Какая франшиза выгоднее для бизнеса в России?

По официальным данным, в 70 странах мира франшиза является одной из самых популярных форм бизнеса. Например, в США более трети всей розничной торговли — франчайзинг, а в Австралии этот параметр составляет почти 90%, причем в эти цифры входят сферы обслуживания, быстрого питания и т. д. Россия не исключение: наиболее востребованные направления франшизы у нас — автозаправочные комплексы, сфера красоты и здоровья, индустрия фаст-фуда и продажа одежды. За ними следуют строительство, бухгалтерские услуги и реклама. Как определить, насколько прибыльной будет франшиза, и на что обратить внимание при ее покупке?

Франшиза выгодна, потому и популярна. На начальном этапе предприниматель не несет всей ответственности в одиночку, что дает бизнесу устойчивость, увеличивает шансы стать прибыльным и выжить в конкуренции. По статистике только 20% компаний, работающих по франчайзингу, прекращают свою деятельность через 10 лет, в то время как другие формы бизнеса закрываются в 75–80 случаях из 100.

Выгодно ли работать по франшизе и как выбрать наиболее прибыльную франшизу

Если сравнить истории успеха компаний, то получается, что «самостоятельные» предприниматели имеют больше шансов разориться, чем те, кто предпочел франшизу. Так, из «одиночек», решивших воплотить в жизнь свои проекты, идеи и мечты, до конца года «доживает» менее 50%, а пятилетие празднуют не более 15% [1] https://cyberleninka.ru/ . Другими словами, мир бизнеса не терпит дилетантов и не прощает ошибок. Здесь царит жесткая конкуренция и постоянная борьба за потребителя. Те, кто выживает и добивается хороших результатов, как правило, открыли собственное дело, уже будучи профессионалами и имея за плечами опыт предпринимательства или же досконально зная сферу своей будущей деятельности. Но и эти условия не являются гарантией успеха — это лишь обязательные требования для начала самостоятельной предпринимательской деятельности.

Более позитивно обстоят дела при открытии малого бизнеса по франшизе. Практически все, кто решился на франчайзинг, продолжают свою работу через год после открытия, а закрывают дело только 5% — почти в 10 раз реже, чем предприниматели-«одиночки». В течение первых пяти лет прекращают свою деятельность лишь 14% фирм, созданных в рамках франчайзинга [2] https://cyberleninka.ru/ . Такая колоссальная разница банкротств между двумя способами ведения бизнеса, минимизация рисков, а также высокий процент «долгожителей» во франшизе делают эту категорию популярной и востребованной.

Схема работы по франшизе

Стабильность или зависимость?

Однако здесь тоже есть немало подводных камней. Если посмотреть на статистику разорения молодых компаний, то за первый год «одиночек» значительно больше, чем франшиз, но спустя более длительный период (4–5 лет) этот разрыв сокращается почти в 1,5 раза. Дело в том, что самостоятельные бизнесмены, преодолев рубеж в пять лет, становятся «матерыми» предпринимателями и у их компаний появляется стабильность и устойчивость на рынке. У франшизы же есть два риска: высокая конкуренция и зависимость от других франчайзеров, что может привести к «эффекту домино», когда падение основной костяшки ведет за собой крах всех остальных. То есть, покупая франшизу, вы напрямую зависите от материнской компании, а также успеха и состоятельности других ее «дочек». С одной стороны, это отличный тыл, а с другой — рискованная зависимость от всей «семьи». Поэтому прежде, чем покупать франшизу, надо ее правильно выбрать.

Выбор и конкуренция

Что может привести к неудаче при ведении бизнеса по франшизе? Среди обанкротившихся немало тех, кто пострадал от некомпетентности или недобросовестного поведения своих франчайзеров. Дело в том, что из-за растущей популярности среди инвесторов и востребованности на рынке в последнее время франшизы продают очень многие, в том числе и молодые компании, которые еще сами не обладают достаточным опытом и весом на рынке и, соответственно, не в состоянии организовать достойную поддержку своим последователям. Поэтому перед приобретением франшизы необходимо сначала убедиться в достаточной компетенции и успешном опыте компании-продавца. Конечно, и начинающие могут организовать успешную франчайзинговую сеть (например, сети «Клаустрофобия», «СУШИШОП» и др.), но это скорее исключение, чем правило, и чаще всего у «руля» таких компаний стоят уже опытные в этой сфере менеджеры.

Что касается риска конкуренции, то здесь все просто. Есть компании-продавцы, которые затягивают своих «дочек» в зоны повышенной конкуренции и рисков, таких как снижение спроса на сегмент, монополизация и т. д. Поэтому перед покупкой франшизы необходимо внимательно изучить сегмент ее деятельности, особенно если вы планируете выступать в роли франчайзи.

И все же эти риски не сравнятся по объему с рисками индивидуального предпринимательства, поэтому если вы не обладаете достаточным опытом и знаниями, лучше сделать свой выбор в пользу франшизы.

Таблица. Рейтинг франшиз Forbes. Франшизы с инвестициями от 1 до 3 млн рублей [3] https://franshiza.ru/

Место

Название компании

Количество точек

Срок окупаемости, месяцы

1

IQ007

625

7

2

Этажи

148

14

3

Полиглотики

148

8

4

Позитроника

306

9

5

Хеликс

418

16

6

Суши-маркет

366

11

7

Mr.Doors

120

12

8

Пив&ко

560

9

9

Аскона

334

10

10

Гемотест

650

12

На заметку

Согласно направлениям развития Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), к 2025 году планируется увеличить количество точек, открытых по франшизе, до 200 тысяч [4] http://www.rusfranch.ru/ .

На что обратить внимание при покупке франшизы

Компания-франчайзер

По сути, покупка франшизы — это приобретение на определенных условиях прав на продажу торговой марки, бренда, услуг и/или технологий у их правообладателя. Поэтому первое, на что стоит обратить внимание, — это компания, у которой вы собираетесь приобрести франшизу. Здесь можно доверять тем организациям, которые интересует не просто прибыль, а расширение сети. Понять это можно из разговора с менеджером и его заинтересованности в вашем успехе, а также по тем услугам и поддержке, которые компания предлагает франчайзи. Если же вы чувствуете, что менеджер мало интересуется особенностями вашего региона и лишь активно рекламирует свой бренд, — это повод задуматься.

Условия приобретения

Следующее, на что стоит обратить внимание при покупке франшизы, — это ее условия и все составляющие пакета услуг. Цена франшизы должна быть сопоставима с тем, что вы в итоге получаете. Например, бывает так, что в условиях договора не предусмотрено исключительное право на представление бренда на территории определенного региона или округа. И это может привести к казусной ситуации, когда по соседству с вами откроется фирма с той же вывеской и другим владельцем.

Выплаты

Один из важнейших аспектов франчайзингового бизнеса — это выплаты. Поэтому при покупке франшизы следует обратить внимание на размер единоразового (паушального) платежа за право вести бизнес под маркой франчайзера, а также размер регулярного взноса (роялти). Ведь именно от величины этих двух финансовых составляющих напрямую зависит выгодность покупки франшизы.

Условия расторжения договора

Не менее важно при покупке франшизы определить способ расторжения договорных отношений. Здесь, как и при заключении брака, договор надо составлять до развода, а не в процессе.

Риски для франчайзи при работе по франшизе