Покупка в зарубежных интернет-магазинах: правила, особенности и ограничения
Получение посылки, особенно издалека — это всегда приятный и волнительный момент, даже если содержимое коробки отлично известно. Есть что-то почти магическое в том, чтобы со словами благодарности забрать заказ у курьера или сотрудника пункта выдачи. Особенно если в бандерольке заветный гаджет или новинка из мира моды, музыки и литературы, которую просто не достать, по крайней мере — по такой же доступной цене, в родной стране . Лидеры среди стран для интернет-шопинга — США, отличающиеся клиентским сервисом и качеством реализуемой продукции, и Китай, конкурентное преимущество которого — дешевизна.
Покупки за рубежом через интернет: что год грядущий нам готовит
Неудивительно, что интерес россиян к интернет-покупкам за рубежом активно растет. Равно как и пристальное внимание со стороны государства, которое давно увидело в заграничном онлайн-шопинге возможность дополнительного пополнения бюджета.
Норма беспошлинного ввоза в страну товаров для личного пользования, как и в предыдущие годы, составляет сумму, эквивалентную 1000 евро на человека в месяц. При превышении лимита необходима оплата таможенной пошлины в размере 30% от стоимости покупки. Однако с декабря 2017 года таможенников интересует не только сумма коммерческого почтового отправления, но и подробные данные об адресате и содержимом заказа.
1 января 2018 года в силу вступил приказ ФТС № 1861 «Об использовании в качестве пассажирской таможенной декларации документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования» (от 24.11.2017 г.) [1] , инициированный таможенной службой РФ. Теперь при совершении покупок в крупных мульти- и монобрендовых интернет-магазинах (например, Apple, BlueFly, StrawberryNET, Zappos, Newbalance, Burton, Ray Ban и т.д.), на аукционных площадках (Amazon, eBay, Bidz.com и пр.), а также при заказах на сайтах формата «закрытая распродажа» (Gilt, Myhabit, HauteLook, Modique, Zulily и т.д.) необходимо указывать сведения о покупателе и приобретаемых товарах.
Так, получатель товаров или его представитель должен вносить в декларацию свои паспортные данные и индивидуальный налоговый номер (ИНН) [2] . Полная информация требуется и о содержимом посылки: при подаче в бумажном виде необходимо предоставить описание товаров. Это может быть указание технических характеристик и стоимости изделий и/или копии технических паспортов, инструкций в электронном виде. Потребуются гиперссылки на страницы, с которых были заказаны товары [3] . Здесь описание тоже не будет лишним, так как страницы могут быть скрыты по причине отсутствия товара на складе либо информация по ним может измениться.
Уже сейчас паспортные и налоговые данные каждого покупателя вносятся в специальный реестр, что позволяет таможенникам отслеживать, не превышен ли гражданином ежемесячный порог беспошлинных покупок в иностранных интернет-магазинах.
На заметку
Судя по всему, принятые меры — лишь первые шаги на пути ужесточения таможенного контроля. Евразийский экономический союз, куда входит Россия, представил проект снижения беспошлинной суммы на импортные товары. Таким образом, чтобы избежать лишних трат, приобретение компьютера, фото-, видеоаппаратуры и других дорогих товаров на следующий год лучше не откладывать.
Среднестатистический интернет-шопер легко впишется в дозволенные сегодня пределы и приобретет на тысячу евро передовые американские девайсы, модную одежду и обувь, высококачественную косметику, которые не доступны в России.
Но, помимо таможенных ограничений, важно учитывать другие сложности процесса международной покупки. К примеру, несмотря на развитую систему онлайн-торговли, далеко не все магазины США занимаются прямой доставкой товаров в нашу страну. Отличное решение предлагают компании-мейлфорвардеры (mailforward с англ. — пересылка почты), предоставляющие посреднические услуги между магазином и заказчиком в другой стране. В таком случае достаточно указать американский адрес пункта приема мейлфорвардера, откуда посылка будет перенаправлена в Россию.
В чем принцип работы служб-посредников, занимающихся доставкой товаров из-за рубежа
Фактически мейлфорвардер — представитель интересов покупателя в стране, где происходит купля-продажа. Как правило, при регистрации в системе форвардера за каждым клиентом закрепляется персональная ячейка (suite), которая работает по принципу почтового абонентского ящика. На указанный адрес склада будут приходить товары из магазинов. Попутно с приемом, сортировкой и рассылкой заказов конечным адресатам посредник может решить еще массу клиентских проблем. «Почтовые посредники» помогут оплатить заказ, если магазин не работает с российскими банковскими картами, соберут при необходимости в единую бандероль покупки из разных магазинов, освободят товар от лишней упаковки, чтобы снизить вес и объем, а значит, и стоимость транспортировки.
