Художник Александр Шевченко: наследие мастера
Часто мы понимаем, что художник был по-настоящему талантлив, когда его уже нет в живых. Но иногда это происходит слишком поздно, когда работы мастера оказались утрачены. Так чуть не произошло с частью наследия российского, а затем советского художника Александра Васильевича Шевченко. К счастью, у этой истории счастливый финал. Но обо всем по порядку.
Содержание статьи:
Сегодня имя художника Александра Шевченко известно разве что знатокам, а лет 100 назад его работы вызывали много споров и обсуждений. Биография Александра Васильевича была богата событиями.
Шевченко Александр Васильевич — художник-авангардист
Нужно сказать, что родился Александр Васильевич не в художественной среде — его отец был приказчиком в Харькове. Художественные способности у мальчика проявились в реальном училище. Ему повезло — его дарование заметил преподаватель — ученик Карла Брюллова Дмитрий Бесперчий. Он и стал первым наставником будущего художника. Природный дар мальчика развивал и талантливый художник Николай Улих, ставший впоследствии актером и режиссером. Он же приобщил мальчика к театру. Это принесло свои плоды — в 11 лет юный Саша работал помощником главного художника местного оперного театра, пробовал себя в качестве декоратора.
Когда семья Шевченко переехала в Москву, Александр поступил в старейшую художественную школу — Строгановское училище, сначала на металлообрабатывающее, а затем на декоративное отделение. Уже в начале обучения он выделялся: премия за победу на выставке ученических работ позволила Александру Шевченко побывать за границей. Параллельно с учебой молодой художник работал рисовальщиком на московских фабриках — после смерти матери он жил отдельно от отчима и очень нуждался [1]
.Получая образование, Александр Шевченко посещал лекции Михаила Врубеля, занятия Константина Коровина. Увлеченный рассказами педагогов о западной живописи, Александр Васильевич прервал обучение и по совету своего учителя Константина Коровина отправился в Париж [2]
. Тем более что из-за революционных волнений училище в этот момент было временно закрыто. В столице Франции русский художник работал в мастерской популярного живописца Эжена Каррьера, учился в частной академии художеств, каждый день ходил в Лувр, посещал мастерские французских мастеров, изучал творчество импрессионистов.Сам Александр Шевченко считал, что фундамент его творчества был заложен в Строгановке, но истоки работы с цветом он получил в Париже: «Париж, Лувр ошеломили меня, я ходил больной и растерянный, ходил и смотрел, смотрел и еще больше «обалдевал». Потом поступил к Каррьеру, у которого работал до его смерти... Каррьер принес мне очень большую пользу. Это от него я узнал, что понятие цвет только тогда будет действительно цветом, будет по-настоящему звучать, когда это будет гармонией и контрастом правильно взятых отношений» [3]
.Вернувшись в Россию из путешествия по Европе, Александр Васильевич окончил Строгановское училище и поступил в Московское училище живописи, причем сразу в последний класс, в мастерскую Константина Коровина. Но доучиться ему не удалось. Вместе с еще 60 студентами художник Александр Шевченко был отчислен из училища — так отреагировала академическая профессура на творческие поиски нового пути в живописи, которые поддерживали студенты. Дело доходило до открытых конфликтов представителей старой школы и приверженцев новых течений.
