Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция
Стремительная эволюция коммерческих IT-технологий требует своевременных и специализированных технических решений, мощных серверов и емких хранилищ для поступающей информации. Создавать подобные системы самостоятельно трудоемко, рискованно и затратно. Отсюда — широкая востребованность аренды услуг дата-центра. Провайдер берет на себя обязанность по хранению информации (или иные обязательства) заявителя, а арендатор получает возможность круглосуточного доступа к собственной ячейке.
Содержание статьи:
Услуга, казалось бы, удобная всем, несет в себе скрытые риски. В первую очередь, они связаны с недостаточно надежным хранением информации. В этой статье рассмотрим, какие критерии при выборе дата-центра являются обязательными для минимизации угроз и каковы современные тренды рынка IT-аутсорсинга.
Определяемся с критериями: какой дата-центр подойдет вашей компании
Дата-центр представляет собой специализированную высокотехнологичную площадку для размещения серверного и сетевого оборудования. Многокомпонентная система создана для того, чтобы обеспечить бесперебойную автоматизированную работу бизнес-процессов. В надежном и защищенном пространстве создаются благоприятные условия для работы оборудования. Данные арендатора или владельца надежно защищены от посторонних пользователей.
Центры обработки данных (далее — ЦОД) интересны, в первую очередь, компаниям, чья деятельность напрямую зависит от быстрой и эффективной обработки больших объемов информации. Фактически использование дата-центра позволяет увеличить производительность и свести к минимуму информационные потери.
Практика использования дата-центров родилась за рубежом. В России первые ЦОД стали появляться в начале 2000-х. Одной из первых крупных компаний — обладателей ЦОД стал Сбербанк. Работа в условиях, когда филиалы распределены по огромной территории на значительном удалении друг от друга, требовала системной интеграции и высокоскоростного обмена данными. Позже аналогичные центры появились и у ряда нефтяных компаний.
Сегодня все ярче прослеживается тенденция, когда к услугам дата-центров прибегают не только экономические гиганты, но и развивающиеся компании, особенно если в оборот вложены иностранные инвестиции. Многолетняя практика подтверждает, что консолидация средств хранения информации в дата-центре уменьшает стоимость эксплуатации IT-ресурсов, одновременно повышая безопасность хранения информации.
К числу традиционных услуг дата-центра, таких как аренда стойки или серверов, размещение сервера, аренда каналов связи, настройка ПО, администрирование, добавились новые предложения. Речь идет об аренде виртуальных серверов, дискового пространства для резервного копирования, приложений. Работать с вычислительной мощностью, программами и объемами памяти пользователь услуг ЦОД может из любой точки мира. Но прежде чем приступить к выбору дата-центра, необходимо ответить для себя на следующие вопросы:
- Какие задачи должен решать ЦОД?
- Какова должна быть его пропускная способность?
- Насколько важны защита данных и стабильность работы?
- Требуется ли виртуальный или физический сервер?
- Какой комплекс оборудования необходим для работы (сетевое, серверное, системы хранения данных, дополнительное оборудование, системы безопасности)?
- Какова сумма расходов на использование ЦОД?
- Имеет ли смысл создавать собственный ЦОД или выгоднее воспользоваться услугами коммерческого дата-центра?
Итак, определяя, какой дата-центр лучше, необходимо обратить внимание на такие показатели его работы, как:
- Пропускная способность и развитая телекоммуникационная сеть. Вместимость определяет количество и тип оборудования, которое можно разместить в серверной ЦОД. Этот параметр также влияет на управляемость — легкость проведения операционных задач, мониторинга, анализа работы.
- Бесперебойность работы и уровень надежности. Технические проблемы не исключены, но они должны решаться без остановки всей системы. Это важнейший показатель. Под надежностью подразумевается способность систем выполнять свои функции в течение того времени, которое было запланировано. Во внимание принимают среднее время безопасной работы и время восстановления работоспособности. Дата-центры классифицируются по четырем уровням надежности: TIER I, TIER II, TIER III, TIER IV. Чем выше значение — тем надежнее центр. Уровни III и IV указывают на крайне высокий стандарт надежности оборудования и сетевой инфраструктуры.
- Расположение (США, Европа, Россия и др.). Следует учитывать требования законодательства конкретной страны о хранении данных.
