Популярные франшизы известных брендов: самые-самые предложения
Самые известные и самые популярные франшизы, а также некоторые курьезные и исторические факты из мира франчайзинга. Всё это — в нашем специальном материале, посвященном титанам мира бизнеса, к успеху которых при желании может прикоснуться каждый.
Самая известная франшиза в мире
Именно франчайзинг обеспечил компании McDonald’s успех и позволил занять лидирующие позиции в мировом бизнесе. В США порядка 80% ресторанов этой сети работают по франшизе, а в Европе — около 50% [1]
. В России первый McDonald’s появился в Москве у станции метро «Пушкинская» в «дефицитном» 1990 году. Открытие ресторана запомнилось жителям столицы километровыми очередями за «американской мечтой» [2] . Кстати, «пушкинский» общепит этой сети до сих пор считается одним из самых посещаемых в мире [3] .По некоторым данным, именно в России потребляют больше всего гамбургеров и чизбургеров «дядюшки Макдональда», а само заведение только у нас именуют рестораном. Возможно, именно этот факт делает самую известную в мире франшизу еще и самой недоступной в нашей стране. В настоящее время более 90% предприятий компании управляются франчайзи. Сеть предпочитает предоставлять франшизу не на одно предприятие, а на несколько регионов. В России точками McDonald’s управляют три партнера [4]
. Согласно информации из открытых источников начальный капитал для открытия точки сети должен составлять не менее 500 000 долларов (более 37 млн рублей), а роялти — от 8,5% [5] . Может быть, в будущем, когда спрос на бургеры будет ниже и на рынке появится новая звезда франшизы, простые бизнесмены также смогут открыть свой «ресторанчик» под звучным названием McDonald’s.Самые-самые…
Предложений по продаже франшиз много, но выделяются и запоминаются обычно самые-самые: самая первая, самая дорогая, самая крупная франшиза в мире. Расскажем о них.
Самая первая франшиза в мире
Родоначальником современной системы франчайзинга стал основатель всемирно известной Singer Sewing machine company Иссак Зингер [6]
. Именно он в 1851 году заключил с дистрибьюторами своей продукции первый в мире письменный договор о передаче права на продажу и ремонт швейных машинок Singer на определенной территории США, то есть, согласно современной терминологии, заключил договор франшизы.Самая дорогая франшиза в мире
В далеком 1952 году в штате Теннеси господин Кеммонс Вилсон основал компанию Holiday Inn, которая впоследствии стала первой гостиничной компанией, продающей франшизу. Сегодня этот бренд входит в состав одной из крупнейших в мире сетей гостиничного бизнеса, «управляет» более чем 5300 отелями в 100 странах мира и объединяет 14 знаменитых торговых марок, среди которых Holiday Inn Club Vacations, Holiday Inn Resort, Holiday Inn Express, Staybridge Suites и другие [7]
. Минимальные первоначальные инвестиции при покупке франшизы этого бренда оцениваются на уровне 7,5 млн долларов (более 566 млн рублей), паушальный взнос равен 50 000 долларов (более 3,7 млн рублей), роялти — 5–6% [8] .Самая крупная франшиза в мире
В 1965 году американец Фред Де Люка открыл небольшое кафе, которое спустя годы превратилось в известный бренд Subway. И снова успеху способствовала франшиза, которую владелец начал предоставлять своим дистрибьюторам с 1974 года. По данным компании, сеть Subway насчитывает свыше 44 000 ресторанов быстрого обслуживания по всему миру. Российская сеть занимает третье место по числу точек в Европе и включает 599 ресторанов в 125 городах. В общей сложности в нашей стране у компании 263 франчайзи [9]
. Сумма инвестиций оценивается в 4–6 млн рублей, роялти — 8%. Срок окупаемости точки составляет от двух лет [10] .Самые популярные франшизы
В России сегодня порядка 2780 франшиз. За первую половину 2021 года рынок отечественного франчайзинга по числу предложений вырос на 7%, причем больше всего франчайзи сосредоточены в регионах [11]