Новые течения в живописи
Что же так возмущало приверженцев классики? В те годы Александр Шевченко и другие молодые художники активно экспериментировали с формой и цветом. При этом, как утверждал друг художника, гениальный живописец Михаил Ларионов, Александр Васильевич был наиболее традиционным среди остальных художников, вводя новые формы в картины, выстроенные по академическим канонам. Нельзя сказать, что художник Александр Шевченко был абсолютным новатором, хотя в его творчестве сосредоточены основные тенденции его времени: живя в эпоху, полную новых течений, он не мог не увлечься ими. Художник, скорее, любил экспериментировать — с формами в живописи, светопередачей, графическими техниками, цветом, композицией. Александр Шевченко был близок к группе художников «Ослиный хвост», основанной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, входил в общество «Маковец», участвовал в выставках объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», позднее из своих учеников организовал «Цех живописцев» [4]
.В то время творческая молодежь активно искала себя, уделяя больше внимания форме и цвету, чем сюжету. По картинам художника Александра Шевченко можно проследить, как развивалось русское искусство начала XX века. Но индивидуальный почерк мастера чувствуется в каждой его работе — пропуская через себя множество новаторских идей и течений, художник выработал свою особую манеру, пытаясь по-своему осмыслить задачи искусства и не принимая ни одно течение до конца. Когда Александр Шевченко вернулся из Парижа, в его картинах явно было видно влияние французских импрессионистов и русских символистов [5]
. Попав во Францию в пору признания Поля Сезанна, русский художник изучал его работы, проникся его идеями и всегда считал, что Сезанн научил его (и не только) видеть, ценить и понимать старых мастеров. В более поздних работах Александра Васильевича заметны мотивы ироничного примитивизма. Неслучайно наряду с манифестом «Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов» художник написал брошюру «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности», где сформулировал суть поисков этого течения [6] . Сам художник называл свою манеру тектоническим примитивизмом и видел его истоки в творчестве Поля Сезанна, русской иконописи и лубочной живописи. Как это ни странно, ему оказались ближе не западные, а восточные мотивы. Со временем Александр Шевченко вернулся к символизму, но это уже совсем другой символизм, для которого характерна обобщенность форм и монументальность композиции [7] .Жизнь после революции
Первая мировая война не прошла мимо художника — несколько лет Александр Васильевич провел на фронте и был демобилизован, получив серьезное ранение. События 1917 года художник Александр Шевченко встретил с энтузиазмом. Октябрьская революция принесла в жизнь Александра Васильевича водоворот событий: выставки, творческие объединения, разработка принципов нового искусства. По просьбе Наркомпроса художник организовал печатные мастерские и был назначен их директором. Кроме того, Шевченко-художник участвовал в создании Музея художественной культуры. В течение нескольких лет такой активной деятельности у мастера практически не было времени для работы над картинами.
Практически сразу после революции Александр Васильевич занялся преподаванием. Больше 10 лет он преподавал в Государственных свободных художественных мастерских — ВХУТЕМАСе, позднее ставшем ВХУТЕИНом. Долгие годы мастер был деканом живописного факультета ВХУТЕИНа, но ушел оттуда с группой профессоров, не приняв политику нового руководства института. В последний период своей жизни художник Александр Шевченко руководил сразу двумя кафедрами живописи — в Московском текстильном институте и Центральном художественно-промышленном училище, как теперь называлась его альма-матер Строгановка. Шевченко-педагог не навязывал студентам свое собственное мировоззрение и методы — Александр Васильевич давал ученикам свободу и старался развивать их индивидуальные способности. Студенты любили этого интеллигентного мягкого человека, обладающего внутренним благородством.
Несмотря на столь бурную деятельность и принятие революции, жизнь художника не была безоблачной. В 30-е годы прошлого века Александра Васильевича Шевченко обвинили в «эстетствующем формализме», а его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли буквально через несколько дней после открытия [8]
. После этого прекратилась работа над монографией художника, которая к тому моменту была почти завершена, в музеях картины Александра Шевченко были отправлены в запасники. Его работы в этот период выставлялись в основном за границей: в Англии, Италии, Германии, Швейцарии.Семья Александра Шевченко — династия художников
Личная жизнь художника Александра Шевченко проходила в кругу талантливых людей и единомышленников. Первая жена Александра Васильевича Надежда Псищева, с которой он познакомился в Строгановке, прервав обучение, вместе с мужем изучала во Франции работы мастеров. Ее талант не успел раскрыться полностью — женщина умерла в молодом возрасте от чахотки [9]
.Немного не дожила до начала XXI века единственная дочь художника — Татьяна. После смерти матери с двух лет ее воспитывала тетя, ставшая второй женой Александра Шевченко. Татьяна училась живописи у своего отца — он устраивал дочери первые заказы, правил ее этюды и давал советы. Со временем художница Татьяна Шевченко стала признанным живописцем, мастером колористики, создающим многоплановые поэтические работы [10]
.Александр Васильевич Шевченко: картины разных периодов творчества
По картинам художника Александра Шевченко, выполненным в разные годы, легко заметить, как менялось его мироощущение.
