Малый бизнес по франшизе: стоит ли игра свеч и как выбрать верное направление

франшизы для малого бизнеса
Финансовая привлекательность открытия бизнеса по франшизе подтверждается ежегодным ростом франчайзинговых точек в России - в среднем на 10%.

Посмотреть выгодные предложения по франшизе...


популярные франшизы для малого бизнеса
Среди наиболее популярных областей малого бизнеса - оптовая и розничная торговля товарами для дома.

Узнать подробнее...


выгодные франшизы для малого бизнеса
Эксклюзивность товара и низкая конкуренция за счет бронирования торговых точек в регионе позволят быстро выстроить прибыльный бизнес.

Посмотреть пример...


лучшие франшизы для малого бизнеса
Одни из наиболее выгодных условий открытия бизнеса по франшизе предполагают отсутствие вступительного взноса и роялти, а также низкий порог входа в бизнес - от 1 500 000 рублей.

Ознакомиться подробнее...


готовый бизнес мебель
Продуманная концепция: единые стандарт оформления помещения, принципы обслуживания, товарная матрица - условия, способствующие быстрой окупаемости бизнеса.

Посмотреть, где предлагают такие условия...

Франшиза — это быстрый способ стать предпринимателем, работая под известным брендом. Зачастую выбор в пользу проверенных бизнес-концепций — это шаг в направлении снижения рисков и гарантированной прибыльности начинания. Уже на этапе открытия своего дела вы можете рассчитывать на лояльность потребителей. Известное имя, проверенные технологии, скрупулезно проработанный профессионалами бизнес-план — все это повышает ваши шансы на успешность предприятия и быструю окупаемость.

По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в 2015 году количество франчайзинговых точек выросло на 15%, а в I полугодии 2016 года — еще на 6%. Чем объясняют эксперты рынка рост отрасли, какие франшизы сегодня наиболее востребованы молодыми предпринимателями и стоит ли рассчитывать на скорейший успех дела?

Преимущества бизнеса по франшизе: умный гору обойдет

Открытие собственного дела с нуля сродни покорению Эвереста: требуется затратить массу времени и сил на создание концепции, брендбука, бизнес-модели, требований к помещениям и персоналу и прочее, и прочее. При этом вы рискуете быть погребенным под бумажной лавиной, задохнуться в цифрах или сорваться в финансовую пропасть, ведь гарантий успеха нет никаких, особенно в кризис. Франшиза — это подход, позволяющий под руководством управляющей компании обойти множество сложностей, попутно приобретая опыт ведения своего бизнеса. Следует помнить, однако, что управляющая компания (франчайзер) не может и не должна полностью контролировать вашу работу. Ее задачи — помогать, мягко направлять ваш бизнес, решать за вас ряд проблем с организацией маркетинговых мероприятий, выбором помещения, дизайном торговой точки, поставками и др. В этом демократичном ключе работают далеко не все управляющие компании. Примером сбалансированной политики по отношению к франчайзи является франшиза «Еврочехол».

Какой бы успешной ни была уникальная бизнес-стратегия, качество ведения дел на местах обеспечивается франчайзи, который должен быть настроен на постоянное совершенствование своей точки продаж.

6 советов по выбору направления для развития малого бизнеса по франшизе

Выбор направления любого бизнеса происходит практически одинаково. Однако у тех, кто собирается работать по франшизе, больше возможностей обойти подводные камни.

