Театральная школа: с чего начинается актерский путь
Искусство актерского перевоплощения еще с эпохи Античности завораживает и внушает трепет. В разные времена отношение к лицедейству менялось от поклонения до порицания, но равнодушных не было никогда. В XXI веке быть актером, без сомнения, престижно, хотя путь этот легким не назовешь.
Содержание статьи:
Где и как в наше время взрослый человек может обучиться интересной и творческой профессии? Театральные школы и студии — доступная возможность овладеть сценическим искусством в любом возрасте. Поговорим о том, как организовано такое образование и что оно может дать.
Зачем нужны школы театрального мастерства
Успешной актерской карьере сопутствуют известность и народная любовь. Конечно, далеко не все выпускники театральных вузов и школ достигают популярности. Но тех, кто чувствует истинное призвание к сценическому искусству, влекут не слава и успех, а в первую очередь возможность творческого самовыражения. Актер не просто развлекает публику — он выполняет благородную миссию, транслируя через воплощаемый образ культурные и нравственные ценности.
Мастерство актера многогранно. Профессиональные навыки — далеко не единственное, что ему необходимо для успеха. Умение вживаться в роль, создавать образ персонажа по словесному портрету, хорошая дикция, чувство ритма — всё это, безусловно, очень важно, и этому можно научиться. Но также актер должен хорошо знать историю и философию театра, иметь богатый читательский опыт, понимать и чувствовать музыку, в целом быть человеком высокой культуры, обладать развитым художественным вкусом. Кроме того, нужно иметь особый склад личности.
На заметку
Помимо теоретических и практических навыков, для профессии актера важно то, что сейчас принято обозначать термином soft skills. Это личностные качества, без которых невозможно достичь высот в выбранной области. Непременные soft skills актера — раскрепощенность, отсутствие страха сцены, уверенность в себе, творческое мышление, высокий эмоциональный интеллект и понимание человеческой психологии.
С другой стороны, это работает и в обратном направлении. Школы и студии театрального мастерства дают многое, и не только в плане актерской карьеры. Более того, некоторые студенты изначально не ставят себе цели стать профессиональными актерами. В театральные школы для взрослых приходят люди с самыми разными запросами. Одни хотят преодолеть страх публичных выступлений, другие — обрести уверенность в себе, третьи — развить креативность и харизму.
Вот лишь немногое из того, что дают театральные студии и школы взрослому человеку. Как видим, эти навыки ценны и для бизнеса, и для повседневной жизни, и для гармоничных отношений с людьми.
Каким же образом можно освоить актерское мастерство?
Долгое время в России существовал единственный подход к театральному образованию. Чтобы стать профессиональным актером, нужно было окончить профильный вуз. Но в последнее время в русской театральной школе наметилась новая тенденция. Культурное пространство меняется, и жесткие стандарты классической системы преподавания перестают удовлетворять свободную творческую личность. Открываются новые независимые школы, чья деятельность не скована рамками догм. Они составляют альтернативу классическому театральному образованию или дополняют его, органично сплетая традиции с современностью.
Недостатка в театральных студиях и альтернативных школах в Москве нет — вариантов много. Другое дело, кто и как обучает студентов на этих программах. Мы расскажем о том, как организован процесс преподавания в «Новой Театральной Школе» на базе университета «Синергия».
Чему могут научить в «Новой Театральной Школе»
Особенность «Новой Театральной Школы» заключается в том, что она дает театральное образование нового типа. Школа ставит перед собой цель воспитать следующее поколение театральных деятелей и культурных практиков — креативных профессионалов, экспертов и арт-менеджеров. Выпускники школы отвечают новым требованиям современного русского театра: это специалисты, обладающие не только широкой эрудицией в области искусствоведения, но и свободой мышления и управленческими качествами. Воспитанник «Новой Театральной Школы» не просто хороший актер — этого сегодня недостаточно. Он должен понимать, как монетизировать творческий продукт: как бы это ни звучало применительно к такой возвышенной профессии, без практичности сегодня никуда.
При этом школа не отказывается от лучших традиций русской драматургии. Большое место в обучении отведено эстетике и философии искусства. Студенты изучают историю русского и мирового театра, усваивают такие краеугольные понятия, как роль, игра, драма, сцена, театральная антропология.