Молодой Александр Шевченко был подвержен разным влияниям, и прежде всего, художников-импрессионистов. В ранних его работах угадываются мотивы Сезанна, Ренуара, Гогена. Взять, к примеру, картину «Карусель» [11]
. Работа выполнена в 1907 году в смешанной технике: акварелью, гуашью и карандашом. Жанровая сцена отражает яркое народное гулянье. Размытые контуры, чистые краски, игра света и тени отсылают нас к импрессионистам. Но это не прямая цитата, а, скорее, диалог. Гуашная техника дает плотность цвета, сочетание красного, зеленого, голубого оттенков напоминает лубочную живопись.В работе более позднего периода — «Город» [12]
даже не слишком компетентный в искусстве человек разглядит черты кубизма. Именно это течение считали ведущим члены группы «Ослиный хвост», основанной другом Александра Шевченко Михаилом Ларионовым. Александр Васильевич пытался соединить кубофутуризм и примитивизм, и это ему удавалось. В его картине есть пересечение острых граней и линий, динамический ритм. Но форма не превалирует над содержанием. В «Городе», как в королевстве кривых зеркал, многократно отражаются крыши и печные трубы домов, многочисленные окна и фонари. Город на картине словно врезан в ущелье между скал. Он сам по себе, одинокий и затерянный далеко внизу.Гораздо чаще в работах художника Александра Шевченко можно увидеть примитивистские тенденции. Именно под влиянием неопримитивизма написан «Портрет поэта» [13]
— работа 1913 года. Это пародия на парадный портрет, в которой традиционный классический образ «служителя муз» максимально приземлен и даже принижен. Манерность, прическа с пробором, напомаженные усики, глуповатое выражение лица — герой картины больше похож не на поэта, а на лакея или приказчика. О пародийности кричит каждая черта: и постановочная поза, и переизбыток драпировок, и помпезный букет на вычурном столике. При этом Александр Шевченко обыгрывает идеи неопримитивизма иначе, чем другие художники: в его работе нет характерной для этого течения аляповатости и нарочитой красочности вывесок — цвета на картине приглушены, словно окутаны дымкой.«Портрет поэта». 1913. Из собрания Третьяковкой галереи.
Известная работа того же периода «Зима в Зубцове» [14]
тоже выполнена в примитивистской технике. Мастер очень вольно обращается с пространством на этой картине — перспектива прописана необычно. Действие разворачивается в динамике — среди безмолвных деревьев движется запряженная телега. Значимые «герои» работы — деревья, которые часто присутствуют на картинах Александра Васильевича. Здесь их стволы прописаны детально, читается каждое пятнышко на коре. Картина кажется музыкальной — она наполнена скрипом колес, топотом копыт, негромкой песней. Даже этой работе с незамысловатым сюжетом свойственно поэтическое очарование, которое выделяет произведения Александра Шевченко.Ту же игру с пространством мы видим в работе «Две женщины у стола» [15]
— здесь столешница уходит вверх, нарушая все правила композиции. Каждый предмет на картине существует отдельно, сам по себе, элементы выделены на контрасте и четко читаются, а пространство вокруг словно уплотняется. Несмотря на название работы, складывается ощущение, что главными героями картины являются вовсе не женщины, а белые кувшины и поднос. Торжественность бытовой сцене придает драпировка — этот прием художник Александр Шевченко использует часто.Картины и графические рисунки, созданные в 1920-е годы, очень разные. Александр Васильевич не согласен с «левыми» художниками, стремящимися превратить творчество в производство, а живописца — в ремесленника. Александр Шевченко в этот период изучает жизнь, анализирует все вокруг. Отсюда много графических работ и зарисовок. Для них характерна быстрота взгляда и непосредственность, при этом зарисовки имеют законченность, которая достигается буквально одним росчерком. Для живописных работ художник выбирает простые сюжеты, но будничные темы под его кистью превращаются в произведения искусства. Мастер создает максимально обобщенные образы. Характер и эмоции раскрываются через пластику. Пример такой работы — «Гладильщица» [16]
1920 года.Следующее десятилетие в жизни художника Александра Шевченко отмечено цельностью работ и единством стиля — похоже, он нашел свой творческий метод. Мастер сочетает графику с живописью, делает акцент на целостности и гармоничности образов, пластичности и ритме. Бытовые сцены на его картинах выглядят значительными и эмоциональными. Александр Васильевич не гонится за пафосной тематикой, в этот период он создает немало портретов: «Рисующая в парке», «Портрет художницы Бейбутовой», «Пионерка». Работы, выполненные в одном жанре, различны по технике и колористике. Ближе к 1940-ым годам Александр Шевченко вновь вспоминает об импрессионизме. У него довольно узкий круг тем: главным образом художник создает пейзажи и портреты, работая в приглушенных тонах.
