Автоматизация бизнеса: программы, инструменты и технологии
![Автоматизация бизнес-процессов как необходимое условие эффективности компании](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/qpq.jpg)
Содержание:
Непрерывно меняющаяся конъюнктура рынка, высокие скорости в принятии решений, многозадачность в управлении активами и необходимость снижения рисков требуют современных подходов к организации хозяйственной деятельности. Выходом в условиях все усложняющейся внутренней и внешней среды предприятия становится комплексная автоматизация бизнес-процессов. Она позволяет высвободить драгоценные ресурсы для стратегического планирования и концентрации менеджмента на ключевых направлениях работы компании. Мы расскажем о том, что такое автоматизация и система ERP, зачем нужен процессный подход и какое ПО наиболее популярно в мире и в России.
Бизнес и автоматизация: вчера, сегодня, завтра
Автоматизация бизнеса — это частичный или полный перевод стереотипных операций и бизнес-задач под контроль специализированной информационной системы, или программно-аппаратного комплекса. Как результат — высвобождение человеческих и финансовых ресурсов для повышения производительности труда и эффективности стратегического управления.
Автоматизация обычно ведется в двух направлениях:
![Автоматизация основных бизнес-процессов](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/ydy.png)
Автоматизация основных бизнес-процессов: например, управление продажами или работой с клиентами. В этом случае она проводится для непосредственного увеличения объема продаж, количества выпускаемой продукции и повышения доходности всего бизнеса в целом.
![Автоматизация поддерживающих процессов](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/mpm.png)
Автоматизация поддерживающих процессов, таких как бухгалтерский учет, отчетность, делопроизводство. Напрямую на увеличение доходов такая автоматизация не влияет, но помогает сократить время и издержки на ведение рутинной работы.
Основными задачами автоматизации бизнеса являются следующие:
- эффективная поддержка оперативной деятельности предприятия, организация учета и контроля;
- подготовка любых документов для партнеров, включая накладные, счет-фактуры, акты сверки и деловые предложения;
- быстрое получение отчетов о состоянии дел в компании за любой период времени;
- оптимизация затрат на персонал, увеличение эффективности использования рабочего времени путем освобождения сотрудников от рутинной работы;
- сведение к минимуму негативного влияния «человеческого фактора» на важнейшие бизнес-процессы;
- безопасное хранение информации;
- повышение качества обслуживания клиентов.
Автоматизация бизнес-процессов может существенно повысить качество управления в компании и качество ее продукта. Для предприятия в целом она дает ряд существенных преимуществ.
- Увеличение скорости обработки информации и решения повторяющихся задач.
- Повышение прозрачности бизнеса и его технологичности.
- Рост согласованности действий персонала и качества его работы.
- Возможность контроля больших объемов информации.
- Автоматизация ручного труда.
- Уменьшение количества ошибок и повышение точности управления.
- Параллельное решение нескольких задач.
- Быстрое принятие решений в стереотипных ситуациях.
В результате автоматизации управления бизнес-процессами руководитель предприятия получает больше информации для анализа бизнес-процессов в виде подробных аналитических отчетов и имеет возможность качественно управлять компанией с учетом внешних и внутренних показателей.
Например, при использовании ПО «Первая Форма» за первые полгода работы важнейшие показатели деятельности компании увеличиваются:
- точность планирования — на 40%;
- общая эффективность — на 50%;
- экономия времени руководителя — на 80%.
Большинство компаний начинают автоматизацию с рутинных трудоемких процессов, а также с операций, ощутимо влияющих на прибыль и выручку: финансы и бухгалтерия, документооборот, производство продукции и складской учет. Автоматизация таких областей деятельности, как управление предприятием, маркетинг, управление качеством и внешние коммуникации на большинстве предприятий России только начинается.
![автоматизация бизнес-процессов](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/zvz.jpg)
В условиях экономического кризиса приоритеты в сфере автоматизации бизнес-процессов несколько изменяются. К числу основных трендов текущего сезона относятся следующие:
- Использование облачных технологий. Основное отличие этого метода автоматизации — отсутствие в компании собственного сервера. Такие системы пользуются большой популярностью у представителей малого бизнеса, поскольку стоят значительно меньше, чем традиционный вариант.
- Активная автоматизация инструментов маркетинга: внедрение CRM-систем, систем автоматизации контекстной рекламы и BI-систем.
- Развитие технологий межмашинного взаимодействия. Зарождающийся тренд M2M — Machine to Machine — предполагает минимальное участие человека в тех процессах, где это возможно, поскольку усложнение бизнес-процессов и оборудования не всегда позволяет человеку адекватно оценивать и реагировать на изменение ситуации.
- Применение инструментов big data. Еще один тренд развития автоматизации бизнес-процессов — внимание к большим данным и связанной с ними бизнес-аналитике. Востребованы крупными компаниями, поскольку для обработки больших данных требуется специализированное дорогостоящее оборудование.
