Стоимость банкротства для физлица: сколько придется заплатить, чтобы пройти процедуру
Еще не так давно слово «банкротство» было знакомо нашим соотечественникам разве что по литературным произведениям о жизни капиталистического мира. Сегодня ситуация поменялась настолько, что признать себя банкротом в нашей стране может не только фирма или предприниматель, но и физическое лицо с доходом ниже среднего. Вот только перед тем как запустить процедуру банкротства, важно получить представление о том, каких она потребует издержек.
Содержание статьи:
«Поздравляем, вы банкрот!», или Что такое на самом деле банкротство
Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено два случая, в которых гражданин может подать соответствующее заявление.
- Добровольное банкротство, когда должник имеет право самостоятельно инициировать процедуру признания его финансово несостоятельным гражданином. Размер долга в этом случае не регламентируется, достаточно наличия обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности:
- выплаты кредиторам просрочены не менее чем на месяц, а сумма просрочки составляет более 10% от суммы долга;
- оценочная стоимость имущества должника не превышает сумму долга[1].
- Обязательное банкротство. Если гражданин не платит по финансовым обязательствам более трех месяцев, а общая сумма долга превышает 250 000 рублей, закон обязывает его подать заявление о признании банкротом в срок не позднее 30 рабочих дней с того дня, когда ему стало известно о невозможности рассчитаться по долговым обязательствам[2].
На заметку
Подать иск о банкротстве должника по закону могут также государственные службы, такие как ПФР, ФСС, ФНС, и его кредиторы.
Чтобы арбитражный суд рассмотрел дело о признании гражданина банкротом, потребуется не только подать заявление, но и подготовить целый пакет документов заранее. Их стандартный перечень включает:
- паспорт, СНИЛС, ИНН;
- опись имущества должника (движимого и недвижимого);
- подтверждение права собственности;
- перечень кредиторов и должников с подробными сведениями о них;
- подтверждение финансовой несостоятельности — копии договоров с кредиторами, долговые расписки, выписки со счетов и тому подобное;
- выписку из реестра предпринимателей, подтверждающую или опровергающую принадлежность к ИП и учредителям юрлица;
- справки 2-НДФЛ (за три года);
- справки из ГИБДД, ГИМС МЧС, Росреестра, Гостехнадзора;
- квитанции об оплате госпошлины и внесении судебного депозита.
При наличии обстоятельств в пакет также входят:
- документы о совершении сделок, сумма которых превышает 300 000 рублей (за три года);
- свидетельство о браке или свидетельство о разводе/постановление суда о разделе имущества;
- справка из службы занятости о статусе безработного;
- медицинское заключение о признании гражданина нетрудоспособным.
Если документы в порядке и должник соответствует требованиям законодательства, то в течение месяца с момента подачи заявления будет проведено первое заседание суда. Пока проходит процедура банкротства должник пользуется некоторыми послаблениями, в частности, он получает отсрочку по платежам кредиторам, а на начисление штрафных санкций накладывается запрет. Этапы банкротства организует не сам должник, а специально назначенный финансовый управляющий, выполняющий функции посредника между гражданином, кредиторами и судом.
Если по итогам процедуры суд признает, что в ближайшем времени по объективным причинам человек не может восстановить свою кредитоспособность, последний объявляется банкротом. В итоге его долги могут быть полностью списаны, реструктурированы или частично погашены в ходе процедуры путем реализации имущества. При этом, согласно определению Верховного суда РФ, отсутствие дорогостоящего имущества не является препятствием в списании долгов[3].
Сведения о банкротстве должны быть внесены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и находиться в открытом доступе.
На что придется потратиться?
Как уже упоминалось, процедура банкротства требует ощутимых расходов, поэтому, прежде чем начинать ее, рекомендуется составить приблизительную смету и сопоставить величину издержек с размером имеющегося долга. Все предстоящие издержки можно разделить на три группы.
- Досудебные. Прежде всего за подачу заявления в арбитражный суд необходимо уплатить госпошлину в размере 300 рублей. Кроме того, понадобится внеси судебный депозит на оплату фиксированного вознаграждения финансовому управляющему — 25 000 рублей, а также комиссию за внесение — 750 рублей. Расходы на назначение нужного управляющего составят от 2500 до 10 000 рублей. Но и это далеко не все, ведь чтобы убедить арбитражный суд в необходимости банкротства, недостаточно подать одно только заявление — придется приложить целый пакет подтверждающих документов (их список смотрите выше). Обычно за оформление каждой справки или выписки предусматривается плата, так что на досудебные расходы имеет смысл заложить около 30 000 рублей.
- Судебные. В ходе процедуры суд может счесть необходимым приглашение для консультации специалистов или экспертов, что в среднем увеличит расходы на 10 000 рублей (такое, впрочем, бывает крайне редко). К этой же группе издержек относят и почтовые расходы, поскольку в ходе арбитражного процесса обязательна отправка письменных уведомлений его участникам — телефонных звонков или сообщений на электронную почту в этом случае недостаточно. Даже в самом простом случае, не требующем участия экспертов, на почтовые расходы придется потратить примерно 4000 рублей.
