Шипованные шины vs «липучки»: какая резина лучше подходит для зимы
Споры автовладельцев о том, какая зимняя резина лучше: шипованная или «липучка», ведутся каждый год в холодный сезон. И знаете, что самое удивительное? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Почему? Об этом мы и поговорим в статье.
Содержание статьи:
С ноября по апрель дороги в наших широтах непредсказуемы, как и погода. Выезжая утром, мы балансируем по гололеду, а в обед уже вынуждены передвигаться по снежной каше или лужам. И нужно, чтобы зимние шины давали хорошую управляемость и на снегу, и на льду, и на мокрой дороге, и на сухой. Как же выбрать правильный и безопасный вариант и что лучше взять на зиму: «липучки» или шипованные шины? Давайте разбираться в их преимуществах и недостатках.
Виды зимних шин: шипованная и нешипованная резина
Опытные автовладельцы при выборе зимних шин исходят из стиля вождения, температурных условий и качества дорог в своем городе. Известный совет: если большую часть времени ты ездишь по заснеженным трассам или загородным второстепенным дорогам, покрытым льдом, да еще и на высокой скорости, то лучше остановить выбор на «шиповках». Для чищеных асфальтовых дорог и невысоких скоростей подходят «липучки». Звучит однозначно; казалось бы, вопрос «Что лучше: «липучка» или шипованная резина?» вообще не должен возникать. Однако шинные технологии не стоят на месте, производители постоянно модернизируют конструкцию покрышек и экспериментируют с составом резиновой смеси. В итоге сейчас оба вид шин имеют близкие характеристики (конечно, если они из одной ценовой категории). Хотя отличия все же имеются.
Плюсы и минусы шипованной резины
Шины с металлическими шипами противоскольжения, которые раньше считались единственно возможным для зимы вариантом, до сих пор остаются самыми популярными у автомобилистов[1]
. Их главная фишка — шипы, количество которых может различаться. В современных моделях используются не только традиционные шипы с круглым сердечником, но и более продвинутые направленные — с сердечником в форме звезды, квадрата, многогранника, трехгранника[2] . В покрышке могут использоваться шипы двух видов, их наконечники становятся острее, а крепление — усиленным. Помимо шипов, за сцепление с дорогой отвечают рисунок протектора и мелкие прорези-ламели.Весомый плюс шипованных шин состоит в том, что они обеспечивают лучшее сцепление на льду. На обледенелом, подтаявшем и заснеженном покрытии они сохраняют хорошую управляемость даже при отсутствии систем ABS или ESP, позволяют быстро разгоняться и тормозить, преодолевать ледяной склон, выезжать из колеи. Шипы незаменимы в сложных погодных условиях, когда на дорогах много льда и нужна повышенная проходимость. Если автомобилем пользуются несколько членов семьи и среди них есть неопытные водители, лучше выбрать именно такой вариант. С другой стороны, у «зубастой» резины есть недостатки:
- На чистой сухой и особенно мокрой дороге динамика автомобиля ухудшается, тормозной путь увеличивается, покрышки изнашиваются. Однако хорошие современные шины на асфальте ведут себя достойно.
- Шипованные шины более шумные во время езды. Эту проблему можно решить хорошей шумоизоляцией колесных арок.
- Шипы со временем выпадают и стираются на чистом асфальте, а при потере более 50% шины нужно менять. Это так, но сейчас в протекторной ленте шины используется несколько слоев резиновой смеси с разной рецептурой, причем нижний, так называемый базовый слой, более жесткий. Такое решение позволяет надежно удерживать нижний фланец шипов и предотвращать их потерю при езде.
- Расход топлива в период эксплуатации шипованных шин несколько возрастает[3] .
- За пределами России шипованные шины, разрушающие дорожное покрытие, запрещены, поэтому при поездках в Европу их придется заменить[4] .
Отдельно стоит сказать об обкатке новых шин. Первые 700–1000 километров, пока шипы прикатываются, водитель должен действовать аккуратно и плавно, избегать резких разгонов и торможений, а также не допускать проскальзывания колес.
Особенности современных «липучек»
Нешипованная, или фрикционная, шина — это не всесезонная модель, как думают некоторые, а отдельный вид зимних покрышек. Они отличаются от шипованных увеличенным количеством ламелей и более мягкой резиновой смесью протекторного слоя. Работают фрикционные шины иначе, чем «шиповки». Большое количество ламелей в рисунке протектора создает множество режущих кромок, что и обеспечивает прекрасное сцепление с дорогой. Специальная форма ламелей позволяет впитывать тонкую водяную пленку, образующуюся в пятне контакта между покрытой льдом дорогой и разогретым протектором. Поэтому нешипованные шины и называют «липучкой».
В продаже есть шины европейского и скандинавского типа. Первые подходят для мягкой зимы: небольшой плюс, снежная каша, дождь, слякоть. Визуально их можно отличить по широким канавкам для отвода влаги. Скандинавские можно узнать по увеличенной глубине рисунка протектора и большому числу ламелей.
На заметку
Пытаясь различить скандинавские и европейские «липучки», можно проверить показатели максимально разрешенной скорости на маркировке: для Северной Европы она равна Q (160 км/ч) или R (170 км/ч). На покрышках для теплых стран вы увидите класс скорости H (210 км/ч) или V (240 км/ч).