- Анализ данных в режиме реального времени. Системы автоматизации бизнеса будут эволюционировать в сторону обработки транзакций real-time, что приведет к полностью синхронизированным операциям.
Ключевые направления и программное обеспечение автоматизации бизнес-процессов
Одним из основных условий автоматизации бизнеса является применение предприятием процессного подхода. Под этим термином понимают подход, определяющий рассмотрение деятельности компании как сети бизнес-процессов, неразрывно связанных с ее основными целями, задачами и миссией. Процессный подход, в отличие от преобладающего во многих компаниях структурного подхода, ориентирован не на существующую организационную структуру предприятия, а на реальные бизнес-процессы, конечным результатом которых является создание услуги или продукта.
Процессный подход способствует повышению гибкости бизнеса, сокращению времени реакции на изменения конъюнктуры и улучшению результатов деятельности предприятия.
Каждый бизнес-процесс в компании состоит из набора отдельных операций с порядком выполнения, определяемым технологией или инструкциями. Необходимыми характеристиками бизнес-процесса считаются маршруты и правила, а также входы, выходы, потребляемые ресурсы, участники и владельцы.
Прежде чем приступать к автоматизации бизнес-процессов, необходимо провести работу по их вычленению и описанию, а также отнести их к группе основных или вспомогательных процессов. Это достаточно длительная процедура, на практике она требует участия всех подразделений компании в тесном взаимодействии.
Виды и количество бизнес-процессов индивидуальны для каждой компании. Все дифференцированные бизнес-процессы можно затем интегрировать в несколько основных направлений, по каждому из которых возможно проведение автоматизации как в целом, так и в рамках отдельного процесса:
![Управление](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/rgr.jpg)
1. Управление:
- стратегический менеджмент;
- экономическая безопасность;
- юридическое сопровождение;
- управленческий учет;
- бюджетирование;
- информационная безопасность.
Можно применять систему программ «1С: Предприятие», модуль управления системы SAP R/3.
![Маркетинг и продажи](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/pmp.jpg)
2. Маркетинг и продажи:
- управление маркетинговой деятельностью;
- PR;
- управление рекламной деятельностью;
- управление продажами;
- управление взаимоотношениями с клиентами (CRM).
Для автоматизации этого направления часто используют ПО: CRM-системы — «Мегаплан», «1C:Битрикс24», Clientbase.ru, управление рекламной деятельностью — EFSOL: AMS Управление рекламой, «СиЗиФ», управление сайтом (CMS) — Bitrix, UMI.CMS, NetCat, HostCMS, AMIRO.CMS, DataLife Engine (DLE) и др.
![Производство](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/lal.jpg)
3. Производство:
- управление производственными процессами;
- управление запасами предприятия;
- управление поставками материалов;
- управление производственным оборудованием;
- система логистики.
Программные продукты: системы «Крафт», УСУ, производственный модуль AVA ERP, VOGBIT, Sage, Супер Склад», «Склад и Реализация».
![Управление качеством](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/lhl.jpg)
4. Управление качеством:
- система менеджмента качества (СМК);
- контроль качества выпускаемой продукции и производственных показателей;
- работа с претензиями.
Применяемое ПО: «Администратор показателей», «ФИНЭКС: Управление качеством», «Магистр: Управление качеством», Wonderware MES Software/Quality, ProdX.
![Управление персоналом](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/fvf.jpg)
5. Управление персоналом:
- подбор персонала;
- обучение и развитие персонала;
- кадровый учет;
- мотивация и оплата труда
Программные продукты: «E-Staff Рекрутер» от Datex Software, «1С: Зарплата и Управление Персоналом», Oracle/Управление Персоналом, «Фараон», «БОСС-Кадровик».
![Финансы](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/plp.jpg)
6. Финансы:
- бухгалтерский учет;
- налоговый учет;
- финансовое планирование;
- управление расчетами с клиентами;
- расчет заработной платы сотрудников предприятия.
Программное обеспечение для автоматизации: «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата», «АудитЭксперт», «Мастер Финансов Анализ», «Фингранд».
![Организация деятельности компании](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/cuc.jpg)
7. Организация деятельности компании:
- документооборот;
- секретариат.
Программные продукты: «1С: Документооборот», «Е1 Евфрат» от Cognitive Technologies, «Мастер Док» от Master Group, QPR 2014, Ореn Text.
ERP: новая ступень эволюции систем автоматизации
«Островная» автоматизация отдельных бизнес-процессов компании рано или поздно становится неэффективной, поскольку попытки объединить в единое целое несколько разных систем автоматизации чаще всего оказываются неудачными. При реализации «островного» подхода цель повышения общей эффективности работы предприятия обычно не ставится.
В противовес этому комплексная система автоматизации бизнеса представляет собой систему управления финансово-хозяйственной деятельностью компании и обеспечивает ведение оперативного, управленческого и бухгалтерского учета в целом.