Публикация сведений о банкротстве — еще одна статья расходов. Во-первых, потребуется опубликовать информацию в газете «Коммерсантъ». Если заявление гражданина суд признает обоснованным и сразу вводит процедуру реализации имущества, то достаточно одной такой публикации, а при двух процедурах — реструктуризации долгов и реализации имущества — соответственно, необходимо две публикации. Средняя стоимость каждой из них составляет порядка 10 500 рублей[4].
Во-вторых , потребуется оплатить внесение сведений о банкротстве в ЕФРСБ. Количество публикаций зависит от числа кредиторов, стоимость каждого сообщения составляет 600 рублей[5]. - Иные расходы. В эту статью входит оплата транспорта, телефонных переговоров, банковских услуг и прочего. В среднем на такого рода расходы за время всей процедуры придется отдать не менее 3000 рублей.
В результате, минимальная стоимость процедуры банкротства физического лица составляет примерно 45 000–50 000 рублей. Итоговая стоимость зависит от конкретной ситуации, в частности, от суммы долга: чем он крупнее, тем сложнее его списать, а следовательно, тем больше потребуется затрат.
Услуги финансового управляющего — отдельная статья расходов
По закону вести всю деятельность по процедуре банкротства обязан финансовый управляющий, а не сам должник. С момента ее запуска именно финансовый управляющий общается с кредиторами и судом, при этом он имеет право получить доступ ко всей необходимой информации относительно имущества гражданина, составе обязательств и так далее.
В перечень услуг управляющего входят в том числе проверка обоснованности финансовых претензий кредиторов, управление средствами на счетах клиента, представление его интересов в суде, совершение сделок от имени должника, истребование необходимых сведений и доказательств, публикация сведений о ходе банкротства в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ», отчет о проделанной работе и тому подобное.
Оплата услуг финансового управляющего — это отдельная статья расходов при банкротстве. Фиксированная часть оплаты составляет 25 000 рублей единовременно за каждую процедуру, применяемую в деле[6]. Она вносится заранее в качестве депозита, о котором уже говорилось выше.
Но одно дело о банкротстве гражданина может включать проведение нескольких процедур. Например, если в деле отсутствует ходатайство о проведении процедуры реализации имущества, то в этом случае неизбежно начнется процедура реструктуризации долга — даже несмотря на то, что такая реструктуризация для должника может быть фактически неприемлема. Только после того, как суд убедится в невозможности составления плана реструктуризации, будет запущен процесс реализации имущества — процедуры будет две и оплатить придется каждую.
На заметку
По закону в случае реализации имущества должника финансовый управляющий получает в качестве оплаты 7% от суммы выручки от реализации имущества должника, а при реструктуризации — 7% от размера удовлетворенных требований кредиторов[7].
Желательно, чтобы заявление о банкротстве подал сам должник, не дожидаясь, когда это сделают его кредиторы. Только в этом случае гражданин сможет выбрать управляющего, который будет работать с учетом его интересов. Размер оплаты услуг оговаривается отдельно, но следует понимать, что она не может быть слишком низкой, ведь именно от финансового управляющего зависит исход всего дела.
Стоимость дополнительных юридических услуг
Потенциальный банкрот должен знать, что провести банкротство самостоятельно довольно сложно. Из-за неправильно оформленных или недостающих документов арбитражный суд отказывает в проведении процедуры. По неопытности можно затянуть банкротство на неопределенный срок или прийти к закрытию дела без списания долгов. Профессиональные юристы помогут сократить сроки, а иногда — даже уменьшить расходы.
- Во-первых , специалисты предоставят профессиональную консультацию по поводу конкретной ситуации — подходит ли она под критерии банкротства в принципе. В итоге можно понять, что реально сделать в данном случае, и разработать план действий.
- Во-вторых , юристы в кратчайшие сроки помогут составить заявление и сформировать пакет необходимых документов, сведя к нулю риски штрафа за просрочку. Стоимость экспертизы и сбора пакета документов составит примерно 15 000 рублей.
- В-третьих , если интересы должника будет представлять юридическая компания, то она же подберет подходящего финансового управляющего, который будет защищать интересы своего клиента. Внесение 25 000 рублей (и комиссии размером 750 рублей) в качестве судебного депозита также становится обязанностью компании. Юристы помогут выйти из ситуации с минимальными имущественными потерями, а при необходимости — окажут помощь в снятии запрета на выезд за границу. Сроки проведения банкротства обычно оговариваются еще при заключении договора.
Большинство компаний сегодня оказывают услугу под ключ, что намного выгоднее для клиента, чем обращаться к юридическому сопровождению на каждом этапе отдельно. Участие должника при этом минимальное — ему не придется посещать судебные процессы, отслеживать изменения в законодательстве, а при необходимости — менять стратегию процедуры. Все это можно поручить специалистам, оформив нотариальную доверенность на ведение дела, стоит это около 2000 рублей.
Как показывает практика, стоимость услуги банкротства физического лица под ключ варьируется в диапазоне от 100 000 до 150 000 рублей.
Потенциальному банкроту следует с особой ответственностью подходить к анализу предложений по списанию долгов. Фирм, занимающихся этим, на рынке много, но далеко не все из них работают со 100% результатом и оправдывают потраченные на услуги деньги. Известность, репутация, солидная практика — вот на что в первую очередь нужно обратить внимание при выборе.