Доставка грузов из Европы: как оптимизировать процесс?
Для того чтобы поддерживать стабильные отношения с европейскими поставщиками товаров и сырья, отечественным компаниям приходится решать целый спектр задач, связанных с грузоперевозками. Квалифицированную помощь в организации поставок традиционно оказывают 4PL-операторы — логистические компании, предоставляющие услуги под ключ.
На мировом логистическом рынке известно «правило шести R »: right product, right quantity, right quality, right time, right place, right price . Это означает, что потребность клиента равняется поставке нужного товара в необходимом количестве, необходимого качества, в нужное время, в нужное место, по правильной цене. Каким же образом это можно организовать в комплексе?
Участники процесса доставки и таможенного оформления грузов из Европы
Если вашей компании необходимо доставить груз из Европы, полезно знать классификацию PL-операторов:
- First Party Logistics (1PL) — все логистические операции фирма-грузовладелец выполняет самостоятельно.
- Second Party Logistics (2PL) — оператор, оказывающий минимальные услуги по транспортировке и складированию товара.
- Third Party Logistics (3PL) — оператор, оказывающий основные и дополнительные услуги, в том числе промежуточное хранение (cross docking) груза, проектирование и разработку информационных систем, привлечение субподрядчиков.
- Fourth Party Logistics (4PL) — оператор, обеспечивающий планирование, управление и контроль над всеми логистическими процессами компании-заказчика для достижения более долгосрочных стратегических целей и расширения задач бизнеса.
- Fifth Party Logistics (5PL) — оператор интернет-логистики, в чьи функции входят планирование, подготовка, управление и контроль над всеми составляющими единой цепи транспортировки грузов с помощью электронных средств информации.
Наибольшей популярностью пользуются услуги 3PL- и 4PL-операторов, и вот почему. Для того чтобы доставить груз из Европы в Россию, необходимы финансовые, транспортные, складские, таможенные услуги. Также может потребоваться сертификация грузов и их страхование. Как правило, удобнее заказывать доставку под ключ, а это компетенция провайдеров не ниже 3PL. Более надежны 4PL-операторы — за счет глобального подхода к организации всех процессов, включая финансовые услуги по закупкам товаров у европейского поставщика.
Этапы доставки грузов из Европы
Грузы могут быть генеральными (один контейнер — один грузоотправитель) или сборными (один контейнер — несколько грузоотправителей). Сборные грузы требуют от логистического провайдера наличия консолидационных складов в Европе и квалифицированных специалистов по таможенному оформлению.
Доставка сборных грузов
Чтобы запустить процесс доставки своего груза из Европы в составе сборного контейнера, вашей компании потребуется:
- Рассмотреть несколько коммерческих предложений от компаний-грузоперевозчиков.
- Выбрать наиболее выгодный тип транспорта и маршрут.
- Выбрать наиболее авторитетную логистическую компанию (лучше 4PL-оператора).
- Заключить внешнеторговый контракт с производителем и закупить товар (можно передать эту процедуру 4PL-провайдеру в рамках услуги «финансовое сопровождение»).
Далее начинается формирование контейнера. Сбор грузов может осуществляться грузоперевозчиком от отправителей. Также возможна доставка отправителями их грузов на склад консолидации перевозчика или его партнера, склад находится в стране вывоза груза. Склад консолидации необходим для приема, обработки, оформления и хранения груза до назначенного срока отправки. Грузы комплектуются по направлениям и таможенным терминалам, после чего логистическая компания обеспечивает следующие этапы:
- Отправка сборного груза в РФ. Квалифицированные грузоперевозчики всегда уведомляют клиента об отправке партии с грузами. Как правило, за передвижением груза можно следить в Личном кабинете на сайте логистического оператора.
- Оформление разрешительных документов в соответствии с нормами нетарифного регулирования на вывоз товара из страны.
- Доставка груза до таможенного пункта в РФ.
- Документальное оформление выпуска товара в свободное обращение.
- Доставка на таможенный пост для импортного оформления груза. Проведение процедуры таможенного оформления в РФ. Здесь важно, что на каждого грузоотправителя документы оформляются отдельно, и от правильности определения кодов ТН ВЭД зависит размер таможенных платежей и применение мер нетарифного регулирования.
- Доставка на склад консолидации в России. На складе груз разъединяют и, в зависимости от условий контрактов, отправляют грузополучателям или выдают им прямо со склада.
Доставка генеральных грузов
Этот вид доставки отличается от предыдущего лишь деталями. Прежде всего, оформить генеральный груз к перевозке значительно проще, чем сборный. Поэтому генеральные грузы могут отправляться сразу до конечного склада получателя как с консолидированных складов, так и непосредственно со склада поставщика в Европе. Прохождение таможни будет проще за счет того, что документы подаются только от одного грузоотправителя.