  • Совет № 1. Загляните в магазины франшиз. Просто посетите специализированные сайты и задумайтесь, действительно ли вы хотите изобретать велосипед или выберете готовый, работающий, отлаженный бизнес на правах франчайзи.
    На заметку! 56% точек фастфуда в России открыто по франчайзинговой схеме.
  • Совет № 2. Проведите маркетинговое исследование в рамках вашего региона. Ваша задача — выявить потребности населения и наличие конкурентов, а также цены на рынке. Обратите внимание, работает ли кто-то в ваших местах по аналогичной франшизе или в схожем бизнесе. Не исключено, что одной-двух точек потенциальным потребителям недостаточно и вы вполне можете открыть свою. Здесь вам дадут подсказку владельцы бренда.
    На заметку! Некоторые франчайзеры, например компания «Еврочехол», устанавливают ограничение на количество представительств на конкретной географической территории, что значит — вы априори не окажитесь лишним на этом празднике жизни.
  • Совет № 3. Выделите виды бизнеса, входящие в сферу ваших личных интересов. Устойчивый тренд XXI века — заниматься тем, что нравится. В этом случае вам будет проще справляться со стрессами, неизбежно возникающими при открытии нового дела. Не бойтесь того, что ваши увлечения никому не интересны. В списках франшиз вы наверняка уже увидели неожиданные и вдохновляющие идеи малого бизнеса.
    На заметку! Открыв магазин товаров, скажем, для рукоделия, можно получить от работы массу удовольствия, если вы сами любите на досуге вышивать или вязать. Однако если ваша безумная страсть — альпинизм, но живете вы в провинциальном городке в европейской части России (уж так сложилось, гор здесь нет), открытие на малой родине магазинчика для любителей скалолазания вряд ли выльется в успешное дело.
  • Совет № 4. Оцените свою компетентность. Не секрет, что в России часто открываются малые предприятия под влиянием моды: сегодня у всех рестораны, завтра — сыроварни, послезавтра — все шьют одежду или открывают интерьерные дизайн-бюро. После того как ветер подует в другую сторону, на рынке остаются только те, кто действительно интересовался тематикой своего бизнеса, был готов учиться и развиваться в выбранном направлении. Для бизнеса по франшизе это тоже справедливо. Причем, выбрав такой формат бизнеса, вы можете быть уверены в том, что вам помогут учиться и расти, а значит — справиться с проблемами будет значительно проще.
    На заметку! Представители бренда обычно мониторят показатели всех точек сети и при необходимости дают рекомендации. Кроме того, ответственный франчайзер организовывает профессиональное обучение как для своих франчайзи, так и для набранного ими коллектива, внедряя в бизнес лучшие стандарты отрасли.
  • Совет № 5. Оцените свои финансовые возможности. Вам потребуется стартовый капитал, и даже в сфере малого бизнеса цена вопроса может различаться в разы. Поэтому, определив, чем примерно вы хотите заниматься, выбирайте дело, которое оставит вам хотя бы небольшой запас финансов на покрытие рисков. Как правило, чем ниже компетентность начинающего бизнесмена в выбранной сфере, тем больше ему требуется финансовых вложений. В случае с франшизой часть рисков снята, большинство моментов просчитаны специалистами заранее.
    На заметку! Чтобы сохранить рентабельность бизнеса не ниже 15–20%, франчайзером может быть установлен рекомендуемый потолок по арендной ставке.
  • Совет №6. Вернитесь к списку франшиз. Сориентировавшись в ситуации, остается только выбрать два-три подходящих варианта и связаться с хозяевами бизнеса для уточнения деталей.

Считается, что только 5–6% людей обладают способностью создавать что-то новое и одновременно коммерчески успешное. Если бы это было всей правдой о бизнесе, общество потребления никогда не было бы создано. Истина состоит в том, что есть и другие достойные способы достижения коммерческих высот, один из которых — франчайзинг. Кроме того, начинающий бизнесмен, работающий по франшизе, может в результате начать свое собственное уникальное дело, набравшись опыта.

Это интересно!
Ряд сетевых брендов до кризиса не применял франчайзинговые схемы вообще или только в отдельных странах. Например, McDonald's, работающий по франчайзингу во всем мире, в России до 2015 года открывал только собственные заведения. Однако совсем недавно ветер переменился: по франчайзинговой схеме сегодня работают рестораны этой мировой сети в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и на Алтае. По данным Forbes, на 2016 год российское отделение McDonald's запланировало открытие 60-ти новых ресторанов, в том числе и по франшизе.

Варианты достойны рассмотрения: перспективные направления

Эксперты РАФ отмечают, что во время экономического кризиса растет спрос на услуги, помогающие экономить время и деньги. Например, активно развиваются онлайн-сервисы. Одна из самых известных франшиз в сфере услуг — GetTaxi, предоставляющая не только быстрые и удобные пассажирские перевозки, но постоянно радующая клиентов разнообразными скидками и сюрпризами. В ресторанном бизнесе набирают популярность франшизы типа «ГрильХаус» или Kill Fish Discount Bar, организующие маркетинговые акции в соцсетях и постоянно расширяющие спектр спецпредложений.

Однако чем ярче и современнее бизнес, тем выше порог входа в него. Например, в тот же Kill Fish Discount Bar придется вложить в первый год 2 800 000 – 5 900 000 рублей (в зависимости от региона) и найти помещение площадью не менее 100 кв. м, а точка «СТАРДОГ!S» может быть открыта на 5-ти кв. м при инвестициях 350 000 –1 500 000 рублей. Обращать внимание также следует на вступительный взнос и момент, с которого управляющая компания начинает взимать роялти. Многие компании готовы дать франчайзи время для того, чтобы «осмотреться», и берут свой процент только через 4–5 месяцев после старта работы. Некоторые франшизы, в том числе упомянутая франшиза компании «Еврочехол», не предусматривают выплаты роялти (регулярных отчислений) и даже паушальных взносов (одноразовых отчислений), поскольку ориентированы исключительно на получение доходов от реализации уникальной продукции франчайзера.

