Открытие ветеринарной клиники: франшиза или собственный бренд?

Кто хочет стать миллионером? В большинстве случаев вопрос — риторический. Сегодня мало кто счастлив работать на дядю, все жаждут открыть свой бизнес. Однако по данным исследования Вышей школы экономики, три четверти мечтателей так ими и остаются. Бюрократические и финансовые сложности заставляют отказаться от бизнеса под своим брендом еще на подступах к его открытию. Вероятно, именно по этой причине рынок франчайзинга в последние годы развивается семимильными шагами. Франшизы избавляют своих владельцев от многих рисков начинающего предпринимателя. И если удачно выбрать отрасль и найти стартовый капитал, можно достичь тех высот, о которых раньше лишь грезилось.

Можно не один час рассуждать о том, какие франшизы окажутся выгодными. Но сейчас мы хотим обсудить ту лакомую нишу, которую занимает ветеринарный бизнес в России.

В каждой третьей российской семье есть домашние животные. А рынок услуг для питомцев находится сегодня как раз в стадии стремительного развития. И если в столице можно успеть запрыгнуть в последний вагон поезда «Услуги для домашних животных», то на периферии вполне удастся стать машинистом локомотива.

Ветеринарный бизнес в России

По данным ВЦИОМ, 76% россиян имеют домашних животных. Чаще всего — кошек, на втором месте — собаки, а на третьем — аквариумные рыбки. Животных заводят в дань моде, для спасения от одиночества, по просьбам детей, да и просто — ради удовольствия. Для любимых зверушек хозяева желают самого лучшего: качественных кормов, разнообразных игрушек и — конечно — медицинского сервиса на высшем уровне. Поэтому ветеринарный бизнес в нашей стране приобретает все бόльшую популярность и становится довольно прибыльным делом. Его развитие можно отследить по трем основным направлениям: ветеринарные клиники, ветаптеки и ветмагазины.

Ветаптеки могут располагаться на территории клиники для животных или в виде отдельно стоящих аптек. Ассортимент подобных заведений представляют собой различные медикаментозные препараты для лечения животных, средства гигиены и профилактики, витамины и многое другое. На окупаемость данный бизнес выходит чрез 2–3 года.

Второе направление отечественного ветеринарного бизнеса — ветмагазины . Они сродни ветаптекам, только выбор продукции в них больше. Например, кроме различных лекарств и витаминов, в них можно приобрести товары для своих любимцев: игрушки, одежду, поводки, клетки и многое другое. Магазины, как и ветаптеки, могут находиться как на территории клиники, так и отдельно от нее. За счет расширенного ассортимента выходят на окупаемость несколько быстрее.

Ветеринарные клиники представляют собой учреждения лечебно-профилактического профиля для оказания помощи больным животным как в ветеринарном кабинете, так на дому (выезд врача к хозяевам захворавшего питомца). В перечень услуг ветклиник обычно входят: лабораторные исследования, рентгенология, ультразвуковое исследование, эндоскопия, хирургия, стоматология, кардиология, офтальмология, акушерство и другие. Прибыль среднестатистическая ветлечебница начинает приносить через год после открытия, а на окупаемость выходит через 2–3 года.

Уменьшенной копией ветеринарной клиники можно назвать ветеринарный кабинет . Это небольшое помещение (около 20 кв. м), в котором ведут прием несколько врачей. Отличие от полноценной клиники заключается в отсутствии специального оборудования для лечения широкого спектра заболеваний, а следовательно — более низкое качество предоставляемых услуг. В связи с этим веткабинет не считают перспективным вложением для начинающего бизнесмена.

Для оказания услуги «вызов врача на дом» бывает достаточно двух сотрудников: специалиста с профильным образованием и диспетчера, принимающего заявки от владельцев питомцев. Однако этот вид сервиса редко оказывается успешным из-за низкой степени доверия к ветеринарам и сомнительного уровня качества их услуг.

Кошка или собака?
По статистике россияне предпочитают кошек. За ними проще ухаживать, их заводят пожилые люди. Кошки больше подходят интровертам — замкнутым нелюдимам. А вот собак предпочитают экстраверты — активные, подвижные, открытые люди.

Варианты организации бизнеса

После изучения ветеринарного рынка в своем городе и определения направления, в котором вы хотите развиваться, вам предстоит задуматься — в какой форме будет осуществляться ведение дела. Для этого рассмотрим два варианта: франшиза и собственный бренд. И тот и другой варианты затратны, но у каждого есть свои преимущества.