Ни для кого не секрет, что логистика во многом определяет успех торговых предприятий, поэтому все составляющие процесса доставки товаров на склад заказчика должны быть максимально оптимизированы. Особенно это важно, когда речь идет о внешнеэкономической деятельности.
Советы по оптимизации процесса доставки грузов из Европы в Россию
Чтобы оптимизировать доставку, следует иметь ответы на следующие вопросы:
- Какие страны задействованы в маршруте?
- Какой вид транспорта будет оптимален?
- Каковы условия и местоположение склада консолидации?
- Каковы особенности таможенного оформления товара?
Квалифицированно разработать схему доставки может либо отдел логистики крупной компании, либо привлеченный по договору логистический оператор.
Выбор транспорта, маршрута и логистической компании
Варианты транспорта и маршрута предоставляются грузоперевозчиком. Клиент сравнивает предложения нескольких компаний и решает, с кем ему будет удобнее и выгоднее работать. На основании принятого решения подписывается договор с тем или иным оператором. Транспортировка груза обычно составляет 40–50% расходов на логистику и 4–10% конечной стоимости продукта. В зависимости от размера партии целесообразно остановиться на конкретном варианте транспортировки:
- Крупногабаритный груз , большие партии товара (генеральные грузы). По весу это 10–20 тонн. Как правило, используются различные фуры, железнодорожные или морские контейнеры. Объем стандартной еврофуры составляет 82 куб. метра, она может вместить до 21,5 тонн груза.
- Средние партии грузов. 300 кг–10 тонн. Отправляются так же контейнерами, иногда в составе сборных грузов, чтобы сократить расходы на транспортировку. В этом случае расходы распределяются между заказчиками пропорционально месту, занятому в контейнере.
- Мелкие грузы , до 30 кг. Могут отправляться в составе сборных грузов или курьерско-экспедиторскими службами (DHL, DPD, Major cargo express, TNT).
Для ценных товаров имеет смысл использовать затратные виды транспортировки, например самолет. Чем ниже стоимость товара, тем экономичнее должен быть вид транспорта. Кроме того, разные виды транспорта имеют различные лимиты по габаритам грузов. Так, в еврофуру помещается груз не длиннее 13,6 м. Длина свыше 13,6 м — это негабаритный груз, повышенная сложность перевозки и дополнительные риски, что сразу же скажется на стоимости услуги.
Сроки поставки также играют важную роль при выборе средств транспорта: чем короче срок поставки, тем лаконичнее должен быть маршрут или быстрее транспорт. Если жесткие ограничения по сроку поставки не ставятся, логично выбрать более экономичный транспорт, например морской. Однако при этом необходимо учитывать специфику товара. Например, из Европы во Владивосток морским транспортом доставка модной одежды займет два месяца. Поэтому осенне-зимнюю коллекцию необходимо отправлять летом. Железнодорожный транспорт считается наименее надежным в плане соблюдения сроков. Причины — задержки на сортировочных станциях, в пути, на станции прибытия в связи с ее загруженностью.
Доставка на дальние расстояния может быть разбита на несколько этапов, каждый из которых осуществляется своим видом транспорта. Это дешевле, чем, например, прямые авиаперевозки. Для коротких расстояний при перевозках из Европы используется автотранспорт.
Маршрут перевозки составляется с учетом расположения консолидационных складов и таможенных пунктов. Здесь большую роль играют отлаженные схемы работы с таможней. Иногда маршрут может быть более длинным, но за счет быстрого прохождения таможни это компенсируется.
Сбор, хранение и доставка груза на европейский склад
Рассмотрим эту тему для небольших партий сборных грузов (30–80 кг), так как именно такая доставка является наиболее распространенной и экономически выгодной в настоящее время.
Выбор склада. Товары, идущие на экспорт, в Европе хранятся обычно на складах класса «А». Такие комплексы оборудованы автоматизированными системами стеллажного хранения и позволяют быстро производить все необходимые операции с грузами. Отличительные особенности складов класса «А» — расположение вблизи центральных транспортных магистралей, регулируемый температурный режим в помещениях, антипылевое покрытие полов, наличие современной погрузочно-разгрузочной техники. Несмотря на то, что складов класса «А» в Европе довольно много, найти подходящий для конкретной грузоперевозки может оказаться достаточно сложно.
Забор груза у отправителя. В зависимости от объема и веса груза, а также местонахождения склада отправителя, иногда удобно воспользоваться собственным транспортом вашей логистической компании или услугами местных транспортников. Если у вас хорошо налажены связи с поставщиком, ваши специалисты постоянно ездят в страну отправки груза и знают местные реалии, можно поинтересоваться разными вариантами забора груза и выбрать наиболее удобный. В остальных случаях отдайте решение логистическому провайдеру.