Посредническая помощь может оказаться полезна при возникновении других вопросов. В частности, наличие русскоговорящих сотрудников в штате поможет избежать языкового барьера между заказчиком и магазином, дополнительная опция по замеру одежды и обуви либо услуга фотографирования товара позволят покупателю убедиться, что он приобретает именно то, что планировал. И если что-то не соответствует ожиданиям, оперативно и без лишних международных пересылок осуществить возврат.
В борьбе за клиента мейлфорвадеры совершенствуют сервис, сокращают сроки доставки, заключают соглашения с надежными компаниями-партнерами, имеющими большой транспортный парк и широкую сеть пунктов выдачи, предлагают скидки и приятные бонусы постоянным клиентам и т.д.
В разгар сезонных распродаж и акций вроде Black Friday и Cyber Monday («черная пятница» и «киберпонедельник») — крупнейших ежегодных тематических распродаж в западных офлайн- и онлайн-магазинах — услуги мейлфорвардов и вовсе на вес золота. Оформив заказы в разных магазинах на адрес компании-посредника, можно изрядно сэкономить на доставке.
Представим ситуацию: клиент выгодно приобрел в одном магазине «корзину, картину, картонку», в другом — смартфон в полцены, в третьем — новый альбом своего кумира, в четвертом — уникальный гаджет для занятий спортом. Указав в личном кабинете весь перечень ожидаемых посылок, он может следить за тем, как один за другим магазины выполняют перед ним свои обязательства. И вот наконец, когда все товары оказались на складе у мейлфорвардера, их готовят к отправке, пакуют без «воздуха» и лишнего веса — например, сапоги без коробки занимают почти втрое меньше места и весят тоже меньше — и отправляют в Россию единой посылкой. Даже с учетом расходов на доставку сумма экономии может быть сопоставима с потраченной.
А если представить, что тот самый редкий спортивный гаджет, ради которого и затеян шопинг, можно оплатить только банковской картой, выпущенной в Америке, то без помощи мейлфорвардера операция будет попросту сорвана. Увы, сложности с оплатой российским «пластиком» случаются чаще, чем можно представить. Даже в таких продвинутых магазинах, как Walmart, Target, Guess, Levi’s, Overstock, Nordstromrack, международные трансакции проходят далеко не каждый раз.
Что можно заказать за рубежом через интернет и кому это выгодно?
Покупки за границей через интернет — прекрасная возможность приобрести отличные вещи для любого случая, которая быстро превращается в полезную привычку.
Молодые мамы часами могут разглядывать американские интернет-витрины, находя:
- качественную детскую одежду и обувь;
- развивающие игрушки и наборы для творчества;
- оригинальные товары для купания, кормления и ухода за малышами;
- гипоаллергенную детскую и женскую косметику, а также многое другое.
Молодежь выбирает в США совсем другие «игрушки». В список любимых покупок входят смартфоны, ноутбуки, фронтальные камеры, фитнес-трекеры, а также различные автомобильные аксессуары.
Поклонники моды, чуткие к веяниям сезона, находят здесь брендовую одежду из новых коллекций, которая приходит в нашу страну с заметным опозданием.
Творческие натуры приобретают дизайнерские вещи для украшения интерьера, товары для хобби.
Спортсмены используют интернет-магазины за рубежом, чтобы подобрать одежду, обувь, специальное снаряжение, новейшие ракетки, клюшки и другое оборудование от передовых американских спортивных брендов, задающих тренды в мире, но слабо или совсем не представленных в России.
В США можно найти массу полезных товаров по привлекательной цене, но порядка 90% американских магазинов, в том числе такие флагманы ритейла, как Amazon и Apple, не доставляют товары на российские адреса. Часть магазинов осуществляет международную доставку, однако это стоит дорого и может сделать покупку невыгодной.
Услуга мейлфорвардеринга избавила от головной боли как покупателей, так и магазины, желающие увеличить клиентуру. Для таких компаний доставка — один из основных профилей работы, поэтому цены на пересылку бандероли заметно ниже, чем у самих продавцов. Кроме того, помощник в вопросах закупок дает возможность делать заказы из разных магазинов и объединять все приобретенное в одну посылку, заплатив за международную доставку минимальную цену.