По оценкам экспертов, выгоднее начинать свое дело по франшизе .

Франшиза — это соглашение на использование бренда, его бизнес-модели, то есть предоставление услуг под именем уже известной торговой марки. Новичок-предприниматель (франчайзи) подписывает договор, по условиям которого он должен будет ежемесячно выплачивать отчисления (роялти) за возможность пользования брендом. В документе утверждаются также стандарты качества предоставления услуг. Преимущества франшизы заключаются в узнаваемости имени и экономии времени, которое требуется на разработку индивидуальной концепции и бизнес-плана при запуске собственного бренда, а также упрощенной процедуре регистрации дела.

Самыми крупными игроками на рынке ветклиник, предоставляющими выгодные франшизы, сегодня являются: «Айболит», «Дон Терьеро», «Свой доктор» и другие.

Организовать ветеринарную клинику под собственным брендом — дело куда более затратное и трудоемкое и связано с большим количеством рисков, особенно — «прогореть» на начальном этапе развития. Так, заведение может оказаться неконкурентоспособным, уйдет слишком много времени на то, чтобы завоевать доверие клиентов (не факт, что это вообще удастся). Но если вы все-таки решились на этот шаг, мы расскажем, как его осуществить.

Что нужно для открытия ветеринарной клиники?

Ветеринарная клиника отличается от веткабинета, магазина или аптеки сложной организацией и большим количеством требований, которые выдвигаются при ее открытии.

Для тех, кто желает работать под своим брендом , сначала следует прописать четкий бизнес-план. Не ждите, что дело окупится с первого месяца. Как мы уже отмечали, должно пройти 2–3 года, чтобы затраты на открытие дела были полностью покрыты.

Следующий шаг — выбор помещения . Его площадь должна быть не менее 60 кв.м, где разместятся регистратура, комната ожидания, кабинет общего осмотра, диагностический кабинет с необходимым оборудованием, процедурная, лаборатория, комната физпроцедур, стационар и операционная, склад или аптека.

По закону клиника может находиться в радиусе не менее 50 м от жилых зданий, а если она располагает стационаром — то не менее 150 м (НТП АПК 1.10.07.002-02 «Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для городов и иных населенных пунктов»). Состояние кабинетов контролирует Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). Помещения, где совершается прием животных, отделывают легко моющимися материалами (кафель, пластиковые панели), в рентгеновском и диагностическом кабинетах стены должны быть выложены кирпичом и покрыты баритовой штукатуркой.

Клиника не может функционировать без оборудования и мебели . В операционную, процедурную, диагностический кабинет нужны специализированное оснащение, стол для операционных вмешательств, лампы, небольшие операционные наборы хирургических инструментов, стерилизатор, морозильная камера, шкафы для медикаментов и многое другое.

Особое внимание нужно уделить подобру персонала : если клиника небольшая, то поначалу хватит трех-четырех врачей. Можно пригласить к сотрудничеству выпускников соответствующих отделений вузов. Вы сократите расходы на оплате труда, но также рискуете имиджем клиники и доверием клиентов. Кроме ветеринаров вам придется нанять на работу администратора, менеджеров, бухгалтера, уборщицу.

Чаще всего в ветклиники обращаются вечером или в выходные, поэтому нужно определить, по какому графику вы будете работать. Также нужно выбрать систему оплаты труда ветеринаров — сдельную (обычно 20–25% от суммы заявки) или почасовую.

Чтобы приобрести известность, клинике потребуется продуманная пиар-кампания . Можно разместить рекламу в средствах массовой информации, в социальных сетях и т.д. Или пойти дальше и устроить на базе клинике, к примеру, выставку или конкурс животных, начать сотрудничество с различными питомниками.

Золотое правило бизнесмена
Как ни странно, звучит оно банально: дружба — дружбой, служба — службой. Любой бизнес, начатый в партнерстве, рано или поздно приведет к разногласиям — даже между близкими друзьями. Как бы ни была заманчива идея открыть дело вместе с товарищем, лучше откажитесь от нее. Так вы убережете от краха и бизнес, и отношения.

Открытие ветеринарной клиники по франшизе также включает поиск места, подбор персонала, рекламную компанию, но в этом случае вам потребуется меньше времени и усилий, так как бизнес-план уже продуман, а все документы оформляются под руководством франчайзера. Для реализации бизнес-плана подключаются представители франчайзера. Они помогают решать проблемы в бюрократической, маркетинговой, финансовой, кадровой сферах. Принимают участие в выборе места, подборе специалистов, надежных поставщиков. Часть затрат на рекламу оплачивает франчайзер. Окупаемость в случае открытия ветеринарной клиники по франшизе происходит меньше чем за год.