. После пандемии специалисты отмечают повышение популярности франшиз магазинов-дискаунтеров, медицинских центров, аптек, маркетплейсов, служб доставки, а также компаний, работающих в сфере услуг и IT. Назовем несколько брендов, представленных в этих сегментах.Структура российского франчайзинга в 2021 году. [12]
Франшизы в сфере медицинских услуг
Один из лидеров по части развития сети в этой сфере — компания «Хеликс». Основанная в 1998 году лабораторная служба сегодня имеет более 450 диагностических центров и лабораторных пунктов в 130 городах России [13]
. Условия продажи прав варьируются в зависимости от численности населения в регионе. Для открытия такой точки в Москве требуются вложения от 2,8 млн рублей, паушальный взнос составляет 180 000 рублей. Размер роялти — 2%, на первые три месяца работы новой лаборатории предусмотрен льготный период без выплаты роялти [14] .Франшизы служб доставки
Услуги служб доставки стали особенно востребованы во время локдауна: в 2020 году их число увеличилось минимум на 10% [15]
. Компания «СДЭК», работающая на российском рынке в сфере курьерских услуг и логистики с 2000 года, начала развитие франчайзинговой сети в 2009 году. На данный момент офисы СДЭК существуют в 14 странах мира. Минимальная стоимость франшизы компании — около 350 000 рублей, паушальный взнос составляет от 50 000 до 200 000 рублей. Роялти новые партнеры начинают выплачивать через полгода после заключения договора [16] .Франшизы маркетплейсов
Онлайн-площадки, выполняющие роль посредника между продавцами и покупателями, стали особенно популярны в последние несколько лет. Несмотря на появление конкурентов, крупнейшим маркетплейсом в мире остается Amazon [17]
. Компания была основана в 1994 году и сейчас имеет более 10 филиалов в разных странах мира [18] . В России самой крупной площадкой является Wildberries. Стартовые инвестиции при покупке франшизы компании составляют от 200 000 до 2 млн рублей плюс паушальный взнос [19] .Франшизы дискаунтеров
Первые магазины, предлагающие товары по низким ценам, появились в Германии в 1950-х годах [20]
. Есть такая тенденция: в периоды экономического кризиса дискаунтеры пользуются повышенным спросом. Подобная картина наблюдается и сейчас: эксперты отмечают стабильный рост числа дискаунтеров. Так, на конец 2020 года количество сетевых торговых точек составило около 140 000 [21] . Аналитики прогнозируют в ближайшие несколько лет рост доли дискаунтеров до 15–17% рынка сетевой продовольственной розницы [22] . Один из примеров магазинов такого формата в России — FIX Price. Общие инвестиции для франчайзи компании оцениваются на уровне 3 млн рублей, паушальный взнос отсутствует, размер роялти составляет 3% в месяц [23] .Франшизы IT-сферы
Один из популярных у франчайзи форматов в сфере IT — digital-агентства, которые профессионально занимаются продвижением в социальных сетях Instagram, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» и TikTok. Агентства оказывают услуги по созданию корпоративных сайтов, интернет-магазинов, посадочных страниц (landing page), занимаются разработкой логотипов и настройкой рекламы. Средняя стоимость франшизы подобных агентств начинается от 150 000 рублей, включая паушальный взнос, роялти — порядка 8–10% [24]
. Некоторые компании предоставляют новому партнеру льготный период на первые три месяцы работы.Покупая франшизу, партнер получает право работать под именитой торговой маркой, знакомой многим. А возможность запустить бизнес по готовой схеме и пошаговым инструкциям минимизирует риски. При открытии компании с нуля со всеми бизнес-вопросами приходится разбираться самостоятельно.
* Материал не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления.
** Эквивалент в рублях приведен по курсу ЦБ РФ на 29 ноября 2021 года.