Система управления мастер данными: выбор и внедрение MDM-решений
Данные — важная составляющая любого бизнеса. Информация о клиентах, сделках, товарах, сотрудниках — все это копится годами. Как структурировать накопленное, избежать появления противоречивых и неактуальных данных? Очевидно, необходима система управления мастер-данными. Расскажем, как выбрать подходящее MDM-решение для создания моделей корпоративных данных, систематизации работы с ними, а также о том, что такое управление мастер-данными.
Содержание статьи:
Обычно в организации данные собираются, накапливаются и хранятся в разных информационных системах, таких как CRM, ERP, во всевозможных базах данных, специализированном программном обеспечении, а также в виде классических excel-табличек. Компании, использующие для сбора и хранения данных больше двух систем, сталкиваются с трудностями при формировании отчетности и единого представления о текущем состоянии дел. Это приводит к дополнительным издержкам из-за увеличения трудозатрат, а также создает риск получения неполных или неактуальных данных. Именно из-за необходимости синхронизации информации о продукции, клиентах, персонале, услугах, контрагентах и т. т., поступающей из различных источников, были разработаны MDM-решения (от англ. Master Data Management — управление мастер-данными[1]
). Разберемся, как же создать некий «идеальный источник» данных, используя который, можно строить качественные аналитические срезы и повышать эффективность бизнес-процессов.Справочник
MDM-система — это совокупность процессов и инструментов для непрерывного определения и управления мастер-данными и нормативно-справочной информацией (НСИ) в организации.
НСИ (в классическом понимании) — фиксированные, исходно наполняемые и изменяемые только в редких случаях справочники (общероссийские или внутренние классификаторы, справочники стран, регионов, валют и т. д.).
Мастер-данные — данные организации со схожим составом и атрибутами, хранящиеся в виде линейных или иерархических справочников[2] .
Задачи MDM-систем
Чтобы обеспечить целостность и непротиворечивость данных, необходимо очистить их и нормализовать. Что это значит? За счет синхронизации информации из разных источников в системе удаляются дубликаты и устаревшие фрагменты, восполняются пробелы. Таким образом, в базе данных MDM собирается и накапливается только актуальная информация.
В чем заключаются основные задачи системы?
- консолидация и централизованное хранение;
- управление записями и их актуализация;
- автоматизация ручного анализа и сбора данных из разных источников;
- группировка данных по признакам и быстрый доступ к необходимой информации;
- упрощение процесса формирования отчетности[3] .
Все это позволяет создать «золотую запись» (от англ. golden record)[4]
— самое достоверное, непротиворечивое и полное представление обо всех данных компании. За счет настройки и определения достоверных источников данных, а также удаления дубликатов система предоставляет актуальную информацию.Когда необходимы МДМ-системы
Как понять, что пора внедрять MDM-систему? Когда данных становится слишком много, консолидировать их вручную становится невозможно, они повторяются и хранятся в разных местах, а также используются несколькими подразделениями, значит, пришло время MDM. Если этого не сделать, организация может столкнуться с падением лояльности клиентов, незапланированными расходами, принятием неудачных управленческих решений. Внедрение МДМ-системы помогает очистить и структурировать данные, поступающие из нескольких источников, обеспечивает быстрый доступ к достоверной информации.
Эффективное управление данными положительно влияет на деятельность организации и бизнес в целом.
Для примера возьмем такую ситуацию: компания ведет справочник своих контрагентов во внутренней ERP-системе. Данные о контрагентах заносятся вручную и содержат различные атрибуты (ИНН, расчетный счет, адрес и т. д.). При формировании новой операции с контрагентом сотрудник может вместо уже существующей в базе ООО «Компания» указать Общество с ограниченной ответственности «Компания». Тем самым в ERP или бухгалтерской системе создастся запись с новым контрагентом. Со временем такие дубли могут привести к неверно выставленным счетам, дублированию информационных рассылок и прочим проблемам. Чтобы этого не происходило, и нужна MDM-система.
MDM-системы подходят для управления данными во многих отраслях и структурах. Как это может быть реализовано на практике?
- Например, у промышленной компании несколько заводов. Запчасти для их конвейеров закупаются у нескольких поставщиков. Контроль состояния технического парка, своевременное обслуживание и ремонт обеспечиваются разнообразными информационными системами. Поэтому получение достоверного отчета о состоянии оборудования является серьезной проблемой. Внедрение MDM-системы позволяет структурированно хранить необходимые данные и оперативно получать доступ к актуальной информации:
- когда нужно производить ТО или замену комплектующих;
- где находится оборудование и его запасные части;
- какие цены на запчасти указаны на сайте поставщика.