Доставка груза на склад и его выгрузка. Это ответственный этап работы, потому что, если говорить о масштабах консолидационных складов, небольшой груз может легко затеряться. Если речь идет о складе, арендованном логистической компанией, которая полностью контролирует все этапы доставки в соответствии с договором, процесс приема груза значительно упрощается.
Упаковка товара. Прежде всего упаковка должна обеспечивать целостность и внешний вид товара. Заключая контракт на поставку, обращайте внимание на этот пункт в договоре. В противном случае на консолидационном складе могут потребоваться дополнительные услуги по переупаковке или доупаковке груза.
Маркировка груза. Существует товарная маркировка (для покупателя) и транспортная (для перевозчика). Если предполагается длительная транспортировка груза по России, все надписи на грузе должны дублироваться на русском языке. Маркировка должна быть четкой, несмываемой и контрастировать с цветом упаковки. Ее наносят на упаковку в нескольких местах, чтобы она была доступна для прочтения при разном положении груза. Для маркировки могут применяться графические изображения (пиктограммы), соответствующие международным стандартам. Неправильно промаркированный груз может быть задержан на таможне.
Хранение на складе. При заказе логистических услуг под ключ хранение на складе консолидации может быть бесплатным в течение нескольких дней. Этого обычно достаточно для формирования и отправки сборного груза.
Таможенное оформление грузов из Европы
Таможенный контроль импортных грузов предполагает оформление пакета документов и уплату таможенных сборов, налогов и платежей. Декларируемые товары и транспортное средство подвергаются осмотру. Если со стороны сотрудников таможни будут претензии к документам, самому товару, транспортному средству — грузу грозит задержка, а в некоторых случаях и конфискация. Чтобы этого не произошло, логистические провайдеры предлагают услуги таможенного представителя, который подготовит всю документацию для оформления таможенной декларации, грамотно классифицирует товары по ТН ВЭД, рассчитает суммы таможенных сборов, налогов и платежей, проведет декларирование товаров и транспортного средства. Таможенный представитель решает все спорные вопросы при прохождении грузом таможни. Эта услуга широко востребована, так как таможенные представители всегда в курсе любых изменений таможенного законодательства, имеют навыки оформления документов, работают по четким отлаженным схемам. Проведение таможенного оформления импорта через представителя считается оптимальным вариантом для грузов из Европы, особенно сборных, которые требуют отдельного пакета документов на каждого грузоотправителя.
Кроме международной товарно-транспортной накладной (CMR) с приложениями в виде счета-фактуры и особых сертификатов на груз, при импорте товаров из Европы требуется заполнение экспортной декларации EX-1. При закрытии экспортной декларации на таможенном пункте грузополучатель избавляется от необходимости уплаты внутриевропейского НДС. При оформлении груза на российском таможенном пункте эта же декларация служит подтверждением таможенной стоимости товаров. ЕХ-1 должна быть составлена с учетом как европейских, так и российских законодательных требований. Европейские партнеры часто игнорируют требования российского законодательства, при этом составление документа стоит дорого, поэтому экспортная декларация должна оформляться под контролем российских специалистов.
Тарифы на грузоперевозки из Европы: варианты экономии
Цена грузоперевозки включает в себя следующие составляющие: затраты на доставку товара до склада, разгрузку, упаковку/маркировку товара, хранение, загрузку в транспорт, услуги транспортной компании, услуги оформления и «растаможки» груза, складское хранение. Каждая конкретная грузоперевозка может быть оптимизирована таким образом, чтобы можно было сэкономить на одном-двух этапах. Например, для импорта товаров из Европы в Россию традиционно применяется автомобильный транспорт, однако, с приходом глобального кризиса для некоторых компаний оказался выгодным переход на short sea, то есть интермодальные контейнерные перевозки. Это эффективное решение для отправки товаров из стран Западной, Северной и Южной Европы, если точки загрузки близки к основным морским портам. Отказ от прямой автомобильной перевозки добавляет к сроку доставки всего 2–3 дня, но транспортные издержки сокращаются на 20–30%. Однако в этом и других вариантах экономии все зависит от расположения складов. Например, еще одна маленькая хитрость — хранение товаров в терминалах рядом с морским или авиационным портом. Это значительно меньшие тарифы на складские услуги, чем непосредственно в порту. Таким образом, если вы не можете отказаться от доставки грузов дорогостоящим авиатранспортом, можно сэкономить на услугах складского хранения. Экономия при использовании автотранспорта может быть достигнута за счет оптимизации маршрутов и использования меньшего количества перегрузочных точек.