, которые оснащаются по единым требованиям и формируют общее информационное пространство;
- дидактический контент. Он должен быть разработан специально для данной формы обучения — удаленной, отражать системность и унификацию образования в данном вузе для всех без исключения студентов, которые получают доступ к материалам в соответствии с учебным планом;
- доступность — видеолекции, скайп-консультирование, слайд-тьюторинги по подготовке к курсовым, контрольным, дипломным работам являются в дистанционном обучении равноценными бумажным источниками информации и полностью заменяют их. Студент не тратит время на конспектирование и поиск устаревших данных по библиотекам (чем грешат традиционные вузы), может в любой момент заново прослушать лекцию или ее часть;
- инновационность — программы и материалы для профильных дисциплин, предлагаемые студентам определенного вуза, разрабатываются преподавательским составом данного института. Таким образом студенты получают возможность работать по уникальным авторским методикам;
- цифровая система контроля знаний — на каждого студента заводится досье, где фиксируются результаты тестов, контрольных срезов, экзаменов; учет отметок происходит в рамках интеллектуальной электронной системы. Для того чтобы прослушать новую лекцию, нужно пройти тест по предыдущей. Дать взятку такой системе невозможно. Таким образом, можно говорить о гарантированном получении знаний студентами;
- педагогический состав — лекции даже в записи должны быть представлены серьезными преподавателями, а не начитываться дикторами; педагоги также обеспечивают обратную связь, выделяя определенное количество учебных часов для скайп-конференций.
Один из первопроходцев в области дистанционного образования в России — Университет «Синергия» — разработал собственную платформу Synergyonline. Она работает на всех устройствах, позволяя учиться из любой точки мира в любое время. Управление процессом происходит через «Личный кабинет» обучающегося. Технические возможности предусматривают в том числе и видеолекции с преподавателями. По этой методике успешно реализуется свыше 100 учебных программ. По завершении обучения студенты получают диплом государственного образца.
Диплом о высшем образовании, полученном дистанционно
С февраля 2012 года электронное образование и дистанционные образовательные технологи признаны официальной формой обучения, которая может использоваться для любых программ, в том числе — для получения высшего образования. Так, в статьях 2, 13, 16, 28, 29 и 91 Федерального закона № 273-ФЗ разъяснены такие понятия, как «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», что стало настоящим прорывом.
Все эти изменения полностью легитимировали дистанционное образование как форму обучения и приравняли диплом о высшем дистанционном образовании к дипломам, выдаваемым в рамках очной, заочной и вечерней форм обучения.
Стоит также сказать, что, согласно статистике, интерес к вузам, предлагающим дистанционный формат образования, потенциально выше.
…в 2015 году в рамках проекта «Открытое образование» сразу несколько ведущих вузов страны (таких как МГУ, ВШЭ, СПбГУ, МИСиС и другие) запустили ряд бесплатных онлайн-курсов по различным дисциплинам. Так что углубить свои знания и получить диплом об окончании интенсива в престижном университете теперь можно дистанционно.
Стоимость дистанционного образования
Фактическая стоимость получаемых знаний при дистанционном формате обучения, так сказать нетто-цена, значительно ниже, чем при других формах занятий. Это очевидно — вузу нет необходимости оплачивать ежегодную работу лектора, достаточно один раз записать курс лекций и затем лишь выборочно обновлять его при необходимости. Такие статьи расходов, как коммунальные платежи, аренда помещений также сокращаются для учебных заведений (ведь нет необходимости в содержании нескольких учебных корпусов, достаточно одного, небольшого). Все это, конечно, напрямую влияет на стоимость дистанционного образования. Предлагаем ознакомиться с порядком цен на получение дистанционного образования в Москве.
Стоимость дистанционного образования в некоторых московских вузах по специальности менеджмент:
Название вуза | Стоимость семестра (рублей) |
Институт бизнеса и дизайна | 21 000 |
Московский государственный индустриальный университет | 25 000 |
Московский технологический институт «ВТУ» | 14 950 |
Московский государственный технический университет | 15 000 |
Военно-технический университет | 7500 |
Московский государственный институт индустрии и туризма им. Сенкевича | 14 400 |
Университет «Синергия» | 24000 |
Данная таблица показывает, насколько дешевле стоимость дистанционного семестра по сравнению с очным (средняя стоимость которого по Москве сегодня — 35 000 рублей, максимальная — около 200 000 рублей). При сопоставимом (а по некоторым критериям — и лучшем) качестве обучения дистанционное образование может дать экономию до 50% от «чистой» стоимости обучения.
Если вы решили, что дистанционное высшее образование — самый подходящий для вас вариант, стоит уделить особое внимание выбору вуза, который будет соответствовать всем вашим требованиям и пожеланиям, а главное — обеспечит вам высокое качество образования и сможет по окончании обучения выдать вам диплом государственного образца.