Консолидация всей этой информации в одном месте позволяет компании вовремя принимать решения о закупке необходимых запчастей. А это значит, что производство не встанет в ожидании комплектующих.
- В медицинских учреждениях часто возникает проблема задвоения данных, когда одного и того же человека могут записать с разными вариантами ФИО, номера документа, адреса и т. п. Дедубликация данных в MDM-системе помогает избежать этого: система позволяет обнаружить повторы и объединить несколько записей в одну. Кроме того, когда все данные синхронизированы, становится намного проще организовать рассылку напоминаний о необходимости прививки, персонализировать предложения о дополнительных услугах для клиентов. Помимо информации о пациентах, в системе можно хранить сведения о сотрудниках учреждения, чтобы систематизировать проведение плановых профилактических осмотров персонала.
- Если речь идет о банке, MDM-система может выступать в роли единого хранилища данных обо всех финансовых продуктах и услугах, что позволяет упростить и ускорить взаимодействие между бизнес-подразделениями. При запуске нового продукта (кредит, вклад, ипотека) все согласования можно проводить непосредственно в MDM, избегая длинных переписок в почте и встреч. Также единая база клиентов, регулярно обогащаемая и актуализируемая, позволяет формировать специальные адресные предложения, исключая дублирование.
- В добывающей промышленности в MDM-системе может храниться информация об объемах добычи и отгрузки, используемом на объектах оборудовании и его составных частях, что позволяет оптимизировать затраты на техническое обслуживание и ремонт. Кроме того, строгий контроль при сопоставлении данных поступления и отгрузки материалов, централизованно хранящихся в MDM-системе и передающихся между всеми информационными системами предприятия, помогает предотвращать хищение оборудования и материалов.
Типы МДМ-систем
На сегодняшний день используются три основных типа систем[5]
:- Централизованная система.
- Аналитическая система.
- Гармонизированная система.
В первом случае одна IT-система, новая или существующая, объединяет в себе все справочники и в дальнейшем считается единственно достоверной, данные в ней являются эталонными. У такого варианта есть недостаток — редактирование записей во всех остальных системах недопустимо.
Аналитическая система выглядит следующим образом: из справочников сторонних IT- приложений формируется единая база. Именно в ней содержится актуальная информация, при этом в самих системах возможно наличие дублей. Этот подход позволяет быстро внедрить MDM, внося минимальные изменения в задействованные системы.
Симбиозом первых двух решений является гармонизированная МДМ — наиболее эффективная система управления данными. Она предполагает как синхронизацию со сторонними IT-приложениями, так и удаление задвоенной информации, а также актуализацию данных путем сопоставления. Такая система умеет разрешать конфликты, связанные с одновременной корректировкой одних и тех же записей в разных IT-системах.
Выбор MDM-решений
Поскольку существуют разные типы MDM-систем, необходимо тщательно подходить к их выбору. При принятии решения о внедрении MDM важно учитывать следующие факторы:
- степень развития IT-инфраструктуры предприятия;
- потребности и цели компании;
- наличие инвестиций на реализацию проекта;
- цели и задачи предприятия в области управления мастер-данными.
Для правильного выбора системы хранения мастер-данных и стратегии ее внедрения важно предварительно проанализировать эти моменты и аргументированно обосновать проект с учетом экономических и технических возможностей. В идеале это нужно делать представителям бизнеса совместно с создателями MDM. Сегодня компании все чаще обращаются к отечественным разработкам — наблюдается рост спроса на российское ПО[6]
. И у этого есть вполне понятное объяснение. После ухода иностранных IТ-гигантов с российского рынка каждая вторая отечественная компания осталась без технической поддержки[7] . Поэтому возрастает спрос на импортозамещение информационных систем, обеспечивающих функционирование бизнеса. Не все отечественные решения полностью отвечают требованиям, которые предъявляют заказчики — в данный момент российские MDM-решения не могут на 100% заменить продукты иностранных вендоров, хотя проектов, предполагающих переход на разработки местных компаний, довольно много и среди них уже выделились лидеры.Одно можно сказать точно: переход к новым решениям по внедрению MDM должен быть взвешенным и осторожным. Организациям следует выбирать МДМ-системы, которые встраиваются практически в любой современный IT-ландшафт с сохранением прежнего набора инструментов.