«Липучки» показывают себя лучше шипованных шин на покрытой реагентами дороге, мокром асфальте, покрытии со снежной кашей. Автомобиль на фрикционных шинах уверенно входит в поворот на чистой трассе, четко реагирует на движения руля, обеспечивает прогнозируемое торможение. На снегу скаты из мягкого компаунда ведут себя не хуже, чем «шиповки». Со льдом все не так однозначно. На обледенелых дорогах водителю автомобиля на нешипованных шинах необходимо действовать более осторожно, сбросить скорость и заранее планировать маневры. Поэтому «липучки» подходят опытным автовладельцам. Производители шин постоянно дорабатывают фрикционные модели, чтобы они справлялись со своими задачами независимо от покрытия и климатических условий[5]
.Те, кто поставил «липучки» после «шиповок», знают, что они производят меньше шума и вибрации, автомобиль расходует меньше топлива. В целом нешипованные шины считаются более комфортными.
Обкатывать новые «липучки» тоже необходимо. Первые 400–500 километров шины должны адаптироваться под параметры подвески автомобиля.
Что лучше: «липучка» или шипованная резина? Результаты тестов
Давайте проанализируем результаты нескольких тестов, чтобы понять, шипованные или нешипованные шины лучше себя показывают.
Тест Teknikens Värld
Осенью 2024 года шведский журнал протестировал шипованные шины, европейские и скандинавские «липучки» — 18 моделей шести брендов. Лидерами теста стали «липучки» для Северной Европы — они заняли первые четыре места по количеству баллов. В тесте на льду, снегу, мокром и сухом асфальте эти шины показали лучший уровень безопасности в сложных условиях, хорошую сопротивляемость аквапланированию и были признаны более комфортными, чем шипованные. Замыкали первую пятерку «шиповки», ставшие лучшими при движении на льду и по показателям продольного аквапланирования.
В целом участники без шипов набрали максимум баллов по результатам торможения и управляемости на снегу, мокром и сухом покрытии, плавности хода, тишине в салоне, топливной эффективности и устойчивости. Шипованные шины получили максимальный балл за управляемость на льду[6]
.Справедливости ради отметим, что на последнем месте оказались скандинавские «липучки» премиум-класса.
Тест «Авторевю»
Пытаясь выяснить, зимой лучше шипованная резина или «липучка», эксперты сравнили бюджетные «шиповки» и топовые фрикционные шины — 12 моделей размерности 215/60R16. В ходе испытаний шины обоих видов показали примерно одинаковые результаты. По торможению на льду большинство «липучек» набрали девять баллов из десяти, шипованные, кроме лидеров, — по 7-8 баллов. По остальным тестам на льду показатели оказались близки. В испытаниях на снегу выделились «липучки», набравшие 13 раз максимум против трех высших баллов у шипованной резины. С торможением на мокром асфальте лучше справились «шиповки», на сухом — «липучки». По сумме баллов лидерами шинного теста стали фрикционные покрышки, замыкает тройку лидеров шипованная резина[7]
.Какую резину купить на зиму: что советуют автоэксперты?
Ну и куда уж без отзывов бывалых. Нас в данном случае интересует мнение признанных автоэкспертов.
Рекомендации Кирилла Милешкина
Эксперт отметил, что европейские «липучки» мало на что способны на льду и их лучше не рассматривать для покупки в наших широтах. Анализируя, какая лучше зимняя резина, шипованная или скандинавская «липучка», Кирилл Милешкин предложил выбирать шипованные шины тем, кто опасается льда, а фрикционные — тем, кому важнее акустический комфорт и уверенность в поведении машины на асфальте. По мнению автоэксперта, «шиповки» не всегда лучше «липучек» на льду — фрикционные покрышки работают по-разному при высокой и низкой температуре и на сильном морозе оказываются эффективнее соперников. Подводя итог, эксперт заметил, что жизненный цикл нешипованной резины может оказаться дольше, чем шипованной[8]
.Мнение канала «Шинный Эксперт»
Авторы канала «Шинный Эксперт» постоянно проводят сравнение разных моделей шин и ищут достойные альтернативы ушедшим с рынка брендам. Блогеры отмечают, что большинство отечественных автовладельцев отдают предпочтение шипованной резине и готовы поступиться комфортом в угоду надежности сцепления[9]
зимы[10] .
Мнение эксперта Ikon Tyres
Отвечая на вопрос, какие шины лучше на зиму, шипованные или «липучки», руководитель группы по технической поддержке клиентов, тестированию и сертификации Ikon Tyres Александр Пархомчук посоветовал водителям ориентироваться на рекомендации автопроизводителя, учитывать особенности погодных условий и своей местности. Эксперт заметил, что фрикционные шины можно устанавливать раньше шипованных и спокойно ездить до весны включительно[11]
.По большому счету, выбор шипованной резины или «липучек» — дело вкуса водителя. Современные шины примерно одинаково хорошо работают на разных покрытиях, но при управлении на шипованных и фрикционных моделях есть нюансы. При покупке нужно учитывать собственные предпочтения и манеру вождения, а также дорожно-климатические условия. Не менее важно грамотно выбрать конкретную модель: они могут различаться, причем довольно сильно.