Самые выгодные франшизы 2016 года

Чтобы составить представление о самых выгодных предложениях, можно обратиться к рейтингам, в которые попадают только те бренды, которые работают по франшизе не менее трех лет. При составлении рейтингов франшизы оцениваются по десяткам критериев, в результате определяются максимально привлекательные с инвестиционной точки зрения.

Приведем топ-5 франшиз 2016 года по версии журнала Forbes:

  1. Лабораторная служба «Хеликс». Инвестиции: 750 000 рублей при открытии лаборатории с нуля, 150 000 рублей — при открытии лаборатории действующей клиникой. Вступительный взнос: 50 000 рублей. Окупаемость: 3 месяца. Роялти: 2%.
  2. «СДЭК», экспресс-доставка грузов. Инвестиции: 350 000 рублей. Вступительный взнос: 150 000 рублей. Окупаемость: 3–6 месяцев. Роялти: 10% после 6-ти месяцев работы.
  3. Unibrait, оборудование и компоненты для нанесения зеркальных покрытий. Инвестиции: 2 000 000 рублей. Вступительный взнос: 150 000 рублей. Окупаемость: 12 месяцев. Роялти: 10% спустя 6 месяцев работы.
  4. Служба недвижимости «Миэль». Инвестиции: 1 000 000–2 500 000 рублей. Вступительный взнос: 350 000 рублей. Окупаемость: 12 месяцев. Роялти: от 18 000 рублей.
  5. Samura, продажа японских ножей. Инвестиции: 300 000 рублей. Вступительный взнос: отсутствует. Окупаемость: 3 месяца. Роялти: отсутствует.

Конечно, «свою» франшизу можно в рейтингах и не найти, особенно если она появилась не так давно, чтобы быть замеченной монстрами бизнес-аналитики, или если вы не располагаете достаточными средствами, чтобы открыть в своем городе крупный бизнес под дорогим брендом. Однако на приведенные показатели можно ориентироваться, оценивая другие предложения. Кроме того, при всем уважении к авторитету представленного рейтинга, мы не можем исключить его ангажированность и гарантировать абсолютную объективность.

Какие условия франчайзера можно назвать выгодными?

Как не прогадать с выбором франшизы при наличии стартовой суммы в пределах 2 500 000 рублей и какие условия можно назвать выгодными? Об этом мы попросили рассказать представителя компании «Еврочехол», отличающейся лояльным отношением к своим франчайзи.

«По франшизе компании «Еврочехол» можно заняться продажей итальянских эластичных съемных чехлов на мягкую мебель высочайшего качества и оригинального дизайна, — рассказывает Елена Дорофеева, руководитель отдела оптовых продаж компании «Еврочехол».— С их помощью стул, кресло или диван любой конфигурации мгновенно преображаются: чехол сядет так, как будто был сшит по спецзаказу. Это решение пользуется особенно высоким спросом при обновлении дачной мебели и детских комнат, а также в гостиничном бизнесе. Оно востребовано и для воплощения дизайнерских концепций интерьера. Мы предлагаем открыть рентабельный бизнес по франшизе, прибыльность которого очень легко рассчитать. Мягкая мебель есть практически в любом доме, офисе, на даче. Буквально за каждой дверью вас ждет потенциальный покупатель. Допустим, вы живете в городе с населением 300 000 человек. Это около 75 000 семей. Если за год только 2% семей станут вашими клиентами, вы оформите 1500 чеков. Сумма чека в наших магазинах составляет в среднем 8 000 рублей, это 12 000 000 рублей среднегодовой выручки, то есть 1 000 000 рублей в месяц. Другие 2% станут вашими покупателями на следующий год, а цикл повторной покупки еврочехла в среднем составляет 3–5 лет. Франшиза компании «Еврочехол» предоставляется без вступительного взноса и роялти. Порог входа низкий: стартовые инвестиции для городов с населением более 300 000 человек составляют от 1 500 000 рублей, для маленьких городов разработаны специальные варианты с гораздо более низкой суммой стартовых инвестиций. Вам гарантированы маркетинговая поддержка, реклама на федеральных телеканалах, обучение персонала по Интернету, бесперебойные поставки товара».

P.S. Франшизная политика компании «Еврочехол» допускает открытие только одного магазина на 300 000–400 000 человек населения, поэтому если вы успеете занять нишу в своем городе, конкурентов у вас в этой сфере не будет.