Где выгоднее всего купить полуприцеп?
На российском рынке сегодня присутствуют практически все популярные марки полуприцепов — Wielton, Zaslaw, Chereau, Kogel, Schmitz, Krone. В 2016 году лидирующую позицию занял бренд Schmitz: доля продаж подержанной техники этого производителя составила 16,09% от общего количества проданных полуприцепов. На втором месте «рейтинга» находятся полуприцепы Krone — 9,99%. У бренда Kogel — 5,63%, у Wielton —1,76% [1] . Рассмотрим подробнее, какой полуприцеп и где выгоднее покупать, а также расскажем о ключевых продавцах полуприцепов в России.
Какой полуприцеп купить: б/у или новый?
По результатам маркетинговых исследований агентства Russian Automotive Market Research, в январе-октябре 2016 года рынок новых прицепов и полуприцепов составил 12 105 единиц, а рынок подержанных полуприцепов — 73 901 единицу [2] . Большая часть — импортированные в Россию полуприцепы, примерно две трети из них имеют возраст более 3 лет, а если учитывать, что срок службы полуприцепа составляет в среднем 10–15 лет, то эксплуатировать их можно еще довольно долго.
По оценкам специалистов, выбор в пользу импортных производителей объясняется качеством техники, а что касается подержанных моделей, то и относительно низкой ценой. Пятилетний полуприцеп б/у в хорошем состоянии отличается от нового в среднем на 30–40% его стоимости. Например, полуприцеп-штору популярного бренда Wielton 2012 года выпуска в хорошем состоянии можно купить по цене чуть более миллиона рублей.
При покупке новых полуприцепов отечественный потребитель также чаще склоняется к иностранной технике. Это объясняется тем, что, во-первых , покупая полуприцеп от европейского производителя, владелец получает надежное транспортное средство, а во-вторых , экономит на будущем техобслуживании — импортные полуприцепы нуждаются в нем не так часто, как отечественные. При этом цены отличаются незначительно. Российские полуприцепы в зависимости от модели, конкретной марки и комплектации стоят в среднем 1 600 000–2 000 000 рублей. Импортные — дороже всего на 100 000–200 000 рублей. Кроме того, запчасти к отечественным и иностранным моделям стоят примерно одинаково.
Россия vs заграница: где выгоднее покупать?
У потенциального покупателя может возникнуть вопрос: может быть, в целях дополнительной экономии иностранные полуприцепы целесообразно покупать за границей, а не у российских компаний? Рассмотрим процедуру покупки подробнее.
Во-первых, достаточно много времени занимает поиск нужного полуприцепа. Задача осложняется тем, что для общения с продавцами может понадобиться знание иностранного языка. Во-вторых, необходимо организовать перегон полуприцепа, что также потребует времени и дополнительных затрат. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, определенные трудности представляет таможенное оформление полуприцепа. Заниматься им должны люди, находящиеся в курсе всех таможенных требований. Самостоятельное оформление необходимых документов осуществляется крайне редко, а это значит, что потребуются расходы на оплату брокерских услуг.
Оформлением ввоза полуприцепов на территорию Таможенного союза может заниматься только организация, если покупатель — физическое лицо, по законодательству он не имеет права растаможить полуприцеп «на себя».
Услуги таможенного брокера обойдутся в среднем от 10 до 15% от стоимости полуприцепа, их цена складывается из нескольких факторов:
- возраст полуприцепа;
- вид полуприцепа;
- его масса и объем кузова;
- материал, из которого изготовлены стенки;
- пробег;
- наличие сдвижной крыши (для раздвижных конструкций).
Помимо этого, придется оплатить таможенные пошлины (см. табл. 1).
Таблица 1. Таможенные пошлины на полуприцепы автомобильные в 2017 году
Масса и габаритные размеры | Возраст полуприцепа | ||
До 3 лет | 3–7 лет | Более 7 лет | |
Полная масса более 15 тонн, габаритная длина не менее 13,6 метра | Пошлина 10% + 18% НДС | Пошлина 10%, но не менее 108 евро + 18% НДС | |
Полная масса менее 15 тонн, габаритная длина не менее 13,6 метра | Пошлина 15% + 18% НДС | ||
Примечание: Термин «полная масса» означает дорожную массу, указанную производителем как максимальная проектная масса полуприцепа или прицепа, равную сумме собственной массы полуприцепа или прицепа и максимальной массы груза. |
Примерную стоимость покупки в Германии (см. табл. 2) рассмотрим на примере шторного полуприцепа Kogel SN 24 2011 года выпуска [3] , находящегося в городе Бакум (Германия).
