IBM Connections: обзор корпоративной социальной сети
В числе приоритетных задач любого бизнеса должны стоять вопросы сохранения интеллектуального капитала компании, создания благоприятных условий для раскрытия потенциала сотрудников, снятия социально-психологических барьеров в коллективе, мешающих обмену знаниями и эффективному взаимодействию, формированию и развитию корпоративной культуры. Одним из инструментов для решения этих задач становятся корпоративные социальные сети (КСС).
Содержание статьи:
Социальная сеть для бизнеса от IBM
Корпоративная социальная сеть IBM Connections, по словам разработчиков, — это полностью интегрированный набор удобных социальных инструментов, предназначенных для сотрудничества в режиме реального времени, управления контентом в сети и аналитики. С ее помощью сотрудник может связаться с любым пользователем, зарегистрированным в сети, независимо от его местонахождения и занимаемой должности, включая клиентов и деловых партнеров.
КСС от IBM создана по образу и подобию уже привычных всем социальных сетей, так что пользователь должен интуитивно понимать, каким образом ею пользоваться. И кстати, IBM Connections представляет собой действительно социальную сеть, а не интернет-портал, поскольку пользователи сами формируют в ней контент без вмешательства администратора и активно общаются между собой.
IBM Connections вполне способна создать особую среду, благоприятствующую совместной работе сотрудников компании, а также помочь внедрению новых идей, сгенерированных сотрудниками. Даже в том случае если у компании имеется несколько филиалов в разных городах или разных странах, с помощью сети они легко могут общаться по рабочим вопросам в режиме реального времени, не дожидаясь ответа на письмо по e-mail.
C помощью КСС можно решить целый ряд насущных для компании задач:
- Объединить отдельных работников в единый коллектив для эффективного и быстрого решения бизнес-задач.
- Перенести бизнес-информацию и важные знания из локальных ресурсов в общую среду, доступ к которой будет у каждого пользователя сети — «Файлы» и «Вики-сайт». Накопленные сотрудниками знания не будут утрачиваться с их увольнением, как это часто бывает, а останутся в базе организации. При этом новому сотруднику будет гораздо легче получить централизованно хранящиеся знания, проекты, документы.
- Аккумулировать и реализовать все ценные идеи, родившиеся у работников компании и опубликованные ими в блогах и на форумах.
- Оценить вклад каждого работника в деятельность организации, выявить наиболее ценных и перспективных и обеспечить им обратную связь.
- Повысить лояльность сотрудников, поскольку наличие социальной сети в организации обычно воспринимается как знак того, что компания ценит свой персонал и заботится о нем.
На заметку
На сегодня IBM Connections успешно внедрена в таких крупных компаниях, как LuftHansa, Electrolux, TELE2, TD Bank, McDonalds, Royal Bank of Scotland.
Возможности и функционал IBM Connections
В пакет IBM Connections входит целый набор независимых, но при этом интегрированных с помощью поиска и тегирования, приложений.
Профили (Profiles) — основа для прочих приложений сети. Профиль пользователя содержит его фотографию, контактную информацию, уровень квалификации как специалиста и теги. Персональную информацию в профиле можно обновлять, добавлять новые поля и уровни в зависимости от категории сотрудника. Функцию профилей можно использовать для поиска людей в своей компании.
В этом же приложении имеется платформа микроблогов. При обновлении состояния профиля можно размещать небольшие сообщения, а также комментировать сообщения других пользователей сети. С помощью этих микроблогов очень удобно отслеживать текущее состояние дел в компании и задавать вопросы по любым темам.
Сообщества (Communites). C помощью этого приложения создается сообщество для людей или групп с одинаковыми интересами либо связанных совместным проектом. Любое из сообществ может работать с каким угодно другим приложением сети: иметь свой вики-сайт, галерею мультимедиа или блог. Сообщество можно сделать открытым для подключения других сотрудников или закрытым — только «для своих».
Блоги (Blogs) — полномасштабная платформа для ведения блогов. Дает возможность совместной работы в рамках отдельной группы или всей компании. Сообщения в блогах можно создавать как с помощью самой КСС, так и с помощью сторонних средств, при этом их можно комментировать, рекомендовать и тегировать. Специальный Ideation Blog к тому же имеет функцию голосования, что позволяет выявлять самые популярные идеи и проекты и реализовывать их.