Документы для открытия ветеринарной клиники

С июля 2005 года не требуется оформление лицензии на занятие ветеринарной деятельностью. В соответствии со статьей 4 Закона № 4979-I-ФЗ «О ветеринарии» открыть клинику может любой желающий с высшим или средним ветеринарным образованием (ветеринарный врач или фельдшер). Лицензия вам понадобится лишь в том случае, если вы собираетесь продавать ветеринарные препараты, к которым относятся не только медикаменты, но также ошейники от блох, глазные капли и многое другое. В этом случае необходимо оформление лицензии, которую выдает Управление Россельхознадзора в вашем регионе.

Приведем перечень документов, обязательных для открытия ветлечебницы индивидуальным предпринимателем:

  • учредительные документы, подтверждающие регистрацию бизнеса в форме «ИП» или «ООО». Статус «ИП» дается только одному лицу, на оформление документации не уходит много времени. Статус «ООО» регистрируется на компаньонов и требует специалиста, ведущего финансовые дела;
  • в обязательном порядке открывается счет в банке;
  • документы, подтверждающие право владения и распоряжения помещением (договор купли-продажи или аренды);
  • соглашения и разрешения от санитарно-эпидемиологической службы и пожарного надзора. Разрешение на размещение ветеринарной клиники оформляется в Роспотребнадзоре исходя из санитарно-эпидемиологического заключения и проведенных выездных проверок;
  • договоры о проведении дезинсекции и дезинфекции;
  • все свидетельства и документы на оборудование;
  • документы, подтверждающие профессиональную пригодность специалистов;
  • договоры о вывозе биологических отходов, ТБО и другие.

При открытии ветеринарного бизнеса по франшизе будущему владельцу ветклиники придется оформить те же документы. Однако при этом он получит всестороннюю помощь от франчайзера. Будущий владелец такого бизнеса затратит гораздо меньше времени и сил на решение юридических вопросов.

Вложения в ветеринарный бизнес

В бизнес-плане обязательно прописываются расходы. Делятся они на 3 группы: единовременные, постоянные и переменные. Добавляется еще одна статья расходов для тех, кто открывает ветеринарную клинику по франшизе, — ежемесячные (процент от прибыли или фиксированная сумма в районе 50–70 000 рублей) и одноразовые отчисления франчайзеру.

К единовременным расходам для двух форм ведения бизнеса относят:

  • ремонтные работы — приблизительно 300 000 рублей;
  • мебель: столы, сейфы, стеллажи, лампы и др. — от 250 000 до 300 000 рублей;
  • вывеска — 50 000 рублей;
  • рентген-аппарат — не менее 300 000 рублей;
  • стерилизатор — 5000 рублей;
  • 2 набора хирургических инструментов — по 20 000 рублей;
  • аппарат УЗИ — от 280 000 до 300 000 рублей;
  • оборудование для проведения анализов — от 800 000 рублей;
  • морозильная камера — от 15 000 рублей;
  • подключение телефонной линии — 10 000 рублей;
  • рекламная кампания — минимум 60 000 рублей (для франчайзи всегда ниже в разы, чем для самостоятельного игрока рынка);
  • иные расходы (оформление документов, разработка сайта, разработка бренда (для самостоятельных игроков рынка) и другие) — от 150 000 рублей.

Итого: минимальные затраты на первоначальном этапе составляют от 2 500 000 рублей.

К ежемесячным расходам причисляют:

  • коммунальные услуги — от 5500 рублей;
  • зарплата персонала (администратора, бухгалтера, уборщицы, редактора сайта) — около 100 000 рублей;
  • лекарства — ежемесячно от 50 000 рублей;
  • иное (например, арендная плата, налоговые отчисления).

Итого: минимальные ежемесячные затраты — 155 500 рублей.

Среди переменных затрат выделяют:

  • зарплата ветспециалистов — зависит от количества и уровня специалистов, но не менее 100 000 рублей;
  • вывоз и утилизация биоотходов — около 5000 рублей за раз;
  • иное (например, услуги прачечной).

В итоге сумма расходов превысит 2,5 миллиона рублей в первый месяц работы и более 260 000 рублей — в последующие.