Особо можно выделить кавказскую тематику в творчестве художника Александра Шевченко. На картинах, написанных под впечатлением поездки на Кавказ, много гористой природы и образов людей, в основном женщин. Его героинь отличает отрешенность, отсутствие погони за сиюминутной красотой. Все в его картинах подчинено гармонии. В известной работе «Кавказская девушка» [17]
создан обобщенный образ восточной красавицы, пери из сказки, нежность которой подчеркнута сочетанием акварели и масляной живописи. Задача каждого элемента на этой картине — создать идеальный образ. На это работает и фон.Нет-нет, да и возникает в творчестве Александра Шевченко тема привитизма. Например, в работе «Прачки» [18]
1928 года. Однако это уже переосмысленный примитивизм, непохожий на идеи художника двадцатилетней давности. За прошедшее Александр Шевченко испытал влияние Пабло Пикассо, Андре Дерена, впитал в себя неоклассические тенденции европейской живописи. Сам Александр Васильевич называл такой стиль «тектонический примитивизм». Работа «Прачки» воспринимается как небольшое монументальное произведение с условными, но при этом выразительными фигурами.«Прачки». 1928. Из собрания Третьяковкой галереи.
В конце жизни мастер писал приглушенные картины в духе «тихого искусства». В 1940-е годы, когда художник отказался эвакуироваться и остался в Москве, Александр Васильевич пишет много пейзажей, в некоторых из них вновь используется любимая импрессионистами техника мазка. Мастер создает живописные и графические работы. Последние привлекают внимание удивительной передачей света и тени, способностью заставить работать белый фон.
Что стало с наследием Александра Шевченко
Знатоки и критики считают Александра Шевченко гениальным, но мало оцененным художником. В энциклопедиях Александра Васильевича называют живописцем, графиком, теоретиком искусства. В музеях представлены главным образом его живописные работы. Картины художника-авангардиста Александра Шевченко можно увидеть в Третьяковке, Русском музее в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее. В музеях и частных коллекциях собрано более 150 работ Александра Васильевича. Но он был также графиком, создавал монотипии. В некоторые периоды жизни графика становилась ведущей в его творчестве — возможно, сказывалось обучение в Строгановке [19]
.Словарь
Монотипия — разновидность печатной графики, своеобразная техника художественных оттисков, сочетающая характеристики живописи и эстампа. Позволяет выполнить единственный типографский оттиск [20]
.Не так давно была обнаружена уникальная подборка работ художника, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Коллекцию нашел антиквар Дмитрий Поманский, к которому обратилась правнучка Александра Шевченко. Заинтересовавшись, он обнаружил в ее доме настоящий семейный архив, правда, находившийся в плачевном состоянии — часть его пострадала во время потопа в художественной мастерской Татьяны Шевченко — дочери Александра Васильевича. И это уникальная коллекция, последняя, оставшаяся неразобранной. Поскольку условия, в которых хранилось наследие художников, могли привести к порче работ, было решено выкупить весь архив. Средства на это выделил российский бизнесмен Аркадий Колениченко: Аркадий Викторович заинтересовался коллекцией и приобрел ее. Каждая работа архива, хранившегося в старых картонных коробках, была упакована и перевезена в другое место — приглашенные Аркадием Колениченко эксперты трудились над этим целые сутки.
Сегодня наследие художника Александра Шевченко разобрано еще не полностью — предстоит большая работа. В семейном архиве, приобретенном Аркадием Колениченко, оказались картины самого Александра Васильевича, его дочери — художницы Татьяна Шевченко и первой жены Надежды Псищевой. Это пейзажи, портреты, жанровые картины, выполненные акварелью, маслом, в смешанной технике. В коллекции много эскизов, графики, гравюр и работ в технике монотипии, резных фигурок из дерева и ларцов. Они созданы в разные годы, начиная со времени учебы Александра Васильевича в Строгановке и заканчивая последними днями его жизни. Есть в наследии мастера и архивные документы, личная переписка.
Работы художника Александра Шевченко представлены далеко не во всех музеях. Поэтому Аркадий Колениченко — бизнесмен, выкупивший семейный архив у правнучки художника, — планирует передать часть наследия Александра Васильевича в коллекции русских музеев. А также издать подробный каталог коллекции и организовать выставку работ Александра Шевченко и его семьи, чтобы как можно больше людей смогли увидеть обретенное творчество известного русского художника.
Справка
Кто такой Аркадий Колениченко
Аркадий Викторович Колениченко — бизнесмен, коллекционер предметов искусства, является учредителем и руководителем многопрофильных компаний в Москве и Владимирской области.
В свое время Александра Шевченко называли художником до мозга костей. Между тем сегодня его имя знают только знатоки. Обретение наследия Александра Васильевича — возможность вспомнить художника и заново открыть его для современных зрителей.