Таблица 2. Структура стоимости автоприцепа при покупке за рубежом
Статья расходов | Приблизительная стоимость, руб. * |
Стоимость автомобиля | 683 729 |
Таможенная пошлина [4] | 61 536 |
НДС | 134 148 |
Сбор за оформление | 1500 |
Услуги таможенного брокера (10%) | 68 373 |
Перегон по Германии от Бакума до порта Любек (из расчета 2 евро за 1 км) — 239,5 км [5] | 30 301 |
Перевозка паромом от Любека до Санкт-Петербурга (таможня) | 53 771 |
Итого ** : | 1 033 385 |
* Стоимость в рублях рассчитана на основе курса 1 евро = 69,45 рубля (актуален на 13.07.17)
** В расчеты не вошла стоимость перегона полуприцепа по России, она рассчитывается индивидуально, в зависимости от расстояния.
Полуприцеп такой же марки и года выпуска можно купить в России за 990 000 рублей [6] . Это не только дешевле, но и значительно проще и быстрее.
Таким образом, целесообразной покупка полуприцепа за границей может быть лишь для крупной компании, готовой нести определенные затраты и имеющей в штате специалистов по растаможиванию. Для небольших организаций или ИП, которым требуется приобрести один-два полуприцепа, гораздо выгоднее купить технику в России, не тратя время и деньги на сложные таможенные процедуры и перегон полуприцепа.
Летом 2016 года таможенные органы опубликовали на официальном сайте информацию о том, что утилизационный сбор с полуприцепов не взимается начиная с 27 мая 2017 года [7] .
Продавцы новых и б/у полуприцепов: а лучший кто?
У каждого из продавцов есть как свои плюсы, так и минусы, выбор зависит от того, какой именно полуприцеп и по какой цене нужен покупателю.
Компания-производитель. Крупнейшими производителями полуприцепов разных типов традиционно являются Германия, Нидерланды Франция и Великобритания. Наиболее известные на рынке бренды — Wielton (Польша), Fliegl (Германия), «ТОНАР» (Россия), Zaslaw (Польша), Nursan (Турция), Krone, Jean Chereau SAS (Франция), Schmitz Cargobull (Германия). Многие из них имеют свои представительства в России, что дает возможность купить новые полуприцепы любых типов — от бортовых до цистерн — напрямую у производителей. Это целесообразно в том случае, если клиента интересует именно новая техника.
Официальный дилер , как правило, торгует только новой техникой одного или нескольких брендов. Особенностью покупки полуприцепов у официальных дилеров является большой выбор и надежность. Обычно такие компании предлагают весь модельный ряд наиболее популярных полуприцепов. Дополнительные плюсы сотрудничества — гарантийное обслуживание и наличие всех необходимых запчастей. К минусам можно отнести то, что официальные дилеры очень редко торгуют б/у полуприцепами, соответственно, цены на технику в таких компаниях будут высокими.
Неофициальный дилер или «серый дилер» . Так называют компании, которые не имеют официального разрешения от производителей на проведение технического обслуживания, ремонта и продажу запасных частей. Обычно цены у них немного ниже, чем у официальных дилеров. Однако на этом преимущества и заканчиваются. Полуприцеп, купленный у неофициального дилера, не имеет гарантии завода-производителя или официального представителя. Во многих случаях транспортные средства перегоняются «своим ходом» и продаются без предпродажной подготовки, что не лучшим образом влияет на их состояние.
Автоломбард . Это более надежный способ покупки, чем покупка у частного лица, поскольку в автоломбардах чаще всего не принимают в залог автомобили в критическом состоянии. Для того чтобы быстрее вернуть потраченные на выдачу кредита деньги, ломбард продает технику на 20–40% меньше, чем средняя рыночная цена. Надежность сделки также достаточно высока, а ее проведение займет немного времени, поскольку ломбарды заранее готовят весь пакет документов для продажи. Конечно, риски имеются и при этом варианте покупки, для их минимизации нужно выбирать автоломбарды с солидной репутацией и большим сроком работы на рынке.
Частное лицо . Очень рискованный вариант. Цена при покупке с рук может быть значительно ниже, но нужно очень внимательно проверять все документы и техническое состояние полуприцепа, чтобы избежать проблем.
Варианты покупки полуприцепов
Приобрести полуприцеп в собственность можно несколькими способами:
Лизинг . Главное преимущество лизинга — отсутствие необходимости уплаты первоначального взноса. Использовать полуприцеп можно сразу после заключения договора. При покупке автомобиля по лизинг-программе клиент, по сути, берет его в аренду на длительный срок, выплачивая лизинговой компании некоторую сумму раз в месяц или в квартал. Здесь и кроется основной минус лизинга — транспортное средство по факту остается собственностью лизинговой компании до тех пор, пока полностью не будет выплачена его стоимость.