Риски

Риски могут возникнуть на начальном этапе — неправильно выстроенная и пришедшая к провалу рекламная кампания, невыгодное месторасположение, неудачное позиционирование на рынке и многое другое. К основным рискам начинающего предпринимателя относятся следующие:

  • вы знаете о существующих в вашей фирме нарушениях, но закрываете на них глаза (например, не у всех ветеринаров есть дипломы о соответствующем образовании);
  • прибегаете к «серой» схеме уплаты налогов;
  • покупаете оборудование и прочие товары у сомнительных поставщиков;
  • нанимаете неопытных специалистов.

Самым главным риском любого предпринимателя является риск финансовых потерь. Он может быть следствием не только неверно выстроенной политики, но так же зависеть от внешних причин, таких как обесценивание валюты, сокращение уровня доходов населения, повышение кредитной ставки (если бизнесмен взял кредит) и прочих. Отметим, что себестоимость ветеринарных услуг достаточно высока. Она составляет 75% от цены. Поэтому возникает риск чересчур долгого ожидания окупаемости проекта или ее ненаступления. Для того чтобы избежать многих проблем, начинающим предпринимателям советуют страховать риски (банкротство, неполучение доходов, непредвиденные расходы и прочие).

Кстати
Из-за пробелов в российском законодательстве франчайзи не могут претендовать на особые условия кредитования своего бизнеса. Сегодня банки предлагают им стандартные условия по кредитам для малого бизнеса. Тогда как за рубежом бизнес, развивающийся по франшизе, кредитуется по льготной ставке в связи с его высокой «выживаемостью».

В ветеринарии велик риск смерти животного, влекущий за собой утрату клиникой доверия клиентов. Так, риск гибели животного из-за анестезии составляет 1:10 000. Однако он повышается в пять раз, если животному требуется срочная операция. Велик и риск врачебных ошибок. По статистике врачебные ошибки ветеринаров чаще всего проявляются в неверно поставленных диагнозах. Эти риски можно снизить, нанимая квалифицированный профессионал и страхуя ветеринарную деятельность.

Клиника с собственным брендом не может избежать этих рисков, тогда как владелец ветеринарного бизнеса, открытого по франшизе, может не опасаться провала рекламной кампании, неграмотного позиционирования на рынке услуг, создания негативного впечатление о бренде и др.

Спрос на услуги и доходность

Как мы выяснили, услуги ветеринарного бизнеса сегодня очень востребованы, особенно в столице и центральных регионах России. Естественно, спрос на услуги известной ветеринарной сети будет гораздо выше, чем у нового, малоизвестного бренда. У ветеринарного бизнеса, открытого по франшизе, всегда окажется козырь в рукаве — громкое имя, сложившаяся репутация, популярность, узнаваемость, доверие клиентов. Конечно, те ветклиники, что начинают собственный путь с нуля, не обладают этими преимуществами.

Теперь скажем несколько слов о цене услуг. Стоимость рождается из себестоимости. Поэтому цены на сервис ветклиник, созданных с нуля, окажутся в несколько раз выше, чем у лечебниц, открытых по франшизе. Ветеринарные учреждения, организованные под покровительством известной сети, могут в первый год иметь ежемесячный доход в 550 000–700 000 рублей. Для ветеринарных лечебниц, открытых под новым именем, — не более 200 000–250 000 рублей в месяц без вычета налогов в первые три года.

Подводя итоги…

Еще раз отметим особенности обеих форм ведения бизнеса:

  • Оформление документов. При открытии бизнеса по франшизе часть документов вам поможет получить франчайзер, тогда когда индивидуальному предпринимателю приходится заниматься оформлением полного пакета документов, затрачивая на это много времени и сил.
  • Поиск места , помещения и подбор персонала. Ветклинике по франшизе помогает франчайзер, все просчитав и выбрав оптимальный вариант, тогда как ИП может совершить ошибку, что повлечет за собой провал всего дела.
  • Реклама. Франчайзер оплачивает некоторую часть грамотно выстроенной рекламной кампании, тогда как ИП сам продумывает и оплачивает ее.
  • Риски. Благодаря услугам консалтинговой компании и хорошей репутации бренда, клиника по франшизе надежнее защищена от рисков, чем частная лечебница.
  • Спрос на услуги и доход выше у владельцев ветеринарного бизнеса, открытого по франшизе (особенно в первые три года работы).

По всем показателям: простота оформления документов, выбор места, подбор персонала, рекламная кампания, окупаемость, риски, спрос и доходность — открывать ветклинику лучше под патронажем бренда, успевшего зарекомендовать себя в области ветеринарии.