- Размер: крупные, средние или мелкие дата-центры. Первые размещаются в специально возведенном для этой цели здании, имеют свои дублированные каналы связи, соединяющие дата-центр c центрами обмена трафиком. Вторые чаще всего арендуют площади и каналы определенной ширины. Мелкие же ЦОД размещаются в неприспособленных помещениях, оснащены недорогим оборудованием и могут предоставить минимальный пакет услуг.
- Профессионализм и опыт технического персонала.
- Опыт внедрения комплексных IT-решений.
Очевидно, что для хранения и обработки большого количества информации необходимы современные программно-технические решения, емкие дисковые хранилища, мощные серверы, своевременная модернизация, что выливается в ощутимые финансовые затраты. Поэтому все чаще этот вид услуг отдают на аутсорсинг, заключив договор аренды определенной территории дата-центра или сервера в дата-центре. Задача современного IT-руководителя — максимально сфокусироваться на экономии, при этом повышая эффективность. На данный момент подобное решение под силу только облачным мощностям, арендованным у надежного поставщика услуг, в ответственности которого — решение всех технических вопросов. Облачные решения позволяют распределять и оптимизировать вычислительные ресурсы (увеличивать или уменьшать) в режиме реального времени согласно потребностям арендатора.
Анализируем рынок услуг коммерческих дата-центров
Точной количественной информации о том, сколько в мире действующих дата-центров, не существует. Независимый онлайн-ресурс datacentermap.com позволяет сделать выводы о наиболее популярных локациях. Видно, что абсолютным лидером является США, на карте отображена информация о 1762 ЦОД, хотя по факту их значительно больше. Другие крупные очаги сконцентрированы в Европе: Германии, Великобритании, Франции, Нидерландах.
По степени развития услуг коммерческих дата-центров США заметно опережает остальные государства. Статистика этой страны отражает и общемировые тенденции. Согласно исследованиям, более 37% клиентов ЦОД составляют компании из сферы информационных технологий. 23,9% приходится на финансовый сектор, 19,7% — это телеком-операторы. Среди частых пользователей услуг также строительные компании и правительственные организации.
Количество и мощности дата-центров в мире увеличиваются по мере внедрения IT в различные сферы экономики. По данным авторитетной международной аналитической компании IDC, в 2013 году совокупная площадь ЦОД занимала 150 млн км². В 2018, по прогнозам, цифра возрастет до 180 млн км2. При этом эксперты прогнозируют постепенный уход от небольших частных площадок к мегацентрам нейтральных сервис-провайдеров с десятками тысяч стоек.
В России востребованность дата-центров пока еще заметно уступает европейской. При этом рынок дата-центров демонстрирует заметный прогресс, невзирая на кризисы и экономические санкции. Открываются новые ЦОД, возрастает компетентность провайдеров, параллельно увеличивается и потребность в размещении своих серверов в дата-центре со стороны клиентов. По данным iKS-Consulting, в 2014 году на отечественном рынке функционировало до 180 крупных и средних ЦОД и около 28 тысяч мелких. В число крупнейших дата-центров в России, по оценке CNews, входят такие компании, как DataLine (почти 3 тыс. стоек), ММТС-9 (1,5 тыс.), Linxtelecom (1,2 тыс.), SafeData и «Селектел» (чуть больше 1 тыс.). В кризисный период временно были зафиксированы избыток предложения и приостановка введения новых мощностей, однако начиная с 2017 года российскому рынку вновь предрекают рост.
Между тем о снижении рейтингов европейских ЦОД пока говорить не приходится. Потребителей привлекает высокая скорость обмена информацией и лояльное к потребителю европейское законодательство в противовес российской практике изъятия серверов в любой момент без решения суда. Как отмечают эксперты iKS-Consulting, растущая конкуренция в отрасли телекоммуникаций все более будет подталкивать компании к выбору больших коммерческих дата-центров, однако российским поставщикам услуг в ближайшее время едва ли удастся отобрать лидерство у западных коллег.
Сравниваем лучшие предложения
Выбирать дата-центр под размещение или для аренды сервера следует на основании анализа рынка предложений и с учетом описанных выше критериев. Имеет смысл выбрать 3–4 компании и провести детальное сравнение по двум ключевым пунктам, прибегнув к тендеру и анализу коммерческих предложений.
