Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: программа, методики и технологии

ЕГЭ по русскому языку — очень серьезное испытание. Русский — наш государственный язык, и владеть им на высоком уровне необходимо. Поэтому требования к выпускникам предъявляются весьма строгие. ЕГЭ по русскому охватывает все разделы языка, и для успешной сдачи экзамена ученик должен свободно ориентироваться в фонетике, стилистике и грамматике. Это масштабная задача, и потому подготовка к ЕГЭ должна начинаться задолго до окончания школы.

Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку

В идеале начинать подготовку следует еще в 8-9 классе, именно в то время, когда закладываются основы осознанного использования языка. Но даже если в этот период ученик не уделял должного внимания предмету, усиленные занятия могут помочь в прохождении экзамена. Начинать их нужно примерно за год до ЕГЭ. Полгода — это минимальный срок, необходимый для подготовки, при этом нужно быть готовым к весьма интенсивным ежедневным занятиям.

Готовиться к ЕГЭ по русскому языку можно самостоятельно — достаточно купить несколько сборников с заданиями за прошлые годы и разработать план ежедневной работы. Заниматься следует как минимум по часу ежедневно, отмечая, какие разделы языка вызывают самые большие затруднения, и перечитывая соответствующие параграфы учебника. Можно подключить к процессу учителя русского языка и попросить его проверить задания и эссе, однако далеко не у каждого педагога хватает времени на такую работу.

Справка
В 2017 году минимальный проходной балл ЕГЭ по русскому языку, необходимый для поступления в вуз, составил 36 пунктов по 100-балльной шкале.

Особенности подготовки к экзамену: методики и учебные материалы

ЕГЭ по русскому языку (версия 2017 года) состоит из двух частей. Первая часть содержит 24 задания на проверку основных правил языка. Ответами на вопросы являются цифра или их комбинация, слово, словосочетание либо цифро-буквенное соответствие. Ученику предлагается выполнить не только задания, оценивающие его знания грамматики, пунктуации, стилистики, но и умение внимательно читать и анализировать текст, вычленять его тему, идею, различать фигуры речи. Вторая часть (25-е задание) представляет собой сочинение по теме прочитанного текста (чаще всего это отрывок из литературного произведения). Ученик должен выявить проблему, прокомментировать ее, подкрепляя свои доводы аргументами, приведенными в предложенном отрывке. А также привести примеры литературных текстов, где затрагивается данная проблема. Высший балл получают те, кто вспомнил не менее двух подходящих произведений. Наиболее часто встречаются следующие темы: проблема взаимоотношений отцов и детей, любовь к родине, героизм, сложность выбора, становление личности, память и забвение и другие. При написании нужно учитывать все правила русского языка, не допустить фактических ошибок и соблюсти этические нормы.

При подготовке к экзамену будет совсем не лишним ознакомиться с заданиями прошлых лет — например, по книге «Русский язык: Подготовка к ЕГЭ» Меркина Б.Г. и Смирновой Л.Г., «Русский язык: Тренировочные задания» Цыбулько И.П., Львовой С.И. и Кохановой В.А. и другим.

Технологии подготовки к ЕГЭ по русскому языку

На различных курсах для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку применяются разные учебные технологии. Обычно преподаватель выбирает одну из них, исходя из личных особенностей ученика, уровня его подготовки и психологического склада.

  • Кейс-технологии обеспечивают индивидуальный подход и предусматривают составление индивидуальных планов для каждого ученика. Результат освоения учеником знаний может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки или описательной работы.
  • Информационные технологии сегодня используются очень широко, нашли они применение и в подготовке к ЕГЭ по русскому языку — речь идет о таких программах, как Нуреr Ttst, My TestX, сайте www.gramma.ru и других. Они помогают конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, применять полученные знания в новых условиях. Кроме того, использование информационных технологий предполагает максимальную самостоятельность учеников и дает им возможность работать в удобном для них ритме.
  • Технологии мультимедиа предоставляют возможность визуализировать абстрактную информацию и концентрировать внимание на поставленных задачах. Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто используются авторские презентации с анимированными и графическими элементами, видеофильмы, а также лекции, семинары и доклады.
  • Очень хороший эффект дает применение технологии проблемного обучения , которая обеспечивает творческое усвоение знаний при помощи организованного учителем диалога. Это групповая форма работы, которая позволяет развить умение решать проблемы, извлекать информацию и делать выводы. Такое продуктивное общение в будущем поможет ученикам успешно пройти самый сложный этап экзамена — Часть 2.

Нельзя забывать и о том, что полученные знания и навыки нуждаются в проверке. Для этого применяется система мониторинга с использованием листов учета ошибок. Таким образом ученик самостоятельно сможет выявить свои слабые места и увидеть положительную динамику.

Можно ли подготовиться к единому государственному экзамену самостоятельно?

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по русскому языку — это малозатратный метод, однако он требует большой организованности и ответственности, умения планировать время. А эти качества свойственны даже не всем взрослым — что говорить о подростках! К тому же многие технологии просто недоступны для самостоятельной работы. Поэтому самым эффективным методом подготовки будут дополнительные занятия с преподавателем.

Конечно, услуги опытного педагога стоят денег, но эти затраты — инвестиции в будущее. Практика показывает, что эффект от занятий с учителем намного лучше, чем от самой упорной работы в одиночку. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на специальных курсах или индивидуальных уроках займет намного меньше времени — в среднем требуется примерно 2 занятия в неделю на протяжении академического года. Таким образом у будущего выпускника останется больше времени на учебу в школе и подготовку к другим экзаменам.

Важно и то, что на многих курсах ученика психологически готовят к прохождению ЕГЭ. И в результате в день экзамена он заходит в класс, вооруженный не только знаниями, но правильным позитивным настроем и азартом.