Способы доставки грузов из Китая в Россию: ищем оптимальный вариант перевозок
По итогам первого квартала 2016 года Китай был признан основным партнером России по внешнеэкономической деятельности: товарооборот с этой страной составил 17,8 млрд долларов США, что тем не менее на 13,5% меньше, чем в первом квартале 2015 года. Одной из многих причин падения показателей являются проблемы логистики. Не все транспортные компании готовы предложить быструю и выгодную доставку товаров, что в условиях экономического кризиса заставляет подумать дважды, прежде чем делать заказ.
Что везут из Китая? Прежде всего это товары легкой промышленности. По экспорту текстильной продукции из натуральных материалов (хлопок и шелк) Китай занимает первое место в мире. Востребованы также машиностроительная и электротехническая продукция — они составляют 20% китайского экспорта. Это в основном металлообрабатывающие станки, судостроительная и автомобильная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. Покупая эти товары для перепродажи или эксплуатации на территории России, вы неизбежно столкнетесь с необходимостью выбора средства транспортировки. Из Китая в Россию доставить товары можно практически любыми видами транспорта, важно только соотнести их особенности, а также сроки и стоимость перевозки.
Перевозки из Китая морем
Этот тип перевозок актуален для крупных партий материалов, сырья или оборудования. Он обеспечивает минимальную стоимость при большом количестве груза. Перевозка крупногабаритных грузов по морю также выгодна: она реализуется с незначительными издержками и максимальной маржинальной прибылью. В среднем грузы из Китая до Владивостока идут неделю, до черноморских портов — 20–25 дней, до Санкт-Петербурга — 40–50 дней. Стоимость доставки будет зависеть не только от порта прибытия, но и от типа контейнера. До Владивостока 20-футовый контейнер дойдет примерно за 1500 долларов США, 40-футовый — за 2000 долларов. До Санкт-Петербурга — за 2400 и 3300 соответственно. Это цены под ключ, включающие загрузку-разгрузку и экспедирование в портах.
- Плюсы: низкие ставки по перевозкам.
- Минусы: длительность, ограничения по географии, необходимость задействовать другие виды транспорта.
Доставка по железной дороге
Удобный способ доставки грузов с севера, востока и северо-востока Китая, где проходит Харбинская железная дорога. По России после пересечения границы груз может быть доставлен в любой регион через Транссибирскую магистраль. Срок перевозки в среднем составляет 22–33 дня. В основном по железной дороге доставляют большие партии товара и крупногабаритные грузы. Доставка железнодорожного вагона с 60 тоннами груза из Китая до Забайкальска будет стоить около 7400 долларов США.
- Плюсы: грузоподъемность, регулярность перевозок и независимость от погодных факторов, относительно широкая география доставки груза, доступная стоимость при перевозках на большие расстояния.
- Минусы: длительность, зависимость от рельсовых путей, низкая сохранность грузов не массового назначения (сыпучих и строительных материалов, сырья).
Доставка грузов из Китая автомобильным транспортом
Машинами отправляют обычно дорогостоящие грузы. Маршруты проходят через Казахстан, где осуществляется и таможенное оформление. Продолжительность перевозки — от 18-ти дней, стоимость может быть ниже, чем при использовании воздушного транспорта, но следует тщательно изучить все детали перевозки. Иногда при подсчете всех дополнительных факторов и услуг оказывается, что отправка груза самолетом обойдется дешевле. Возможны также комбинированные варианты — авто плюс авиа. В этом случае маршрут может проходить через другие страны — например, через Латвию.
- Плюсы: дешевле, чем авиаперевозки, до 3-х раз быстрее, чем по железной дороге, более гибкие наземные маршруты — высокая мобильность и возможность доставки от двери до двери.
- Минусы: срочность разгрузки, возможность порчи груза, грабежи на дорогах.
Авиаперевозки из Поднебесной
Подходят для доставки товаров с ограниченным сроком годности, с высокой оборачиваемостью. Особенно актуальны авиаперевозки для дорогостоящих новинок электронной техники, которые должны поступить в магазины к определенной дате. С учетом таможенных процедур такие грузоперевозки занимают в среднем 3–5 дней, но и стоят в несколько раз дороже, чем при доставке морем.
- Плюсы: высокая скорость доставки практически в любую точку России.
- Минусы: высокая стоимость, во многом связанная с процедурами растаможивания.