Технические и сервисные возможности. Перечень технических и сервисных возможностей можно наглядно оформить в виде таблицы. Примерное содержание разделов следующее:
- категория надежности TIER и uptime. Uptime рассчитывают следующим образом: время простоя делят на общее время эксплуатации ЦОД и вычитают результат из 100%. Хороший показатель надежности — не менее 99,95%;
- перечень услуг;
- круглосуточная поддержка и доступ к оборудованию;
- регулярный мониторинг и обслуживание оборудования;
- наличие каналов высокоскоростного доступа в Интернет (минимум два оптоволокна от разных провайдеров);
- наличие систем резервирования;
- наличие нескольких площадок как возможность диверсифицировать риски хранения (копирование данных на базе одного провайдера);
- возможность интеграции основных услуг с другими услугами по IP-технологии;
- защита приложений и информации (от DOS-атак и нежелательного трафика);
- соответствие помещения: планировка, кондиционирование, системы климат-контроля, пожаротушения;
- охрана, видеонаблюдение, системы электронной безопасности;
- готовность принять нестандартное оборудование;
- профессионализм сотрудников.
Сотрудники ЦОД обязаны иметь сертификаты о прохождении обучения по соответствующей тематике. Это касается знаний о серверной части, инфраструктуре, системах доступа, видеонаблюдении, внутренних инженерных цепях и т.д. Статистика такова, что в случае остановки работы дата-центра в большинстве случаев среди основных причин значится человеческий фактор.
Напротив каждого пункта следует проставлять отметки «+/-» или добавлять записи. Таким образом сложится единая картина, которая с учетом следующего пункта позволит принять окончательное решение.
Стоимость услуг дата-центров. Вследствие огромного количества дата-центров и поставщиков услуг единой сетки ценообразования не существует. Стоимость ЦОД выставляется в долларах, евро или рублях, может включать в себя техническую поддержку и прочие дополнительные услуги либо, наоборот, быть сведена к минимуму. Чаще всего востребованы две услуги:
- Colocation — размещение собственного оборудования и серверов клиентов в ЦОД;
- Dedicated server — предоставление в аренду клиенту выделенного сервера;
Стоимость аренды места в дата-центре определяют и такие факторы, как:
- занимаемое сервером место — от 1 юнита до нескольких стоек;
- количество подключений к оптоволоконной сети;
- необходимость аренды канала связи в Интернете;
- наличие выделенного канала до офиса клиента;
- техническая поддержка;
- объемы потребляемой энергии и т.д.
В числе услуг, которые включены в цену, может оказаться мониторинг, BaaS (Backup-as-a-Service), резервное копирование, администрирование и т.д. Поэтому при выборе дата-центра подчас бывает сложно понять, высокую или низкую цену предлагает поставщик. В среднем стоимость аренды 1 юнита и порта доступа на скорости 100 Мбит/с варьируется от 2 до 4 тыс. руб. Аренда целой стойки — от 30 до 50 тыс. руб.
Анализ рынка показывает, что цены держатся на уровне, близком к докризисному, несмотря на прирост валютного курса. Высокая конкуренция и большое количество предложений заставляют провайдеров фиксировать цены, зарабатывая за счет увеличения объемов оказанных услуг, и заведомо идти на увеличение срока окупаемости проектов. Современный рынок ЦОД продолжает оставаться рынком покупателя.
Заключаем договор об уровне обслуживания
Договор об уровне обслуживания носит название SLA и является неотъемлемой частью договора аренды. Принципиальное отличие SLA от любых других типов контрактов — предоставление услуг определенного качества. Перед тем как поставить подпись, клиент должен прочитать основные условия: предмет договора с дата-центром, цена аренды, сроки, время реакции технического персонала, время доступности (up-time), реквизиты сторон, дата и место подписания, порядок и сроки внесения арендной платы.
Помимо общих положений, в договоре должны быть недвусмысленно прописаны главные моменты:
- Качественные показатели услуги — доступность сервисов в течение года. Например, следует заранее определить, есть ли у провайдера право останавливать дата-центр для плановых работ. При высоком значении tier (от III уровня и выше) такого права нет.
- Порядок оказания информационной и технической поддержки: способы связи, время ожидания ответа, график работы службы поддержки.
- Время реагирования на неисправность.
- Порядок проведения технических работ.
- Ответственность провайдера за ненадлежащее оказание услуг, порядок и размер компенсации.
Преимущества аутсорсинга очевидны. Использование сторонних ресурсов позволяет оптимизировать затраты на работу IT-службы, оперативно развернуть платформу требуемой мощности, обеспечить высокий уровень сохранности информации и рассчитывать на круглосуточную техническую поддержку высокопрофессиональных специалистов. От клиента требуется лишь правильно выбрать дата-центр, опираясь на приведенные выше критерии и обязательные условия.