Только после того как срок выплаты заканчивается, а покупатель полностью гасит оговоренную сумму, он становится полноправным владельцем. Для оформления полуприцепа в лизинг частному лицу необходимо предоставить минимальный объем документов, включающий паспорт и водительские права, а также справку о доходах и копию трудовой книжки. Организации необходимо предоставить копии устава, заверенные нотариусом, свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ, копию паспорта директора, приказ о назначении главного бухгалтера и банковские выписки, подтверждающие доходы компании за последние пять лет.
Кредит . Самый распространенный среди частных лиц способ покупки для личного пользования любой автотехники, включая полуприцепы. Существует два вида автокредитов: от компании-продавца и банковский. При покупке полуприцепа через банк необходимо представить пакет документов о финансовом и юридическом положении и предварительный договор купли-продажи. После этого банк рассмотрит заявку и в случае принятия положительного решения предложит внести аванс за приобретаемый полуприцеп, который перейдет банку в залог в качестве обеспечения по кредиту. Недостаток банковского кредитования — необходимость уплаты первоначального взноса в размере от 10 до 30 % от стоимости полуприцепа.
Второй вариант — покупка полуприцепа через программу кредитования компании-продавца. Ставка по кредиту в этом случае может быть ниже, но необходимость внесения первоначального взноса в большинстве случаев остается. В принципе этот вид кредитования практически ничем не отличается от банковского, поскольку деньги все равно выдает кредитная организация.
Trade-in . Суть программы trade-in заключается в том, что имеющаяся у покупателя устаревшая техника продается компании, занимающейся реализацией полуприцепов. Стоимость, в которую был оценен б/у полуприцеп, при покупке вычитается из цены нового. Существуют некоторые критерии, при несоблюдении которых произвести обмен будет невозможно: возраст техники менее 10 лет, удовлетворительное техническое состояние, востребованность модели на рынке. Кроме этого, любая ошибка в документах или несоответствие реального технического состояния заявленному существенно снижает возможность обмена.
Оценка подержанного прицепа производится путем снижения стоимости за каждый год использования: за первый год техника теряет 20% стоимости, по 10% за каждый последующий год. Преимуществами trade-in являются приобретение технически исправного полуприцепа, поскольку компания дает на него гарантии, а также прозрачность сделки, экономия времени и денег.
Рассрочка . Это практически тот же кредит, но в этом случае покупатель имеет дело непосредственно с продавцом без участия банка. Еще одно отличие рассрочки от кредита — короткий срок, за который покупатель обязывается выплатить стоимость полуприцепа. Обычно это год, но возможна рассрочка и на полгода или даже на несколько месяцев. Немаловажно то, что выплаты по процентной ставке в этом случае отсутствуют, покупатель выплачивает только стоимость покупки. Основное условие рассрочки — выплата первоначального взноса в размере от 20 до 50 % от общей суммы. Остаток долга покупатель гасит равными частями за определенный промежуток времени.
Как выбрать надежного продавца?
После того как определены основные критерии, можно переходить к выбору надежного продавца полуприцепа. Традиционно, делается это одним их нескольких способов:
- «Сарафанное радио» . Весьма популярный, но не слишком надежный способ. Выбор в этом случае осуществляется на основе советов знакомых, родственников или сослуживцев. При таком подходе гарантий покупки качественного полуприцепа нет никаких, поскольку субъективное мнение «советчиков» далеко не всегда является правильным.
- Объявления в газетах . Старый и проверенный временем способ поиска необходимой автотехники. К сожалению, при этом способе также велик риск наткнуться на нечистых на руку продавцов, к тому же в последнее время печатные издания постепенно отдают пальму первенства интернету.
- Поиск в интернете . Является достаточно эффективным, но требует больших временных затрат, поскольку ручной поиск компаний, сравнение найденных вариантов, отбор наиболее подходящих продавцов, обзвон и общение с ними могут занять не один день. Если покупатель не ограничен во времени, этот способ может дать хорошие результаты.
- Порталы по продаже б/у товаров и специализированные порталы по продаже автомобилей и спецтехники . На сегодняшний день их существует очень много — avito.ru, auto.ru, drom.ru, irr.ru, am.ru, e1.ru, bibika.ru, так что 85% всех сделок купли-продажи автотехники, включая полуприцепы, осуществляется на основе предложений, сделанных в интернете. С помощью автоматизированного поиска можно отслеживать самые интересные объявления, одновременно отсеивая невыгодные, проводя поиск по всему интернет-рынку.
Пользуясь любым из вышеперечисленных способов, можно сделать выгодное приобретение. Главное — проявлять должную осмотрительность и перед покупкой, особенно с рук, внимательно проверять все документы и техническое состояние полуприцепа.