Концепция комплексной системы управления предприятием — ERP — была разработана еще в конце 80-х годов прошлого века. В начале 90-х она начала набирать популярность, поскольку стали появляться системы управления, способные реализовать эту концепцию. В основе ERP-системы лежит принцип создания единого информационного пространства, помогающего отследить в режиме реального времени всю информацию о бизнес-процессах во всех подразделениях компании.
ERP-системы строятся по модульному принципу, и их структура подразумевает наличие отдельных блоков, несущих ответственность за конкретный процесс. Благодаря такому принципу организации возможна доработка и расширение функциональных возможностей всей системы по мере появления новых технологий, изменений в законодательстве или в потребностях клиентов.
Большинство ERP-систем включает следующие группы модулей:
- логистический;
- производственный;
- маркетинговый
- обеспечивающий;
- сбытовой;
- другие.
В России ERP-системы появились только в конце прошлого века и первоначально использовались исключительно крупными компаниями, но на сегодняшний день их внедрение производится на предприятиях любого масштаба.
После внедрения ERP-системы компания может отказаться от использования многочисленных разрозненных программ для работы с финансами, складом, офисом, логистикой. Это, в свою очередь, позволит бизнесу существенно сократить затраты на IT-поддержку.
Согласно данным компании Datanyze, в 2021 году безусловным лидером рынка ERP-систем с большим отрывом от конкурентов стала система Deltek dominates (доля рынка 32,6%). Также в тройку лидеров вошли линия программных приложений Microsoft Dynamics (8,4%) и система Workday (5,8%). На SAP ERP пришлось почти 3,6% рынка, чуть меньше — на Microsoft Dynamics GP (3,5%)[1]
. Тройку лидеров российского рынка ERP-систем, согласно рейтингу Market.CNews, составили решение 1C: ERP, платформа Business Central by Navicon, решение Галактика ERP. Далее в порядке убывания расположились системы SAP, Lexema-ERP, ERP Монолит и т. д[2] .Как выбрать программный продукт
При выборе программного обеспечения системы автоматизации бизнес-процессов можно пойти двумя путями:
- использование типового продукта;
- разработка и внедрение индивидуального ПО.
На заметку
Стандартный (коробочный) продукт обойдется компании дешевле, а также его несколько проще внедрить. Но нельзя забывать о том, что не каждое типовое ПО можно перепрофилировать под индивидуальные особенности предприятия, поскольку в ряде программ возможности дополнительных настроек ограничены или даже исключены. Такая же проблема существует и у облачных сервисов.
Чтобы правильно выбрать конкретную программу, важно дать ответ на ряд очень серьезных вопросов:
- Какие бизнес-процессы планируется автоматизировать?
- Будет ли соответствовать функционал той или иной программы поставленным перед ней задачам?
- Есть ли возможность донастройки под конкретную бизнес-практику?
- Есть ли возможность быстрого изменения системы без прекращения эксплуатации в случае изменения бизнес-процессов или условий ведения бизнеса?
- Насколько система удобна в использовании?
- Есть ли возможность интеграции системы с уже имеющимися сервисами или программами автоматизации?
- Кто и как будет осуществлять техподдержку?
- Сколько будет стоить внедрение и техническая поддержка (владение)?
Поскольку самостоятельно и при этом квалифицированно ответить на данные вопросы практически невозможно, целесообразно получить консультацию у компаний-вендоров (разработчиков ПО). Кроме того, следует пообщаться с коллегами по бизнесу, поскольку их опыт иногда помогает определиться с выбором. Однако при этом важно понимать, что мнения в бизнес-сообществе могут носить весьма субъективный характер, обусловленный спецификой отрасли, размером предприятия, ограниченным опытом владения различными ERP-системами и, как следствие, невозможностью увидеть всю картину в целом и сравнить все продукты применительно к вашим условиям.
Что касается того, автоматизировать ли отдельные процессы или установить систему ERP, то все зависит от специфики конкретного предприятия.
Стоимость ПО и затраты на его внедрение
![Стоимость ПО и затраты на его внедрение](https://qpicture.ru/images/2022/07/27/rmr.jpg)
Ответить однозначно на вопрос, сколько будет стоить автоматизация бизнеса для той или иной компании, очень сложно, поскольку стоимость конкретного программного обеспечения зависит от нескольких факторов, среди которых:
- задачи, которые ПО призвано решать;
- вид программы: типовая или настраиваемая;
- ресурсы, необходимые для внедрения;
- количество подключенных к системе рабочих мест.
Например, цена лицензии популярной комплексной программы «1С: ERP Управление предприятие» на 100 рабочих мест составляет 360 000 рублей, на 50 рабочих мест — 187 200 рублей, на 20 рабочих мест — 78 000 рублей.
Стоимость автоматизации также складывается из нескольких составляющих:
- стоимость самой системы, включая стоимость «коробки» или арендных платежей в случае использования «облачной» версии;
- затраты на настройку системы автоматизации и обучение персонала;
- стоимость регулярной технической поддержки.
В цену автоматизации бизнес-процессов также следует добавить и непрямые издержки, например, затраты времени руководителя и ключевых пользователей на участие в проекте.
Читайте также