Какой же транспорт предпочесть?
Выбор транспорта должен основываться не только на соотношении «цена – сроки доставки», но и на факторе сохранности груза.
Стоит также учитывать, что транспортная инфраструктура в Китае распределена неравномерно. Наиболее развиты в промышленном отношении южные районы и восточное побережье страны, поэтому для китайских производителей наиболее удобна отправка грузов по морю крупными океанскими судами. При отправке грузов по морю до Санкт-Петербурга требуется перегрузка в балтийских или финских портах на суда небольшого водоизмещения, которые могут войти в Финский залив. Также возможна перегрузка на автоплатформы и доставка в российские регионы наземным транспортом. В обоих случаях этот этап удлиняет срок перевозки. Морским и автомобильным транспортом идет основной поток китайских товаров. По прогнозам экспертов, к 2020 году рынок морских грузоперевозок Китая вырастет по сравнению с 2010 годом на 45%. Небольшие частные посылки и мелкие партии товаров, как правило, отправляются железнодорожным и авиатранспортом.
Выбираем тип грузоперевозок: не транспортом единым
Оптимизация грузоперевозок возможна не только по типу транспорта и маршрута, но и по типу груза.
Доставка мелких грузов. Здесь задействованы почтовые и курьерские службы. Грузы весом 5–12 кг, отправленные почтой, на таможне не останавливают, их можно получить в течение 2–4 недель. Если не принимать в расчет таможенные платежи, то международная доставка груза в курьерских службах FedEx, DHL, TNT Express и других окажется вдвое дешевле из-за отлаженной регулярной транспортной логистики. Но учитывая необходимость персонального таможенного оформления каждого отдельно взятого груза для каждого отдельно взятого клиента, такая выгода на поверку оказывается мнимой. При этом цена на растаможивание мелкого груза из Китая может составить до 30% от стоимости посылки. Иногда это оправдано, если срочно надо доставить несколько образцов товара.
Карго-перевозки. Грузы весом 30–200 кг можно отправлять с помощью специализированных транспортных компаний-карго, которые обеспечат доставку в срок от одной до четырех недель, авиа- или железнодорожным транспортом. Плюсом этого подхода является минимальное количество документов для перевозки, что особенно привлекательно для интернет-магазинов. Минус — большое количество «черных» компаний, высокий риск потери груза.
Доставка сборных грузов. Небольшие партии товаров удобно доставлять, разделив контейнер с несколькими грузоотправителями. Для этого товары сортируются и переупаковываются на складах консолидации, далее контейнер отправляется тем видом транспорта, который выбран грузоотправителями при заключении договора. Недостаток этого способа доставки — более сложные таможенные процедуры, так как на один контейнер подается несколько деклараций, по числу грузоотправителей.
Контейнерные перевозки. Сфера влияния крупных транспортных компаний, работающих только с юридическими лицами и партиями в 20–40 тонн. Большое количество документов и ожидание груза получателем в течение 35–40 календарных дней полностью компенсируются высокой степенью надежности доставки, близкой к стопроцентной.
На заметку
Длительность прохождения таможенных процедур и размеры пошлин зависят от великого множества факторов. Здесь и организация работы конкретных таможенных пунктов, и объемы партий, и специфика товаров, и правильность оформления документов. Могут иметь место и сезонные реалии. Поэтому по каждому конкретному грузу лучше уточнять детали у специалистов в таможенном оформлении.
Каждому по потребностям
Итак, объемные и тяжелые грузы (например, продукцию тяжелого машиностроения) лучше перевозить железнодорожным транспортом. Крупные дорогостоящие партии товаров (стройматериалы, бытовую химию, сантехнику) удобнее доставлять по морю контейнерами, а по прибытии в российский порт — железнодорожным или автомобильным транспортом. Для небольшого объема товаров или сборных грузов (мелкая электроника, одежда, продукты питания) могут оказаться актуальны авиа- или автомобильные перевозки.
В силу географической протяженности нашей страны и высоких потребностей россиян в товарах из Китая, перевозки грузов часто осуществляются в мультимодальном формате — несколькими видами транспорта. Оптимальное решение под ключ вам предложат в транспортно-логистической компании. Если обратиться к авторитетным специалистам, для вас будут просчитаны и снижены все возможные риски. Кроме того, груз обязательно будет застрахован от порчи и потери.