Почему появилась необходимость переосмысления подхода к обучению творческих людей? По словам представителей театрального мира, в России можно по пальцам пересчитать учебные заведения, система преподавания в которых была бы ориентирована на формирование гармоничной личности. Студентам дают лишь знания, технические навыки, не заботясь об их внутреннем мире. Но в творческом обучении такой подход неприемлем. Поэтому «Новая Театральная Школа» и ставит перед собой задачу — воспитать Личность. Личность творческую, но не при этом не оторванную от современности — с практичным подходом.
«Новая Театральная Школа» объединяет несколько направлений обучения для людей разного возраста.
1. Для маленьких актеров действует детская театральная школа «Синяя птица». В ней можно раскрыть творческие способности ребенка, привить ему художественный вкус и интерес к литературе и театральному искусству. Обучение длится 10 месяцев. И даже если воспитанник «Синей птицы» не станет в будущем профессиональным актером, занятия в театральной студии научат его управлять своими эмоциями, преодолевать страх и неуверенность в себе, не бояться выступать перед публикой. К тому же дети учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, правильно вести себя в сложной ситуации. Эти навыки пригодятся любому и в детском возрасте, и во взрослой жизни. В ходе обучения юные актеры постигают азы актерского мастерства, сценической речи, изучают хореографию, вокал и сольфеджио. Каждый модуль включает в себя теоретические знания, практику и итоговое выступление, на котором ребята показывают все, что усвоили.
2. Курсы театрального мастерства. Это дополнительное образование по двум направлениям: актерское мастерство и продюсирование. Воспитанники курсов осваивают азы творческой профессии, учатся вживаться в разные образы, не бояться сцены и выступлений. На курсах продюсеров слушатели знакомятся с основами продюсирования, разбираются в принципах создания театральных и кинопроектов, учатся планировать и организовывать постановки. От продюсера требуются не только широкий искусствоведческий кругозор, креативное мышление и аналитические способности, но также умение монетизировать проекты. Такое обучение доступно всем желающим, даже тем, у кого нет театрального образования. Занятия проходят в очной форме и длятся около полугода. Обучение базируется на синтезе высокого классического искусства и лучших современных практик.
3. Те, кто всерьез собирается посвятить себя творческой профессии, проходят обучение в колледже, вузе или магистратуре на базе «Новой Театральной Школы». Обучение актерскому мастерству занимает четыре года. Воспитанники школы осваивают сценическое искусство применительно к театру и кино, учатся работать перед камерой, овладевают этюдным методом, постигают психологию творчества, изучают особенности режиссерской работы с актерами, управления коллективом театра, участвуют в междисциплинарных проектах. Получение профессионального образования занимает четыре года, еще в течение двух лет можно повышать свой уровень в магистратуре.
Преподаватели «Новой Театральной Школы»
Качество любой образовательной программы зависит не только от ее содержания, но едва ли не в большей степени от того, кто ведет обучение. Преподаватели «Новой Театральной Школы» в особом представлении не нуждаются — всем, кто интересуется театром и культурной жизнью в целом, эти люди знакомы:
- Автор проекта Эдуард Бояков — художественный руководитель «Новой Театральной Школы», создатель театров «Практика» и «Политеатр», основатель фестивалей искусства «Золотая маска», «Традиция», «Новая драма».
- Александр Дугин — философ, социолог, политолог, переводчик, доктор социологических и политических наук. Разработал образовательную концепцию «Новой Театральной школы», является одним из кураторов проекта.
- Инга Оболдина — заслуженная артистка России, известная по главным ролям во многих фильмах и спектаклях, режиссер-постановщик, преподаватель. В «Новой Театральной Школе» руководит актерским направлением.
- Мария Кубланова — директор «Политеатра», руководитель фестивалей «Большая перемена», «Текстура», «Традиция», «Герой и время», «Фестиваль Будущего Театра».
Чтобы стать студентом «Новой Театральной Школы», не требуется профильное образование. Для поступления на программу нужно пройти собеседование с кураторами проекта, забронировать место, представить имеющийся диплом (для получения высшего образования). После заключения договора и внесения оплаты студенты приступают к обучению.
По завершении профессионального обучения выпускники получают диплом с присвоением магистерской степени и сертификат об окончании школы.
Курсов и студий театрального мастерства в Москве немало, и программа «Новой Театральной Школы» по праву может считаться одной из лучших. Она объединяет в себе классический подход к гуманитарному образованию, богатый культурологический материал и актуальные практики. Студенты изучают актерское мастерство непосредственно на базе театра, погружаясь в его уникальную творческую атмосферу.