MBA образование: выбираем программу и бизнес-школу
МВА или Master of Business Administration — это профессиональная квалификационная степень в сфере менеджмента, открывающая перед ее обладателями немало возможностей для карьерного роста. Сегодня мы расскажем о преимуществах получения степени MBA и о том, как правильно выбрать бизнес-школу и программу обучения.
Диплом МBА чаще всего получают топ-менеджеры, руководители среднего звена, специалисты кадрового резерва, владельцы малого и среднего бизнеса, будущие предприниматели. То есть те, кто уже имеет опыт ведения бизнеса и намерение перейти на новую ступень управления деньгами, временем и кадровыми ресурсами.
Что дает MBA?
Во-первых, программа MBA дает качественные знания и уникальные навыки. Вы получаете более глубокое понимание функционирования законов бизнеса, а в процессе разбора бизнес-кейсов приобретаете опыт и умение решать сложные управленческие задачи, мыслить глобально и эффективно. Все это меняет ваше восприятие и видение бизнеса. Практическая составляющая — одна из главных в программах обучения MBA, и это причина, по которой на занятиях никогда не бывает скучно.
Во-вторых, получение степени MBA закладывает серьезный фундамент, который может принести хорошие дивиденды в будущем. Инвестиция в свое образование окупается, поскольку увеличивается ваша стоимость на рынке как высококвалифицированного кадра, а бизнес становится более доходным. Mолодым специалистам MBA даст знания, которые в последующем пригодятся в работе, создаст имидж нацеленного на карьеру человека и поможет приобрести полезные контакты в деловой среде. Управленцам со стажем обучение по программе MBA поможет структурировать имеющуюся информацию, соотнести опыт с теоретической базой, повысить свою полезность для бизнеса.
В-третьих, MBA — это статус, элитная степень в бизнесе, значит, с ней признание профессионального сообщества обеспечено. Степень MBA — международная, а потому открывает двери в ведущие транснациональные корпорации. В некоторых компаниях невозможно получить высокую должность, не имея степени MBA.
Выбираем MBA-программу
Существуют различные форматы программ MBA. Единой классификации, как и общего международного стандарта MBA, не существует. Однако все имеющиеся сегодня программы можно разделить на несколько типов, рассчитанных на учащихся с разными целями, уровнем знаний и опыта. Так, стандартный курс General Management — программа для «новичков». А Executive MBA рассчитана на опытных руководителей высшего звена.
Full Time MBA — это очная программа, подразумевающая, что большую часть времени в ближайший год или два вы будете посвящать только учебе. В основе программы — 10–12 обязательных дисциплин и 12 или более факультативов, которые можно выбрать на свое усмотрение после освоения основного курса. Как и в других программах MBA, здесь акцент делается на практическое освоение знаний и важных навыков (например, ведения деловых переговоров, организации презентаций и прочее). Все студенты получают опыт в реальных условиях, возможность применить полученные знания и навыки в фирмах и компаниях, проходят стажировки.
В США программа предусматривает двухгодичное обучение, в Европе — один год плюс стажировки (в среднем от четырех до шести месяцев). Каждый из этих форматов имеет свои плюсы и минусы. Так, не все имеют возможность оторваться от работы на два года и при этом платить за обучение и проживание. Зато у слушателей двухгодичной программы есть больше времени на то, чтобы глубже изучить тему, правильно выбрать направление своей будущей карьеры и освоить навыки. Обучение, рассчитанное на один год, более насыщенное и интенсивное.
Продолжительность: от 10 до 24 месяцев.
Part Time MBA — очно-заочная форма обучения, в рамках которой вы можете совмещать учебу и работу. Такой формат (без отрыва от производства) в России считается наиболее востребованным, больше всего он подходит молодым специалистам, которые хотят подняться по карьерной лестнице в течение короткого времени.
Есть несколько вариантов данного формата. Например, возможна модульная система, которая больше подходит для жителей из других городов и регионов: обучение по модулю может занимать два выходных дня еженедельно, при этом у вас всегда остается возможность поддерживать связь с преподавателями. В целом Part Time MBA предполагает гибкий график, что помогает не выпадать из рабочего процесса на год–два и продолжать профессиональный рост.
Продолжительность: от 18 до 36 месяцев.
Executive MBA (EMBA) — это программа уже более высокого уровня, которую могут выбрать только руководители высшего звена, топ-менеджеры компаний и владельцы бизнеса. Она рассчитана на первых лиц компании или специалистов, стремящихся стать руководителями. Поэтому и отбор на обучение по такой программе более жесткий, одним из его этапов является собеседование. По сути, список предметов EMBA может быть аналогичным списку предметов других программ: экономика, менеджмент, маркетинг. Также во время Executive MBA разбирается множество конкретных примеров и решаются бизнес-задачи в рамках кейсов. Однако подача материала здесь осуществляется особым образом, да и цели немного другие: раскрытие креативного потенциала, развитие способности мыслить стратегически.
Продолжительность: 12–24 месяца
Еще один крайне востребованный формат получения MBA — интенсивная краткосрочная программа, позволяющая получить знания в сфере управления бизнесом в сжатые сроки (от недели до нескольких месяцев). Часто такие курсы разрабатываются для конкретной отрасли, но есть и общие программы. В рамках интенсивной краткосрочной программы осваиваются только основные дисциплины и решаются самые актуальные вопросы управления бизнесом.
Кроме того, возможно получение степени MBA в режиме онлайн — это так называемый формат Distance Learning.
