Тест-драйв автомобильных трекеров: сравниваем системы GPS и ГЛОНАСС
Посмотреть варианты и цены...
Узнать больше...
Где можно заказать GPS-трекер?
Подробнее...
Подробнее...
GPS-трекер — интегрированное в конструкцию транспортного средства устройство, обеспечивающее передачу и прием информации о его передвижении. Для точного определения местоположения отслеживаемого объекта используются системы спутникового слежения GPS и ГЛОНАСС. В статье мы ответим на вопрос о том, какая же технология позиционирования точнее, а также дадим советы по выбору оптимального трекера для слежения за авто.
Содержание статьи:
Зачем и кому нужен автомобильный трекер
Трекер на основе спутниковой навигации позволяет определить текущее местоположение машины, а также маршрут и скорость ее передвижения. Контроллер отличается компактными размерами, поэтому может быть легко спрятан как в салоне автомобиля, так и в бамперах, колесных арках и других местах, где злоумышленникам будет сложно их обнаружить. Большинство GPS/ГЛОНАСС-трекеров оснащается влагостойкими герметичными корпусами. Такое оборудование может использоваться на открытых транспортных средствах (например, мотоциклах) даже в экстремальных погодных условиях.
При помощи ГЛОНАСС/GPS-маяков можно осуществлять полный мониторинг легкового и грузового транспорта. Это позволяет транспортным компаниям и логистическим отделам предприятий отслеживать перемещение ценных грузов, контролировать работу водителей автотранспорта и оценивать исправность функционирования приборов, установленных на машинах.
Главная задача, которую позволяет решить использование GPS-трекера для машины, — это защита транспортного средства от действий злоумышленников. Контроллеры от ведущих производителей защищены от воздействия «глушилок», которые используют автоугонщики. Если кража транспортного средства все-таки произошла, то устройство слежения позволяет установить местоположение угнанной машины. Оперативная информация о передвижении объекта передается собственнику посредством SMS-уведомлений или в онлайн-режиме.
ГЛОНАСС и GPS — самые известные и надежные системы глобального спутникового позиционирования. С их помощью можно с точностью до 2,5 м определить координаты объекта, расположенного на поверхности Земли. Существуют также системы GSM-позиционирования (LBS). Они менее точные, чем GPS/ГЛОНАСС, так как определение идет по базовой станции мобильного оператора, через которую в данный момент устройство передает информацию. Одна базовая станция может обеспечивать работу в радиусе 300–800 метров в городе и до 10 км вне города. LBS-локацию используют, когда сигнал со спутника недоступен.
Многие GPS-трекеры для автомобиля позволяют осуществлять дистанционное управление транспортным средством (например, глушить двигатель при возникновении аварийной ситуации или в случае угона). Контроллеры отличаются простотой установки и экономичностью использования. В отличие от традиционных автомобильных сигнализаций они имеют неограниченный радиус действия и редко посылают ложные сигналы тревоги.
Как работает GPS/ГЛОНАСС-трекер
Трекер слежения за автомобилем по габаритам схож с пачкой сигарет, хотя некоторые модели отличаются более компактными размерами.
Контроллер состоит из следующих основных элементов:
- Приемник навигационных сигналов со спутников (GPS/ГЛОНАСС), который определяет координаты расположения устройства.
- GSM-модуль, отправляющий данные на телематический сервер или телефон собственника авто посредством GPRS или SMS.
- Встроенные и/или внешние антенны (в зависимости от модели).
- Внутренняя память, необходимая для хранения данных.
- Аккумулятор. В некоторых изделиях также реализована возможность подключения к бортовой системе транспортного средства. Подзарядка от сети необходима в том случае, если устройство должно передавать данные с высокой частотой.
Мониторинг спутникового контроля над объектом осуществляется при помощи специального программного обеспечения, установленного на сервере компании-производителя трекеров или на независимых коммерческих серверах организации, оказывающей услуги автомониторинга. Обмен данными между трекером и сервером происходит в виде «пакетов» — собранной устройством информации о координатах, времени, параметрах автомобиля и упакованной специальным образом (инкапсулированной) для отправки на сервер по специализированному протоколу. Передача «снимка» данных во время движения транспортного средства происходит посредством одного или нескольких каналов глобальной беспроводной связи (CSD, GPRS, EDGE, EV-DO, HSPA). Конечному же пользователю информация отображается в удобном виде через веб-интерфейс, мобильные приложения, специализированные программы АРМ-диспетчера.
Если вы задаетесь вопросом о том, какой GPS-трекер выбрать для автомобиля, то обращайте внимание на такие параметры, как:
- точность определения координат объекта: не более 2,5 метров;
- время холодного старта: рассчитывается с момента включения машины после простоя, у современных контроллеров составляет не более 40 секунд;
- время горячего старта, или периода от начала движения после непродолжительного простоя: не должно превышать 15 секунд;
- функция 3D GPS, или способность устройства улавливать отраженные сигналы спутника: такая опция позволяет существенно повышать точность отслеживания автомобилей, передвигающихся в городской черте.