Файлы (Files) — средство для совместного использования различных файлов. С помощью этого приложения можно существенно уменьшить количество информации, хранящейся у пользователей в электронной почте или других файловых системах без доступа к ним других сотрудников. Файлы можно тегировать, проводить по ним поиск, комментировать и контролировать версии. Кроме того, можно отследить, кто именно загрузил тот или иной файл. Обмениваться файлами очень просто: это делается прямо в рамках сети, без пересылки их по почте.
Вики-сайт (Wikis) дает возможность совместного создания интерактивных документов, которые легко обновлять и в которых легче искать нужную информацию, чем в документах из электронной почты или в других файлах. Любой пользователь или сообщество могут самостоятельно создавать свой контент и при необходимости обновлять его. При этом история изменения страниц сохраняется, так что можно сравнивать версии и выбирать лучшую. Есть возможность тегирования, рейтингования и комментирования.
Действия (Activities). С помощью этого модуля можно создавать небольшие групповые проекты. Члены группы имеют возможность совместного использования заданий, документов, электронной почты и т.д., имеющих отношение к проекту.
Закладки (Bookmarks) — средство для создания закладок для совместного использования ссылок всеми сотрудниками компании.
Форумы (Forums) — с его помощью создаются обсуждения идей как внутри сообществ, так и вне приложений сети.
Домашняя страница (Home page) — на ней отображены потоки активности всех других приложений сети. Эти потоки можно фильтровать: в зависимости от фильтров на странице будут отображаться действия всей организации или сети сотрудников.
Однако IBM Connections не просто набор приложений для общего использования информации — сеть создавалась как платформа для совместной работы. Именно поэтому КСС можно интегрировать со многими уже известными пользователям программными средствами, такими как Lotus Notes, IBM WebSphere Portal, Windows и Microsoft Office. Работа с привычными инструментами облегчает освоение социальной сети и повышает отдачу от нее.
Кроме того, IBM Connections в форме виджетов предоставляет пользователю средства социальной аналитики: «Рекомендации», «Знаете ли вы», «Общие интересы» и «Через кого мы связаны». Используя взаимосвязи между пользователем сети и ее контентом, эти виджеты помогают находить людей или предлагать связи с людьми и контентом, которые могут быть интересны пользователю. Рекомендации формируются на основе случайного выбора, поэтому при входе в систему пользователь видит их различные варианты.
Преимущества и недостатки
Одним из существенных преимуществ IBM Connections является то, что она может функционировать не только на десктопных, но и на мобильных устройствах. Это очень важный плюс, особенно для тех компаний, сотрудники которых часто вынуждены ездить в командировки, но должны постоянно оставаться на связи. Получить доступ к информации можно прямо со смартфона или планшета, при этом нажимая на минимальное количество кнопок. В число поддерживаемых мобильных платформ входят iOS, Android и BlackBerry. Мобильные приложения сети доступны прямо из магазина приложений поставщиков устройств.
Еще один плюс сети — наличие и коробочной, и облачной версий с дата-центрами в Европе, США и Азии. Отличие функций у обеих версий очень незначительное, но при этом в тестовой облачной версии возможно появление некоторых неисправностей, таких как часть интерфейса на английском языке, невозможность редактирования собственного профиля или повторного создания тестового домена на один и тот же адрес электронной почты. В коробочной версии таких недочетов нет.
Также среди преимуществ можно отметить удобную организацию блогов, форумов и вики-страницы, а также интеграцию сети с MS Office.
Однако пользователи отмечают, что по сравнению с другими платформами сеть отличается общей неупорядоченностью и неэргономичностью — необходимо потратить время, чтобы понять, как выполнить некоторые элементарные вещи: пригласить друга, написать в браузере название сети.
По мнению специалистов, социальная бизнес-сеть позволяет сотрудникам объединиться в сообщество, главная ценность которого — это возможность задать вопрос и получить на него экспертный ответ. В компании формируется нечто вроде коллективного разума, которым при необходимости может воспользоваться любой: даже у новичков появляется возможность работать, исходя их компетенции профессионала.