Крупнейшие бизнес-школы мира и России
Первые бизнес-школы, представляющие программы MBA, появились в конце XIX века в США. Чаще всего они создавались на базе известных университетов. В XX веке MBA пришла в Европу, и сегодня школы MBA успешно работают во всем мире, в том числе и в России.
Среди международных бизнес-школ стоит выделить: Гарвардскую школу бизнеса, школу Стэнфордского университета, французскую бизнес-школу Insead, London Business School (LBS), University of Chicago Booth School of Business, испанскую бизнес-школу в Мадриде IE Business School, бизнес-школу в Филадельфии Wharton и Kellogg.
К лидерам российского бизнес-образования можно отнести следующие учреждения: Высшую школу бизнеса МГУ, Высшую школу менеджмента СПбГУ, Московскую международную высшую школу бизнеса МИРБИС, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, Московскую школу управления Сколково и Академию PwC.
Какую школу выбрать?
Для начала нужно сопоставить свои цели и возможности и ответить на несколько основных вопросов: в какой стране, компании и должности вы желаете работать и сколько хотите зарабатывать, как программа MBA сможет вам в этом помочь? Лишь после того, как вы найдете ответы, можно начинать поиск бизнес-школы.
Каждая MBA-школа на своем сайте публикует доклад о трудоустройстве учащихся последнего выпуска (employment report), в котором содержатся данные о проценте специалистов, получивших работу сразу после получения диплома (в школах, входящих в топ-20, этот показатель варьируется от 70% до 85%), и выпускников, трудоустроившихся в течение трех месяцев после выпуска (их количество может доходить до 96%). Также в employment report можно найти сведения о компаниях, которые наняли выпускников, о среднем возрасте последних, о размере их заработной платы и ее росте. Даже беглый анализ этих данных позволит сформировать представление о школе, предлагающей программу MBA.
Стоит учесть также, что школы поддерживают отношения с определенными компаниями (как правило, их представители приезжают в школу для выбора кандидатов) и имеют определенную репутацию в различных сферах бизнеса. Например, по части финансов сильны NYU Stern и Columbia Business School, наиболее престижной маркетинговой школой считается Kellogg, в консалтинговую сферу кадры поставляют Stanford, Fuqua и Ross. Поэтому перед выбором MBA-программы узнайте о сильных сторонах школы и тех компаниях, которые набирают ее выпускников.
Также помните, что вы выбираете не только школу, но и место, где проведете год или два. Для начала определитесь с континентом: Европа, Азия, Америка. Если вы планируете остаться за границей после обучения, постарайтесь узнать, насколько сложно получить разрешение на работу в выбранной стране. В некоторых государствах на поиск работы после окончания обучения отводится всего несколько месяцев, и если за этот период вы не сумеете трудоустроиться, вам придется уехать.
Высокий уровень безработицы в Европе — в среднем от 10 до 25% — явно не облегчит решение проблемы. Усложняет ситуацию и тот факт, что именно компании придется брать на себя решение всех вопросов, касающихся вашего дальнейшего иммиграционного статуса. Поэтому европейские работодатели отдают предпочтение кандидатам, у которых уже есть разрешение на работу.
Достаточно сложен процесс трудоустройства и в США. Ряд компаний не рассматривает кандидатов без разрешения на работу. Однако начать здесь карьеру все же возможно: рынок труда обширен и не ограничивается одним или двумя городами.
Перед тем как принять окончательное решение, проведите всесторонний анализ макросреды, ведь любой из факторов может существенно сказаться на вашей дальнейшей карьере.
Если после окончания обучения вы планируете вернуться на родину, то лучше остановить свой выбор на школах Европы. Во-первых, европейское образование в среднем обойдется дешевле американского, во-вторых, школы Европы с большим удовольствием принимают студентов из России.
Образование же в США даст возможность найти работу как в самих Штатах, так и в России. Однако отечественные компании вряд ли заинтересуются дипломом американской бизнес-школы, не входящей в топ лучших.
Среди минусов обучения в США также географическая отдаленность, более высокая стоимость образования (ведь срок обучения здесь составляет около двух лет, в отличие от Европы, где программы обычно длятся не более года), высокие требования для поступающих и меньшая узнаваемость школ, не входящих в список топовых.
С одной стороны, европейские и американские школы, возможно, выигрывают в подготовке управленцев: обучение за рубежом всегда считалось престижным. Однако попасть на MBA за границей сложнее (там более жесткий отбор), обучение проходит на иностранном языке, а стоимость программы выше. Немаловажен и тот факт, что зарубежный опыт хоть и ценен, но не всегда применим в российской практике.
В отечественных престижных бизнес-школах вы можете пройти программу MBA и при этом получить навыки, которые пригодятся в бизнесе именно сегодня. Знания, которые предоставляются такими российскими школами, не оторваны от современных реалий и зачастую оказываются гораздо более ценными.
Немаловажный аспект выбора — стоимость обучения. Она обычно зависит от статуса школы и продолжительности учебы. За весь курс на Западе вам придется заплатить от 360 000 до 3,6 млн рублей. В российских школах стоимость значительно ниже — от 250 000 до 600 000 рублей. Исключение составляет школа в Сколково, где обучение дороже, чем в некоторых зарубежных бизнес-школах, — 3,6–5,6 млн рублей.
Спрос на качественное бизнес-образование в нашей стране стабильно высок. И многие российские университеты успешно разрабатывают на своей базе программы, которые проходят аккредитацию на соответствие высоким международным стандартам. На одной чаше весов оказывается престиж европейского или североамериканского диплома, а на другой — отсутствие необходимости надолго покидать родину, оставляя без контроля свой бизнес, а также меньшая стоимость обучения при большей ориентированности на российские реалии.