Перед тем как купить трекер, будущему пользователю также необходимо определиться с предпочитаемой системой спутникового позиционирования — GPS или ГЛОНАСС.
GPS- или ГЛОНАСС-трекер: какой лучше выбрать?
У каждой из этих систем есть свои преимущества и недостатки. Обратим на них ваше внимание.
ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) была разработана еще в СССР, в 50-е годы прошлого века, по заказу Министерства обороны, но первый спутник был запущен на орбиту только в 1982 году. На данный момент функционируют 24 спутника, которые перемещаются в 3 плоскостях (по 8 спутников в каждой). Их траектория не синхронизирована с движением Земли, поэтому спутники не нуждаются в корректировке и отличаются стабильностью работы. Отечественная система характеризуется высокой степенью защищенности и стабильности сигнала, а также устойчивостью к воздействию устройств глушения.
Основные недостатки ГЛОНАСС — меньшее число спутников (а значит — и зона покрытия), а также более продолжительный, чем у конкурирующей системы, период обработки сигнала. Погрешность при определении координат объекта — до 3–6 метров.
GPS (Global Positioning System) — система, которая была разработана по заказу Министерства обороны США. Первый спутник вышел в космос в 1974 году. В течение многих лет эта система (как и ее советский аналог) использовалась для военных нужд, но сейчас она в том числе применяется в мирных целях. GPS-спутники перемещаются по 6 плоскостям (по 4 спутника в каждой плоскости). Сигналы этой системы отличаются высокой точностью и быстродействием, погрешность маяков не превышает 2–4 метров.
К преимуществам GPS также можно отнести максимальное покрытие, компактные габариты приемника (использующего код CDMA) и возможность измерять скорость перемещения объекта. Недостатки системы — низкий уровень защищенности, недостаточная устойчивость к воздействию «глушилок» и нестойкость сигнала в помещениях, под мостами, в туннелях и подземных паркингах.
Современные производители навигационного оборудования оснащают свои автомобильные автономные трекеры одновременного и ГЛОНАСС, и GPS. Совместная работа двух модулей повышает точность позиционирования (погрешность 1,5–3 метра) и обеспечивает максимальную защищенность сигнала. Специалисты рекомендуют автомобилистам отдавать предпочтение именно такому оборудованию.
Нередко бывает так, что два устройства, оснащенных одинаковыми системами позиционирования, работают с разной точностью. Это объясняется техническими характеристиками самих трекеров. Так, у некоторых из них отсутствует экранирование. Кроме того, они могут оснащаться различными типами антенн (а некоторые устройства поставляются и вовсе без них).
Практически все крупные производители, представленные на российском рынке, предлагают покупателям автомобильные трекеры, использующие одновременно две технологии — ГЛОНАСС и GPS. В эту группу компаний входят все лидеры отечественного рынка — «АвтоФон», «Неоматика», «Сибсвязь», «ГалилеоСкай», «Ультрастар», iRZ Online, «Вега Абсолют», «Икс-Кипер», «Автотехсила» и другие. Цена устройств варьируется от 5000 до 15 000 рублей, средняя стоимость составляет 5000–8000 рублей.
Что касается устройств, поддерживающих как две технологии, так и работающие только с GPS, то таких на рынке единицы. К их числу можно отнести Navixy S10 (6400 рублей), Proma Sat G717 (7800 рублей), Teltonika FM1100 (5000 рублей), Ruptela Trailer Tracker (12 000 рублей), GlobusGPS GL-TR2-m (7452 рубля) и другие. В основном это устройства китайского производства.
Если постараться, то можно найти устройства, поддерживающие только ГЛОНАСС. Таковые предлагает, например, компания «Навтелеком» (модельные ряды «Сигнал» и «Смарт»). Их стоимость составляет 5500–8500 рублей. Другой производитель подобных трекеров — «ГалилеоСкай» (Galileosky ГЛОНАСС v2.3 за 8000 рублей).
Почти все российские трекеры обладают высокой степенью надежности. В транспортной логистике способны контролировать движение грузов и работу дальнобойщиков, в быту — информировать о пробеге автомобиля, выяснять, где находятся и с какой скоростью передвигаются на транспортном средстве близкие люди, уточнять точное место стоянки и т.д. А на вопрос «какая система позиционирования лучше — отечественная или американская?» — ответим так: оптимальным решением станет устройство, работающее с двумя системами одновременно. Комбинированные GPS/ГЛОНАСС-трекеры не только обеспечивают максимальную точность отслеживания объектов, но и отличаются сбалансированной по соотношению «цена–качество» стоимостью. Да и зачем выбирать между двумя системами спутниковой навигации, если можно купить прибор «2 в 1»?